Дело 5-34/2011
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Саяногорск 10 мая 2011 года
Судья Саяногорского городского суда Республики Хакасия Аушева В.Ю.,
при секретаре Есиной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Солодухиной Е.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Хакасия, проживающей по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Солодухина Е.Ф. допустила нарушение требований пожарной безопасности.
Административное правонарушение совершено индивидуальным предпринимателем при следующих обстоятельствах.
11.04.2011 года в 10 часов 00 минут, в помещениях <данные изъяты> по адресу: <адрес>, установлено нарушение/невыполнение норм и правил пожарной безопасности, а именно: электрические светильники эксплуатируются со снятыми плафонами рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильников; на окнах установлены глухие металлические решетки; электрическая розетка в помещении сторожа находиться в нерабочем состоянии; на пути эвакуации у центральной двери установлен холодильник с напитками; в комнате сторожа оставлен без присмотра включенный обогреватель кустарного изготовления; пути эвакуации не оборудованы знаками пожарной безопасности; не проведены испытания внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу; требуется перемотать рукава внутренних пожарных кранов в двойную скатку; отсутствует барашек внутреннего пожарного крана расположенного на втором этаже; руководитель не прошел обучение по программе пожарно-технического минимума; не разработан план эвакуации людей и материальных ценностей.
В судебном заседании защитник индивидуального предпринимателя Солодухиной Е.Ф. - Буханченко Т.Н. пояснила, что не согласна с нарушением в части необорудования помещений системой автоматической пожарной сигнализации, большинство помещений здания законсервированы и не используются. Часть здания, которая используется - оборудована автоматической пожарной сигнализацией. Также не согласна с нарушением в части того, что система автоматической сигнализации в баре находится в нерабочем состоянии, так как помещение бара на момент проверки не использовалось, было законсервировано, в связи с чем сигнализация была отключена от питания, хотя и находилась в исправном состоянии. Остальные нарушения, выявленные в ходе проверки в настоящее время устранены, за исключением отсутствия плана эвакуации. План эвакуации заказан, проведена оплата, однако он еще не изготовлен.
Заместитель начальника ОНД г. Саяногорска ФИО 1 пояснила, что на момент проведения проверки не были предоставлены приказы о консервации помещений, в связи с чем было указано том, что помещения не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации, а также о том, что в помещении бара система сигнализации находится в нерабочем состоянии.
Участвующий помощник прокурора г. Саяногорска Кисуркин Д.А. просит привлечь индивидуального предпринимателя Солодухину Е.Ф. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить ей административное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 90 суток, так как были допущены грубые нарушения требований пожарной безопасности
Выслушав защитника Буханченко Т.Н., помощника прокурора г. Саяногорска Кисуркина Д.А., заместителя начальника ОНД г. Саяногорска ФИО 1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313 установлено, что Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального Закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» следует, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Согласно п. 60 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» при эксплуатации действующих электроустановок запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями; применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы.
Пунктом 40 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» предусмотрено, что в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах.
В соответствии с п. 53 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов.
В силу п. 58 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» электроустановки и бытовые электроприборы в помещениях, в которых по окончании рабочего времени отсутствует дежурный персонал, должны быть обесточены, за исключением дежурного освещения, установок пожаротушения и противопожарного водоснабжения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Другие электроустановки и электротехнические изделия (в том числе в жилых помещениях) могут оставаться под напряжением, если это обусловлено их функциональным назначением и (или) предусмотрено требованиями инструкции по эксплуатации.
Согласно п. 1.1 «НПБ 160-97. Нормы пожарной безопасности. Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования» применение сигнальных цветов и знаков пожарной безопасности обязательно для организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности на всей территории Российской Федерации.
Пунктом 2.1 данных норм пожарной безопасности предусмотрено использование сигнальных цветов для обозначения путей эвакуации, а также границ зон путей эвакуации.
Как установлено п. 89 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 года № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)» сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).
Пунктом 91 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» предусмотренно что пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку
В соответствии с п. 31 Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.
