Дело № 2-1766/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 декабря 2010 года
Сафоновский городской суд Смоленской области
В составе:
председательствующего (судьи): Дроздова С.А.,
при секретаре : Талановой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акаева С.П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Сафоновском районе о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Акаев С.П. обратился в суд с вышеуказанным иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Сафоновском районе (далее - ГУ УПФ РФ в Сафоновском районе), в обоснование которого сослался на то, что решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с занятостью на работах с вредными условиями труда, предусмотренных Списком № 1. Между тем, с учетом трудовой деятельности во вредных условиях в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также прохождения в этот же период службы в Советской армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которая в соответствии с ранее действовавшим законодательством приравнивалась к работе по Списку № 1, его специальный стаж составил более 9 лет. Вследствие чего, на основании п.п. 1 п. 1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" он имеет право на назначение пенсии с уменьшением общеустановленного возраста (60 лет), а именно по достижении 51 года. В этой связи, просит признать отказ в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным и обязать ответчика назначить указанную пенсию с момента обращения за ее назначением.
В судебном заседании Акаев С.П. иск поддержал.
Представитель ГУ-УПФ РФ в Сафоновском районе заявленные требованияне признал, поскольку на момент утраты действия нормативных актов, в соответствии с которыми ранее служба в составе Вооруженных Сил СССР приравнивалась к работе по Списку № 1, истец не имел требуемой продолжительности специального стажа (10 лет). При этом, действующим законодательством не предусмотрено включение службы в армии в стаж работы по специальности, а ранее действующим законодательством не предусматривалась возможность досрочного назначения пенсии со снижением установленного возраста.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2002 г., трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста на один год за каждый полный год такой работы.
Постановлением Правительства РФ № 537 от 18.07.2002 г. определено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется Список № 1 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, утверждённый Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10. При этом, время выполнявшихся до 01.01.1992 г. работ, предусмотренных Списком № I производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных основаниях и в льготных размерах, утверждённым Постановлением СМ СССР № 1173 от 22.08.1956 г., засчитывается в стаж наравне с работами, предусмотренными Списком № 1 от 26.01.1991 г.
В судебном заседании установлено, что Акаев С.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовойпенсии по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с занятостью на работах с вредными условиями труда, предусмотренных Списком № 1. Однако, решением ГУ-УПФ РФ в Сафоновском районе № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии истцу отказано по вышеуказанным основаниям, приведенным в обоснование возражений относительно заявленного иска. При этом, в специальный стаж работы Акаева С.П. в связи с особыми условиями труда по Списку № 1 включены следующие периоды работы на ОАО «А» (до переименования - З): с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве слесаря-ремонтника в производстве изделий из стеклопластика; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве ученика формовщика стеклопластиковых изделий в производстве изделий из стеклопластика; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве формовщика стеклопластиковых изделий в производстве изделий из стеклопластика, что составляет 07 лет 10 месяцев 23 дня.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П и Определении от 05.11.2002 г. № 320-О, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. При этом, принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством. В отношении таких граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Таким образом, при определении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, которые устанавливали порядок исчисления стажа для назначения пенсии работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, до введения нового правового регулирования в области пенсионного обеспечения.
Пунктом 109 раздела VIII. ИСЧИСЛЕНИЕ СТАЖА «Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590 и действовавшего в период занятости истца на работах с вредными условиями труда, устанавливалось, что при назначении на льготных условиях пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (Список № 1), а также на других работах с тяжелыми условиями труда, период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался к работе с особыми условиями труда, которая предшествовала данному периоду, либо следовала за окончанием этого периода.
Следовательно, ранее действующее законодательство предусматривало возможность включения периода службы армии в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с занятостью на работах, предусмотренных Списком №.
Материалами дела установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Акаев С.П. проходил службу в Советской армии по призыву. При этом, как в период, предшествующий военной службе (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), так и после ее окончания (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), истец осуществлял трудовую деятельность на работах с вредными условиями труда, которые предусмотрены Списком № 1.
Соответственно, специальный трудовой стаж Акаева С.П. в особых условиях труда по указанному Списку составил 09 лет 10 месяцев 23 дня с зачетом в него периода военной службы (2 года).
При таких установленных по делу обстоятельствах, а также исходя из вышеуказанных правовых норм, суд находит, что истец приобрел право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста на основании пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с достижением возраста 51 года и наличием требуемого специального стажа более 9 лет.
Доводы представителя ответчика о том, что действующим законодательством не предусмотрено включение службы в армии в стаж работы по специальности, а ранее действующим законодательством не предусматривалась возможность досрочного назначения пенсии со снижением установленного возраста, суд находит несостоятельными, поскольку данные обстоятельства не могут являться основанием для ущемления прав истца на пенсионное обеспечение.
С учетом вышеизложенного, заявленные Акаевым С.П. требования подлежат удовлетворению.
Пунктом 1 статьи 19 вышеназванного Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ установлено, что трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Из материалов дела усматривается, что с заявлением о назначении пенсии Акаев С.П. обратился ДД.ММ.ГГГГ, возраста 51 года истец достиг ДД.ММ.ГГГГ
В связи с этим, пенсия Акаеву С.П. подлежит назначению с ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Сафоновском районе Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Акаеву С.П. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Сафоновском районе Смоленской области назначить Акаеву Сергею Павловичу трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 дней через Сафоновский городской суд.
Председательствующий С.А.Дроздов