11.11.2010 г. признание права на внеочередное предоставление жилого помещения



Дело № 2-1458/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 ноября 2010 года

Сафоновский городской суд Смоленской области

В составе:

председательствующего (судьи): Дроздова С.А.,

при секретаре : Миренковой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Завадской Е.В. к администрации муниципального образования «Сафоновский район» о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Завадская Е.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы муниципального образования «Сафоновский район» №, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, она была определена в госучреждение на полное государственное обеспечение, поскольку ее отец - А.. решением Брянского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав, а мать - К. находилась в розыске и впоследствии решением Сафоновского городского суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ была признана безвестно отсутствующей. При этом, вышеуказанным постановлением администрация С. сельсовета Брянского района Брянской области была уведомлена о необходимости закрепления за ней, как несовершеннолетней, права на проживание на жилой площади в <адрес>, поскольку на тот момент она имела регистрацию по данному адресу. Между тем, указанное домовладение принадлежит на праве собственности ее бабушке - А.А.К членом семьи которой, она не являлась, вследствие чего, каких-либо прав на жилое помещение у нее не возникло. В связи с этим, учитывая, что до настоящего времени она не обеспечена жильем, просит признать за ней право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на состав семьи из двух человек, включая ее несовершеннолетнего сына - З., 2008 года рождения. Кроме этого, просила признать незаконным постановление главы муниципального образования «Сафоновский район» от ДД.ММ.ГГГГ № о закреплении за ней права проживания на жилплощади по адресу: <адрес>.

В судебном заседании Завадская Е.В. заявленные требования уточнила, просит суд признать за ней право на внеочередное предоставление жилого помещения, обязав администрацию муниципального образования «Сафоновский район» предоставить жилье за счет субвенций областного бюджета.

Представитель администрации муниципального образования «Сафоновский район», а также представитель Департамента Смоленской области по образованию и науке, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.

В связи с этим, на основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав объяснения истицы, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены понятия детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В частности, дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из материалов дела следует, что постановлением исполняющего обязанности главы муниципального образования «Сафоновский район» от ДД.ММ.ГГГГ № Завадская (до заключения брака - Андрюшина) Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, определена в госучреждение на полное государственное обеспечение, поскольку ее отец - А.. решением Брянского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав по иску Комитета по образованию администрации <адрес>, а мать - К.. находилась в розыске. Впоследствии, решением Сафоновского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ последняя была признана безвестно отсутствующей с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно справке, представленной Смоленским областным государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования «Сафоновский индустриально-технологический колледж» (до переименования - «Профессиональный лицей №»), Завадская (Андрюшина) Е.В. обучалась в данном образовательном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в указанный период времени находилась на полном государственном обеспечении.

Пунктом 2 части 2 и частью 3 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы на основании решений органа местного самоуправления.

В силу п.1. ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Таким образом, по смыслу закона за указанными лицами подлежит закреплению жилое помещение, право пользования которым, они имеют по основаниям, предусмотренным действующим законодательством (собственник или наниматель жилого помещения, члены их семей).

Материалами дела установлено, что в соответствии с пунктом 2 вышеуказанного постановления от ДД.ММ.ГГГГ № администрация С. сельсовета <адрес> была уведомлена о необходимости закрепления за Завадской Е.В. права проживания на жилой площади в <адрес>, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ истица имела регистрацию по данному адресу. При этом, указанное домовладение в соответствии со свидетельством о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ № принадлежит на праве собственности А.А.К., которая доводится истице бабушкой.

Согласно ч.1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Из имеющейся в материалах дела копии решения Брянского районного суда Брянской области, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что Завадская Е.В. по предъявленному А.А.К. иску, признана утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и ДД.ММ.ГГГГ снята с регистрационного учета по указанному адресу, что подтверждается копиями соответствующего заявления и домовой книги.

При этом, из содержания решения суда следует, что в обоснование заявленных требований А.А.К. ссылалась на отсутствие семейных отношений с Завадской Е.В.

С учетом таких установленных по делу обстоятельств, а также исходя из содержания вышеуказанных правовых норм, суд находит, что наличие факта закрепления за истицей права проживания по месту предыдущей регистрации в жилом помещении, принадлежащим ее родственнику, не лишает последнюю возможности на реализацию гарантированного права на внеочередное предоставление жилья как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку до настоящего момента Завадская Е.В. жилым помещением не обеспечена.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 6, 7 Закона Смоленской области от 29.09.2005 г. № 89-з «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Смоленской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органом исполнительной

власти Смоленской области, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с федеральным законодательством.

Обеспечение установленных Федеральным законом дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей указанной категории, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), на территории Смоленской области является расходным обязательством Смоленской области.

Пунктом 1 статьи 1 Закона Смоленской области от 29.11.2007 г. № 114-з «О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями» определено, что с 01.01.2008 г. органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилыми помещениями по договорам социального найма.

При этом, в соответствии с Законом Смоленской области от 26.11.2009 г. № 108-з «Об областном бюджете на 2010 год» (подпункт 12 пункта 3 ст. 22) и Порядком расходования субвенций бюджетам городских округов Смоленской области, бюджетам городских поселений Смоленской области, бюджетам сельских поселений Смоленской области на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями (утв. постановлением Администрации Смоленской области от 30 декабря 2008 г. N 763), на реализацию вышеуказанных государственных полномочий из областного бюджета местным бюджетам (бюджетам городских округов Смоленской области, бюджетам городских поселений Смоленской области, бюджетам сельских поселений Смоленской области) выделены соответствующие субвенции.

В соответствии с п.1.3 «Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплено жилого помещения, жилыми помещениями», утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 28.11.2008 г. № 641 органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями определяют в соответствии с уставом соответствующего городского округа, городского и сельского поселения Смоленской области орган, уполномоченный обеспечивать деятельность по осуществлению государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.

Из имеющегося в материалах дела постановления главы муниципального образования «Сафоновский район» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что администрация муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области является уполномоченным органом, наделенным вышеуказанными полномочиями.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 - ФЗ регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В судебном заседании достоверно установлено, что Завадская Е.В., являясь уроженкой г. Сафоново, фактически постоянно проживала, в том числе, и после регистрации в Брянской области, и продолжает проживать по месту своего рождения, здесь же была выявлена органами опеки и попечительства как ребенок, оставшийся без попечения родителей, и определена в государственное образовательное учреждение на полное гособеспечение.

В этой связи, суд находит, что возложение обязанности по обеспечению истицы жилым помещением по договору социального найма на администрацию муниципального образования «Сафоновский район» не противоречит требованиям указанной выше нормы Закона.

При этом, исходя из положений ст. 69, п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, такое жилое помещение подлежит предоставлению с учетом наличия у истицы несовершеннолетнего сына - З ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как члена ее семьи.

Кроме этого, в соответствии с положениями, установленными в ст.ст.15, 50, 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение, которым признается изолированное помещение, пригодное для проживания и отвечающее установленным санитарным и техническим правилам, должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, устанавливаемой органом местного самоуправления.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Завадской Е.В. право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены понятия детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Обязать администрацию муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области предоставить Завадской Е.В. за счет субвенций из областного бюджета изолированное жилое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, в черте города Сафоново Смоленской области по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, устанавливаемой органом местного самоуправления, на состав семьи 2 человека.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 дней через Сафоновский городской суд.

Председательствующий: С.А.Дроздов