17.08.2010 оспаривание решения налогового органа



Дело № 2-1457/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 августа 2010 года

Сафоновский городской суд Смоленской области

В составе:

председательствующего (судьи): Дроздова С.А.,

при секретаре : Талановой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Гуляева И.М. об оспаривании решения налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

Гуляев И.М. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, указав, что письмом межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Смоленской области от Дата обезличена г. он уведомлен об обязанности к уплате доначисленного транспортного налога в отношении принадлежащего ему автомобиля ГАЗ-2705 за 2007 и 2008 годы в размере 1120 руб. на общую сумму 2240 руб. Впоследствии, в соответствии с требованием Номер обезличен от Дата обезличена г. сумма налога за 2009 г. установлена в размере 4340 руб. исходя из принадлежности транспортного средства к категории грузовых автомобилей. Между тем, на основании налоговых уведомлений за 2007 г. и 2008 г. уплата налога производилась им в сумме 3220 руб., поскольку согласно представленным документам ГАЗ-2705 относится к категории «В», то есть легковым автомобилям. В связи с этим, считает увеличение ставки по транспортному налогу необоснованным.

В судебном заседании Гуляев И.М. заявление поддержал.

Представитель межрайонной ИФНС России N 4 по Смоленской области против удовлетворения заявленных требований возражает, поскольку исчисление и доначисление транспортного налога произведено в соответствии с налоговым законодательством.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив его письменные документы, суд приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что Гуляев И.М. является налогоплательщиком транспортного налога как собственник автомобиля ГАЗ-2705, зарегистрированного в установленном законом порядке. В этой связи, данный налог, подлежащий уплате заявителем, исчислен налоговым органом за 2007 г. и 2008 г. в сумме 3220 руб. с учетом применения ставки, установленной для легковых автомобилей. Впоследствии, требованием Номер обезличен от Дата обезличена г. Гуляев И.М. обязан к уплате доначисленного налога за указанные периоды в размере 1120 руб. на общую сумму 2240 руб. исходя из ставки, определенной в отношении грузовых автомобилей, вследствие применения которой, сумма налога установлена в размере 4340 руб., в том числе, и за 2009 год согласно последующему требованию Номер обезличен от Дата обезличена г..

Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались и подтверждаются паспортом транспортного средства, требованиями об уплате налога и другими документами.

В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

Согласно п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки для автомототранспортных средств устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

При этом, в качестве наименования объекта налогообложения указаны, в частности, «легковые», «грузовые автомобили» и «автобусы».

Аналогичные положения закреплены в статье 6 Закона Смоленской области от 27 ноября 2002 г. № 87-з «О транспортном налоге».

Таким образом, применительно к целям налогообложения категории транспортных средств определены как «легковые» и «грузовые» автомобили, а также иные транспортные средства.

Статьей 358 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок регистрации транспортных средств регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".

В соответствии с пунктами 2 и 4 данного Постановления транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час и предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ.

Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, производится на основании паспортов соответствующих транспортных средств.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" также установлено, что наличие таких паспортов является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.

Согласно пункту 2 указанного Постановления обязанность по выдаче паспортов транспортных средств, выпущенных после 1 июля 1993 г., возложена на организации-изготовители.

Во исполнение пункта 3 этого же Постановления совместным Приказом МВД РФ, ГТК РФ, Госстандарта РФ от 30.06.1997 г. N 399/388/195 утверждено «Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств» (далее - Положение от 30.06.1997 г.), действие которого утратило силу в связи принятием Приказа МВД РФ, Минпромэнерго РФ, Минэкономразвития РФ от 23.06.2005 N 496/192/134 об утверждении «Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» (далее - Положение от 23.06.2005 г.).

Из паспорта транспортного средства (ПТС) на автомобиль ГАЗ-2705, принадлежащего Гуляеву И.М., усматривается, что данный документ выдан организацией-изготовителем - ООО «Автомобильный завод ГАЗ» - Дата обезличена г., то есть в период действия Положения от 30.06.1997 г.

Пунктами 1.4 и 2.1.1 Положения от 30.06.1997 г. (п.п. 5, 41 Положения от 23.06.2005 г.) определено, что организациями-изготовителями паспорта выдаются на транспортные средства, изготовленные ими после 01.07.1993 г. и реализуемые на территории Российской Федерации, при наличии у организаций-изготовителей Одобрения типа транспортного средства на полнокомплектное (конечное) изделие независимо от числа организаций, участвующих в его изготовлении.

При выдаче паспортов организациями-изготовителями заполняется раздел паспорта, содержащий идентификационные и технические характеристики транспортного средства и (или) шасси, сведения об организации-изготовителе, о наличии Одобрения типа транспортного средства, а также данные о собственнике транспортного средства и (или) шасси и организации, выдавшей паспорт.

Получение изготовителем Одобрения типа транспортного средства осуществляется в порядке, установленном, в частности, «Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов», утвержденных постановлением Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19.

В соответствии с разделом 1 «Определения» главы 1 «Общие положения» настоящих Правил под "одобрением типа транспортного средства" понимается соответствующая международной практике форма оценки соответствия типа транспортного средства, а также одноименный документ, оформляемый при положительных результатах оценки соответствия; под "типом транспортного средства" - транспортные средства, характеризующиеся совокупностью одинаковых конструктивных признаков, зафиксированных в технических описаниях.

