07.12.2010 г. - о понуждении к совершению действий, ликвидации несанкционированной свалки на территории муниципального образования



Гражданское дело № 2-1730/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Гор. Сафоново

07 декабря 2010 года

Сафоновский городской суд Смоленской области в составе председательствующего федерального судьи Суворовой В.Н. при секретаре Ракчеевой О.В. с участием прокурора Никоновой А.В.., представителя администрации муниципального образования «Сафоновский район» Рудякова В.Ю., представителя третьего лица ООО «Г.» Каршаковой Н.Е., представителя третьего заинтересованного лица «М.» Дмитриевой Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сафоновского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области о ликвидации несанкционированной свалки

У С Т А Н О В И Л

Сафоновский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился с требованием к администрации муниципального образования «Сафоновский район» о понуждении к совершению действий, указывая, что 28.09.2010 г. совместно с участием Государственного инспектора Смоленской области по охране природы К. проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления. В ходе проверки на территории Сафоновского городского поселения выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, расположенная на расстоянии 15 метров от левой стороны <адрес>. По данному факту составлен акт от 28.09.2010 г. Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89 -ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичная норма имеется в ч.1 п.18 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. В соответствии с п. 19 ч.1 ст. 7 Устава Сафоновского городского поселения Смоленской области к вопросам местного значения городского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п.17 Приложения № к решению Совета депутатов Сафоновского городского поселения от 29.12.2005 г. № «О временной схеме управления Сафоновским городским поселением Сафоновского района Смоленской области» переданы полномочия Сафоновского городского поселения администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Из п. 17 Приложения № к решению № Главы муниципального образования «Сафоновский район» от 29.12.2005 г. «О принятии к осуществлению части полномочий администрации Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области усматривается, что полномочия в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора приняты администрацией муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области от Сафоновского городского поселения. Бездействие ответчика создает условия и предпосылки к возникновению угрозы жизни и здоровью людей. Просит суд обязать администрацию муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов на территории МО «Сафоновского городского поселения» Сафоновского района расположенную в 15 метрах от левой стороны дома <адрес>.

Определением суда от 25 ноября 2010 г. в связи с ходатайством представителя ответчика в дело в качестве третьих заинтересованных лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью «Г.» и управляющая компания общество с ограниченной ответственностью «М.».

В судебном заседании участвующий в деле помощник прокурора Никонова А.В. иск поддержала.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области» по доверенности Рудяков В.Ю. иск не признал, ссылаясь на то, что администрация МО «Сафоновский район» является ненадлежащим ответчиком, несанкционированная свалка находится на расстоянии 15 метров от жилого дома <адрес>, то есть на придомовой территории жилого дома, таким образом, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на управляющую компанию ООО «М.».

Представитель третьего заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «Г.» по доверенности Каршакова Н.Е. пояснила, что ООО «Г.» является коммерческой организацией, правоотношения с администрацией муниципального образования «Сафоновский район» регулируются муниципальным контрактом, по которому в их обязанности входит уборка улиц, и осуществляет в гор. Сафоново деятельность по сбору твердых бытовых отходов от населения и юридических лиц, через сеть контейнерных площадок, их транспортировку и размещение на городской свалке. Согласно муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по благоустройству улиц гор. Сафоново Смоленской области на ООО «Г.» возложена обязанность по ручной и механизированной уборке улиц города, в том числе: механизированное сгребание снега; посыпка улиц пескосоляной смесью; механизированный полив улиц; механизированное подметание улиц; механизированная погрузка снега; вывоз смета с городских улиц и придомовых территорий. Улица П. не включена в Приложение к контракту по ручной и механизированной уборке в летний и зимний периоды года.

Представитель третьего заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «М.» по доверенности Дмитриева Е.А пояснила, что на основании договора от 29.09.2009 г. управления многоквартирным домом заключенного между ООО «М.» и собственниками квартир жилого <адрес>, от лица муниципального образования «Сафоновский район» договор подписан начальником УЖКХ <адрес> действующей по доверенности Ф.. ООО «М.» является управляющей компанией, согласно приложения к указанному договору придомовая территория определена по периметру здания на расстоянии 5 метров, таким образом, у управляющей компании отсутствует обязанности по уборке несанкционированной свалки на растяни 15 метров от жилого <адрес>.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых, земельных, экологических и иных правоотношений.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц. Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" предусматривается, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства; в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших (пункт 3 статьи 35, пункт 4 статьи 27).

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и пункте 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

При этом, пунктом 1 статьи 7 указанного Федерального закона установлено, что к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Кроме этого, пунктами 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В статье 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" федеральный законодатель определил круг вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и органами муниципального образования самостоятельно. К таким вопросам в силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора

Согласно п.п. 19 п.1 ст.7 Устава Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения.

В настоящее время городское поселение часть своих полномочий делегировало муниципальному образованию «Сафоновский район», в том числе организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора., что подтверждается Приложением № к решению Совета депутатов Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области от 29.12.2005 г №

В судебном заседании установлено, что 28.09.2010 г. Сафоновской межрайонной прокуратурой совместно с государственным инспектором Смоленской области по охране природы проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории муниципального образования «Сафоновское городское поселение», в ходе которой на территории данного поселения выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, расположенная в 15 м от левой стороны <адрес>.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом совместной проверки от 28 сентября 2010 г., а также показаниями государственного инспектора Смоленской области по охране природы К., не отрицаются представителем ответчика. Наличие несанкционированной свалки бытовых отходов подтверждается и документами, представленными ООО « Г.».

Судом проверены доводы ответчика о том, что ответственность за несанкционированную свалку следует возложить на управляющую компанию, которая в соответствии с Правилами содержания общего имущества многоквартирного дома отвечает за придомовую территорию. Судом достоверно установлено, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом <адрес> не сформирован в соответствии с требованиями жилищного законодательства, согласно договора управления многоквартирным домом от 29.09.2009 года заключенного между ООО «М.» и собственниками квартир жилого дома <адрес> ( Приложение № 1 ), управляющая компания несет обязанности по содержанию придомовой территории размером пять метров по периметру здания. ООО « Г.» не является организацией, созданной органом муниципального образования, для выполнения задач по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, с земель общего пользования.

Таким образом, суд приходит к выводу, что именно администрация муниципального образования, как орган, на который возложена федеральным законодательством, обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов, обязан ликвидировать несанкционированную свалку. твердых бытовых отходов, расположенную в 15 метрах от левого угла многоквартирного дома <адрес> путем вывоза твердых бытовых отходов в места их санкционированного захоронения.

Руководствуясь статьями 196-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л

Заявление Сафоновского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную в 15 метрах от левого угла многоквартирного дома <адрес> путем вывоза твердых бытовых отходов в места их санкционированного захоронения.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 суток со дня его принятия, если не подана кассационная жалоба. В случае подачи кассационной жалобы, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления кассационной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Сафоновский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий ___________________ В.Н. Суворова