31.05.2011 г. право на досрочное назначение пенсии по старости



Дело № 2-940/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 мая 2011 года

Сафоновский районный суд Смоленской области

В составе:

председательствующего (судьи): Дроздова С.А.,

при секретаре                               : Горбачевой Ю.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мараковой О.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сафоновском районе о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Маракова О.Н. обратилась в суд с вышеуказанными требованиями к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Сафоновском районе (далее ГУ-УПФ РФ в Сафоновском районе), ссылаясь на то, что дд.мм.гггг обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Однако, решением ГУ-УПФ РФ в Сафоновском районе в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием специального стажа. При этом, в указанный стаж необоснованно не включен период ее обучения в <данные изъяты> государственном педагогическом институте с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг Между тем, в этот период времени действовало «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденное постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 г., в соответствии с которым, был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. В связи с этим, просит суд признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязав ГУ-УПФ РФ в Сафоновском районе назначить указанную пенсию с момента обращения за ее назначением, то есть с дд.мм.гггг Кроме этого, просит взыскать с ответчика судебные расходы в сумме 3200 рублей.

В судебном заседании истица заявленные требования уточнила, указав, что просит признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и обязать ответчика назначить указанную пенсию с дд.мм.гггг На исковых требованиях о взыскании судебных расходов в сумме 3200 рублей не настаивает.

Представитель ГУ - УПФ РФ в Сафоновском районе иск не признал, В обоснование возражений сослался на то, что Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 период обучения в институте как дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности не предусмотрен. В Правилах, утвержденных вышеуказанным постановлением, также отсутствуют какие-либо условия о возможности включения в специальный стаж, периода обучения в институте. Не было предусмотрено включение в специальный стаж время обучения в ВУЗе и в ранее действовавших нормативных актах, регулировавших пенсионное обеспечение педагогических работников (Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 и Список, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067). Положения вышеуказанных нормативных актов не содержали каких - либо условий о возможном включении в специальный стаж спорного периода трудовой деятельности. В соответствии с «Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденным постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. № 1397, периоды обучения в ВУЗе могли быть включены в указанный стаж при условии, если не менее 2/3 стажа (16 лет 08 месяцев), требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Однако, на дату утраты действия названного постановления (01.10.1993 г.) истица не имела требуемого стажа работы по специальности.

Выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с подп. 19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2002 г., трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В судебном заседании установлено, что дд.мм.гггг Маракова Т.М. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако, решением ГУ-УПФ РФ в Сафоновском районе № ххх от дд.мм.гггг в назначении пенсии отказано вследствие отсутствия необходимого специального стажа, который, согласно расчету ответчика, на момент обращения за назначением пенсии составил 20 лет 05 месяцев 24 дня. При этом, в указанный стаж не включен период обучения истицы в <данные изъяты> государственном педагогическом институте.

Пунктом 2 статьи 27 вышеуказанного Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П и Определении от 05.11.2002 г. № 320-О, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. При этом, принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством. В отношении таких граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Таким образом, при определении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, которые устанавливали порядок исчисления стажа для назначения пенсии педагогическим работникам до введения нового правового регулирования в области пенсионного обеспечения.

Согласно п.2 «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 г.,действовавшего в спорный период трудовой деятельности истицы, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовало педагогическая деятельность.

При этом, пунктом 4 указанного Положения предусматривалось, что время обучения в педагогических учебных заведениях засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с данным постановлением приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Из трудовой книжки Мараковой О.Н. усматривается, что истица с дд.мм.гггг принята воспитателем группы продленного дня <данные изъяты> 8-ми летней школы, дд.мм.гггг переведена учителем начальных классов в этой же школе. С занимаемой должности уволена дд.мм.гггг в связи с поступлением в ВУЗ. В период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг являлась студентом <данные изъяты> государственного педагогического института, по окончании которого с дд.мм.гггг принята учителем русского языка и литературы в среднюю школу № ххх г. Сафоново.

Следовательно, работая в указанной должности, истица имела право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.

Из материалов дела следует, что на момент обращения за назначением пенсии стаж работы Мараковой О.Н. в должностях и учреждениях, осуществление трудовой деятельности в которых дает право на досрочное назначение пенсии педагогическим работникам, составляет более 16 лет 08 месяцев (25 лет х 2/3).

С учетом вышеизложенного и установленных по делу обстоятельств, суд находит, что период обучения Мараковой О.Н. в <данные изъяты> государственном педагогическом институте с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг подлежит включению в специальный стаж истицы, а заявленные требования - удовлетворению, поскольку на момент обращения за назначением пенсии стаж работы Мараковой О.Н. по специальности составил более 25 лет.

Доводы представителя ответчика о том, что в связи с последующим изменением законодательства возможность включения в специальный стаж периода работы в качестве штатной пионервожатой была исключена, суд находит несостоятельными, поскольку данное обстоятельство не может являться основанием для ущемления прав истца на пенсионное обеспечение.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Учитывая, что Маракова О.Н. в установленном законом порядке обратилась за назначением пенсии, она должна быть назначена истице с дд.мм.ггггй г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Мараковой О.Н. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сафоновском районе назначить Мараковой О.Н. пенсию по старости в соответствии подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с дд.мм.гггг.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 дней через Сафоновский районный суд.

Председательствующий:                                                     С.А. Дроздов.