Дело № 2-942/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 22 июня 2011 года Сафоновский районный суд Смоленской области В составе: председательствующего (судьи): Дроздова С.А., при секретаре : Горбачевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крюченковой Т.А. к администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области о восстановлении в списке на первоочередное получение жилого помещения и компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: Крюченкова Т.А. обратилась в суд с вышеуказанными требованиями к администрации муниципального образования «Сафоновский район», ссылаясь на то, что дд.мм.гггг ее семья, как многодетная, была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в первоочередном порядке. Впоследствии, постановлением Главы администрации МО «Сафоновский район» № ххх от дд.мм.гггг она была необоснованно исключена из первоочередного списка в связи с достижением одним из детей совершеннолетнего возраста. Вследствие чего, просит признать данное постановление незаконным, обязать администрацию муниципального образования «Сафоновский район» восстановить в первоочередном списке на получение жилого помещения, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 20000 рублей, а также судебные издержки в размере 200 рублей. В судебном заседании Крюченкова Т.А. и ее представитель по доверенности Добров П.А. требования поддержали. Представитель администрации муниципального образования «Сафоновский район» заявленные требования не признал, поскольку они не основаны на законе. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив его письменные документы, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Крюченкова Т.А. с составом семьи из 5 человек, включая супруга Крюченкова А.В., а также трех детей - Крюченкова Д.А., дд.мм.гггг года рождения, Крюченкова А.А., дд.мм.гггг года рождения, и Крюченкова Е.А., дд.мм.гггг года рождения, проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 37.9 кв.м., в том числе жилой - 24.2 кв.м. по адресу: <адрес>. При этом, решением комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования «Сафоновский район» от дд.мм.гггг, утвержденным постановлением Главы МО «Сафоновский район» от дд.мм.гггг № ххх, Крюченкова Т.А. с дд.мм.гггг была включена в список граждан, пользующихся правом на первоочередное предоставление жилья, в связи с наличием многодетной семьи и обеспеченностью жилой площадью на одного члена семьи менее установленной нормы. Впоследствии, решением той же комиссии по жилищным вопросам от дд.мм.гггг, утвержденным постановлением Главы администрации муниципального образования «Сафоновский район» от дд.мм.гггг № ххх, Крюченкова Т.А. исключена из первоочередного списка на получение жилой площади в связи с утратой статуса многодетной семьи, определенного областным законом «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Смоленской области», поскольку сын истицы - Крюченков Д.А. достиг возраста 18 лет. Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались и подтверждаются письменными материалами дела: справкой о составе семьи истицы и свидетельствами о рождении ее детей, справкой БТИ, протоколами заседания комиссии по жилищным вопросам от дд.мм.гггг и от дд.мм.гггг, утвержденными, соответственно, постановлениями Главы администрации МО «Сафоновский район» от дд.мм.гггг № ххх и от дд.мм.гггг № ххх, а также другими документами. Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. В соответствии со ст.29 Жилищного кодекса РСФСР, введенного в действие с 01.01.1984 г. и действовавшего до 1 марта 2005 г., нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались, в частности, граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. Согласно подпункту «а» пункта 7 «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Смоленской области», утвержденных постановлением Смоленского облисполкома и облсовпрофа от 06.12.1984 г. № 612 во исполнение ст.29 ЖК РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 6.5 квадратных метра. При этом, пункт 8 части 1 статьи 36 ЖК РСФСР предусматривал первоочередное предоставление жилых помещений многодетным семьям (имеющим трех и более детей). Кроме этого, часть 1 статьи 32 настоящего Кодекса устанавливала право граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй данной нормы закона, которая определяла исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. В частности, такое основание, как достижение одним из детей многодетной семьи возраста 18 лет, в этом перечне отсутствовало. При таких обстоятельствах, учитывая положения ст.56 ЖК РФ, ст.ст.29, 32 ранее действовавшего ЖК РСФСР в их взаимосвязи с положениями, содержащимися в ч.2 ст.6 вышеуказанного Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», суд находит, что орган местного самоуправления, по решению которого Крюченкова Т.А. была включена в список граждан, пользующихся правом на первоочередное предоставление жилья, не вправе был исключать истицу из указанного списка в связи с достижением одним из детей возраста 18 лет до обеспечения ее жилым помещением в установленном законом порядке. Ссылка комиссии по жилищным вопросам администрации МО «Сафоновский район» в обоснование принятого дд.мм.гггг решения об исключении Крюченковой Т.А. из первоочередного списка на получение жилого помещения в соответствии с областным законом «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Смоленской области» в связи с утратой статуса многодетной семьи и соответствующей льготы, не может быть признана обоснованной, поскольку указанный закон содержит понятие многодетной семьи с целью предоставления мер социальной поддержки установленных названным законом, к которым относятся ежемесячные денежные выплаты и прием детей в дошкольные образовательные учреждения в первую очередь (статьи 1, 2, 3). С учетом изложенного, решение комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Сафоновский район» от дд.мм.гггг, утвержденное постановлением Главы МО «Сафоновский район» от дд.мм.гггг № ххх, в части исключения Крюченковой Т.А. из списка на первоочередное получение жилья не может быть признано законным. В связи с этим, на администрацию муниципального образования «Сафоновский район» подлежит возложению обязанность по восстановлению истицы в указанном списке. Разрешая заявленные Крюченковой Т.А. требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд исходит из того обстоятельства, что данные требования связаны с защитой жилищных прав. Между тем, жилищное законодательство не предусматривает возможности компенсации морального вреда. Вследствие чего, требования Крюченковой Т.А. в этой части удовлетворению не подлежат. В соответствии со ст.98 ГПК РФ с администрации муниципального образования «Сафоновский район» в пользу Крюченковой Т.А. подлежит взысканию 200 рублей в счет возмещения расходов на оплату государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать решение комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Сафоновский район» от дд.мм.гггг, утвержденное постановлением Главы МО «Сафоновский район» Смоленской области от дд.мм.гггг № ххх, в части исключения Крюченковой Т.А. из списка на первоочередное получение жилья незаконным. Обязать администрацию муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области восстановить Крюченкову Т.А. с составом семьи из пяти человек в списке на первоочередное получение жилого помещения. Взыскать с администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области в пользу Крюченковой Т.А. 200 рублей в счет возмещения расходов на оплату государственной пошлины. В удовлетворении требований Крюченковой Т.А. к администрации муниципального образования «Сафоновский район» <адрес> о взыскании компенсации морального вреда - отказать. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 дней через Сафоновский районный суд. Председательствующий: С.А.Дроздов