Пунктом 2.2.4. Положения от 30.06.1995 г. определено, что категория ТС (А, В, С, D, прицеп) соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене 8 ноября 1968 г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 г. (далее - Конвенция о дорожном движении). В частности, категорию «В» составляют автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг. и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

При этом, согласно приложению № 3 к Положению «Сравнительная таблица категорий транспортных средств (ТС) по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении» к данной категории относятся механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения кроме места водителя (М 1), а также механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3.5 тонны (N 1).

Аналогичные положения и данные содержатся в пункте 28 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств от 23.06.2005 г. и приложении № 3 «Сравнительная таблица категорий транспортных средств…».

Пунктом 2.2.3 Положения от 30.06.1997 г. (п. 27 Положения от 23.06.2005 г.) установлено, что в строке "3. Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства или в другом документе, подтверждающем соответствие конструкции установленным требованиям безопасности.

Например: "Легковой", "Автобус", "Грузовой - самосвал, - фургон, - цементовоз, - кран" и т.п.

Из пункта 2.2.2 этого же Положения следует, что в строке "2. Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности и приведенное в Одобрении типа транспортного средства либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств.

В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля). Для определения типа транспортного средства применяется следующий порядок: "1" - легковой автомобиль; "3" - грузовой"; "7" - фургоны; "9" - специальные.

Паспорт транспортного средства, принадлежащего заявителю, содержит сведения о регистрации автомобиля ГАЗ-2705 как «грузового фургона цельнометаллического семиместного», что, согласно пункту 2.2.3 Положения от 30.06.1997 г., соответствует типу транспортного средства «грузовой».

В строке 2 ПТС «Марка, модель ТС» вторая цифра условного цифрового обозначения транспортного средства ГАЗ-2705 указана "7" - фургоны, что также свидетельствует о том, что указанный автомобиль не относятся к легковым.

Кроме этого, из сообщений организации-изготовителя - Горьковского автомобильного завода - следует, что в соответствии с Одобрением типа транспортного средства по своей конструкции и назначению автомобиль ГАЗ - 2705 как с 3-х, так и 7-ми местной кабиной относится к категории транспортных средств N 1- транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3500 кг, то есть к «грузовым» автомобилям. При этом, в графу «Категория ТС» паспорта транспортного средства в соответствии с классификацией Венской конвенции о дорожном движении и Правилами дорожного движения РФ вносится обозначение «В», что соответствует категории водительского удостоверения на право управления транспортным средством.

Из руководства по эксплуатации 3302-3902010 РЭ, разработанного ОАО «ГАЗ» для автомобилей семейства «ГАЗель», к которым также относится модель ГАЗ-2705, следует, что указанные транспортные средства имеют два типа - грузовые автомобили и автобусы.

При таких установленных по делу обстоятельствах, а также с учетом вышеуказанных положений действующего законодательства и нормативных актов, суд находит, что исчисление транспортного налога, подлежащего уплате Гуляевым И.М. как собственником автомобиля ГАЗ-2705, подлежит с учетом ставки, установленной для грузовых автомобилей.

Между тем, разрешая требования Гуляева И.М. в части оспаривания решения налогового органа по доначислению транспортного налога за 2007 г. и 2008 г., суд приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ст.22 НК РФ права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

Статьей 52 настоящего Кодекса установлено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган.

В силу п. 1 ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Положениями, содержащимися в ст.ст. 363, 57, 58 НК РФ определено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. В случаях, когда расчет налога производится налоговым органом, обязанность по его уплате возникает у налогоплательщика в сроки, установленные законом.

Таким образом, в силу закона обязанность по расчету транспортного налога в отношении физических лиц возложена законом на налоговый орган.

В судебном заседании подтверждено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, то обстоятельство, что Гуляевым И.М. добросовестно исполнена установленная законном обязанность (п.п.1 п.1 ст.23 НК РФ) по уплате транспортного налога за 2007 г. и 2008 г. в сумме 3220 руб., определенной налоговым органом.

При этом, последующее исчисление в ином размере суммы налога, подлежащего уплате за 2009 г., свидетельствует об изменениях в толковании налоговым органом норм законодательства о налогах и сборах.

Между тем, в силу пункта 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

В связи с этим, а также исходя из вышеприведенных правовых норм, суд находит, что доначисление транспортного налога за предыдущие налоговые периоды не может быть признано обоснованным.

Статьей 137 НК РФ установлено, что каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.п. 1 и 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. Письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, в форме распоряжения), так и в произвольной. При удовлетворении заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего в судебном постановлении указывается на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению.

Таким образом, требование об уплате налога является решением налогового органа, принятым в форме акта ненормативного характера, порождающим для конкретного гражданина обязанность по уплате налога.

С учетом изложенного, оспариваемое Гуляевым И.М. решение налогового органа об уплате доначисленного транспортного налога за 2007 год и 2008 год в сумме 2240 рублей, принятое в форме требования Номер обезличен от Дата обезличена г., подлежит признанию незаконным.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать требование Номер обезличен от Дата обезличена г. межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Смоленской области об уплате Гуляевым И.М. доначисленного транспортного налога за 2007 год и 2008 год в сумме 2240 рублей незаконным и отменить.

В остальной части требований Гуляеву И.М. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 дней через Сафоновский городской суд.

Председательствующий С.А. Дроздов