В силу п. 4.5 «ГОСТ Р 12.2.143-2009. Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля» планы эвакуации следует разрабатывать для всех зданий, сооружений, транспортных средств и объектов в соответствии с требованиями п. 6.2 настоящего стандарта, ГОСТ 12.1.004 (в части организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности по 3.3 и разделу 4), Правил пожарной безопасности федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, Правил и Руководств по обеспечению безопасности на море и других нормативных документов, устанавливающих требования по защите человеческой жизни и обеспечению эвакуации.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что вина индивидуального предпринимателя, привлекаемого к административной ответственности, доказана и в действиях Солодухиной Е.Ф. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Согласно акта проверки помещений <данные изъяты>, имеющегося в материалах дела, индивидуальный предприниматель Солодухина Е.Ф. нарушила требования пожарной безопасности, а именно: не все помещения оборудованы системой автоматической пожарной сигнализацией; электрические светильники эксплуатируются со снятыми плафонами рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильников; на окнах установлены глухие металлические решетки; система автоматического сигнализации в баре находиться в не рабочем состоянии; электрическая розетка в помещении сторожа находиться в нерабочем состоянии; на пути эвакуации у центральной двери установлен холодильник с напитками; в комнате сторожа оставлен без присмотра включенный обогреватель кустарного изготовления; пути эвакуации не оборудованы знаками пожарной безопасности; не проведены испытания внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу; требуется перемотать рукава внутренних пожарных кранов в двойную скатку; отсутствует барашек внутреннего пожарного крана расположенного на втором этаже; руководитель не прошел обучение по программе пожарно-технического минимума; не разработан план эвакуации людей и материальных ценностей.
Суд находит необоснованным вменение в вину индивидуального предпринимателя Солодухиной Е.Ф. нарушение НПБ 110-03, ППБ 01-03 п. 3 в части оборудования не всех помещений системой автоматической пожарной сигнализацией, а также п. 98 ППБ 01-03 в части того, что система автоматического сигнализации в баре находиться в не рабочем состоянии.
Согласно п. 4 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 года № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)» в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади.
В соответствии с п. 98 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации.
В ходе рассмотрения дела защитником Буханченко Т.Н. представлен приказ от 21.02.2005 года о консервации помещений первого этажа общей площадью 286,6 кв.м. и консервации второго этажа, а также приказ от 15.12.2010 года о консервации помещения вестибюля (первый этаж) в связи с отсутствием необходимости использования помещений в производственных целях.
Доказательств того, что на момент проведения проверки указанные помещения использовались предпринимателем Солодухиной Е.Ф., суду не представлено. Следовательно, оснований для использования автоматической пожарной сигнализации в помещениях, которые на момент проведения проверки являлись законсервированными, не имелось
Таким образом, данное нарушение вменено предпринимателю Солодухиной Е.Ф. необоснованно.
В ходе рассмотрения дела защитником Буханченко Т.Н. представлены доказательства устранения всех нарушений, выявленных в ходе проверки, за исключением разработки плана эвакуации. В части данного нарушения предоставлена приходная фактура Саяногорского отделения ВДПО от 28.04.2011 года о том, что принят заказ на изготовление плана эвакуации.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение индивидуального предпринимателя, обстоятельства смягчающие административную ответственность.
В силу ст. 4.2. КоАП РФ обстоятельством смягчающим административную ответственность суд признает проведение индивидуальным предпринимателем Солодухиной Е.Ф. мероприятий по устранению выявленных нарушений.
Кроме того, при назначении наказания суд учитывает, что эксплуатация части здания связана с размещение работников магазина, а также с нахождением в здании лиц, из числа посетителей магазина, что создает угрозу жизни и здоровью людей.
С учетом изложенного, суд считает возможным назначить индивидуальному предпринимателю Солодухиной Е.Ф. административное наказание в виде административного штрафа.
Руководствуясь ч.1 ст. 20.4, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать индивидуального предпринимателя Солодухину Е.Ф. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Сумма штрафа подлежит зачислению по следующим реквизитам:
<данные изъяты>
Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен индивидуальным предпринимателем, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Разъяснить, что при неуплате административного штрафа в указанный срок возбуждается административное производство о нарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой неуплата штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Саяногорский городской суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии постановления.
Настоящее постановление изготовлено в двух подлинных экземплярах, один из которых хранится в материалах дела, один передается на принудительное исполнение в случае неуплаты штрафа в добровольном порядке.
Судья В.Ю. Аушева