Дело № 2-164/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 января 2011 года
Сафоновский районный суд Смоленской области
В составе:
председательствующего (судьи): Дроздова С.А.,
при секретаре : Моисеенковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриевой И.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сафоновском районе о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Дмитриева И.Г. обратилась в суд с вышеуказанным требованием к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Сафоновском районе (далее - ГУ-УПФ РФ в Сафоновском районе), указав, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако, решением ГУ-УПФ РФ в Сафоновском районе в назначении пенсии отказано по мотиву отсутствия требуемого специального стажа. При этом, в данный стаж необоснованно не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности председателя профкома учащихся Смоленского педагогического училища, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В связи с этим, просит признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и обязать ответчика назначить указанную пенсию с момента обращения за ее назначением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании Дмитриева И.Г. и ее представитель по доверенности - Захарова А.Н. - заявленные требования поддержали, поскольку они основаны на законе.
Представитель ГУ - УПФ РФ в Сафоновском районе иск не признал, указав, что в соответствии с «Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденным постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. № 1397, периоды работы на выборных должностях в профсоюзных организациях могли быть включены в специальный стаж при условии, если не менее 2/3 такого стажа (16 лет 08 месяцев), требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Однако, на дату утраты действия названного постановления (01.10.1993 г.) истица не имела требуемого стажа работы по педагогической специальности. При этом, представитель ответчика не возражал против включения в специальный стаж периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подп. 19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2002 г., трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Дмитриева И.Г. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако, решением ГУ-УПФ РФ в Сафоновском районе за № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии отказано вследствие отсутствия необходимого специального стажа, который, согласно расчету ответчика, на момент обращения за назначением пенсии составил 22 года 07 месяцев. При этом, в указанный стаж не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на выборной должности председателя профкома учащихся Смоленского педагогического училища, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Пунктом 2 статьи 27 вышеуказанного Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П и Определении от 05.11.2002 г. № 320-О, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
При этом, принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством. В отношении таких граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Таким образом, при определении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, которые устанавливали порядок исчисления стажа для назначения пенсии педагогическим работникам до введения нового правового регулирования в области пенсионного обеспечения.
Согласно подпункту «б» пункта 1 «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 г.,действовавшего в спорный период трудовой деятельности истицы, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях.
При этом, пунктом 4 указанного Положения предусматривалось, что время такой работы засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с данным постановлением приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Из трудовой книжки Дмитриевой И.Г. усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истицей осуществлялась работа на выборной должности председателя профкома учащихся Смоленского педагогического училища.
Следовательно, работая в данной должности, Дмитриева И.Г. имела право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.
Из материалов дела следует, что на момент обращения за назначением пенсии стаж работы истицы в должностях и учреждениях, осуществление трудовой деятельности в которых дает право на досрочное назначение пенсии педагогическим работникам, составляет более 16 лет 08 месяцев (25 лет х 2/3).
Таким образом, суд находит, что период работы Дмитриевой И.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности председателя профкома учащихся Смоленского педагогического училища подлежит включению в специальный стаж.
В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции от 31.03.1988 года), действовавшей на момент спорного периода правоотношений, отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» (пункт 2) с 01 декабря 1989 года увеличена продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
В силу п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-I « О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Таким образом, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежит включению в специальный стаж
При таких установленных по делу обстоятельствах, суд находит, что заявленные Дмитриевой И.Г. требования подлежат удовлетворению, поскольку на момент обращения за назначением пенсии специальный стаж истицы составил более 25 лет.
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Из материалов дела усматривается, что Дмитриева И.Г. в установленном законом порядке обратилась с заявлением о досрочном назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ. г. В связи с этим, пенсия подлежит назначению истице с указанного периода времени.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Дмитриевой И.Г. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сафоновском районе назначить Дмитриевой И.Г. пенсию по старости в соответствии подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 дней через Сафоновский городской суд.
Председательствующий: С.А. Дроздов.