Гражданское дело № 2-1333/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 20 июля 2011 года гор. Сафоново Сафоновский районный суд Смоленской области в составе председательствующего федерального судьи Суворовой В.Н. при секретаре Ракчеевой О.В. с участием помощника прокурора Никоновой А.В., представителя ответчика Плешковой В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафоновского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Барановского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области о понуждении к совершению действий, У С Т А Н О В И Л Сафоновский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с требованием к администрации муниципального образования Барановского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области о понуждении к совершению действий указывая, что Сафоновской межрайонной прокуратурой совместно с отделом надзорной деятельности Сафоновского и Холм-Жирковского районов, проведена проверка соблюдения администрацией Барановского сельского поселения Сафоновского района Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 года Правил пожарной безопасности в Российской федерации (ППБ 01-03). Ссылается, что в соответствии с п.9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно ст.63 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально- технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. В силу ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Согласно п.27, п.31, п.90, п.94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий №313 от 18.06.2003г. территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности; сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу; у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника; при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. При проведении проверки выявлены нарушения ответчиком законодательства о пожарной безопасности. Статьей 1 ППБ 01-03 установлено, что Правила пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами местного самоуправления, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Просит обязать ответчика устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно: Обеспечить подъезды к пирсам пожарных водоемов в д.Бибишки, д.Высокое, д.Городок, д.Лустино, д.Лягушкино, д.Селецкое, д.Сельцо, д.Кряжево, д.Кулево, д.Кудъярово; - обозначить знаками пожарной безопасности места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности; - установить на территории поселения соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним; - устроить подъезд с площадкой (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на озере в д.Высокое. В судебном заседании помощник прокурора участвующий в деле Никонова А.В. требования уточнила, поскольку подъезды к пожарным водоемам в деревнях, указанных в пункте 1 требований имеются, просит обязать ответчика обеспечить наружное освещение в темное время суток подъездов к пирсам пожарных водоемов в д. Бибишки, д. Высокое, д. Городок, д. Лустино, д. Лягушкино, д. Селецкое, д. Сельцо, д. Кряжево, д. Кулево, д. Кудъярово, в остальной части заявленные требования поддержала. Просит обязать ответчика устранить выявленные нарушения в разумный срок. Представитель ответчика глава муниципального образования Барановского сельского поселения Плешкова В.В. исковые требования не признала, указав, что вины администрации сельского поселения нет, перечисленные нарушения правил и норм пожарной безопасности вызваны недостаточными финансовыми средствами, имеющимися в бюджете сельского поселения. Кроме того, пояснила, что в д. Бибишки, д. Лустино, д. Лягушкино, д. Селецкое, д. Сельцо, д. Кряжево, д. Кулево, д. Кудъярово не имеется пожарных водоемов, что бы освещать в темное время суток подъезд к ним, имеются только колодцы. Обустройство твердого покрытия подъезда к водоему д. Высокое считает нецелесообразным, так как в населенном пункте имеется водонапорная башня. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. При этом требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых, является их нарушением. Из статьи 20 Закона № 69-ФЗ следует, что нормативное регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Согласно п. п. 1 и 2 правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313, требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В связи с этим, организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, в силу положений действующего законодательства, требования пожарной безопасности подлежат обязательному, постоянному и безусловному исполнению. В соответствии со ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности. Как следует из Устава Барановского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельских поселений относится к вопросам местного значения муниципального образования. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Статья 19 названного закона предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Согласно ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально- технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. В соответствии с п. 27 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий №313 от 18.06.2003г. Территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать". Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Пунктами 90 и 94 указанных правил установлено, что у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В судебном заседании установлено, что 30 марта 2011 г. проведена проверка соблюдения администрацией Барановского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 113 от 18.06.2003 года Правил пожарной безопасности в Российской федерации (ППБ 01-03), по результатам проведенной проверки составлен акт № 18, из выявленных нарушений в настоящее время не устранены следующие: не обеспечены наружным освещением в темное время суток подъезды к пирсам пожарных водоемов в д. Бибишки, д. Высокое, д. Городок, д. Лустино, д. Лягушкино, д. Селецкое, д. Сельцо, д. Кряжево, д. Кулево, д. Кудъярово; не обозначены знаками пожарной безопасности места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности; не установлены на территории поселения соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним; отсутствует подъезд с площадкой (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на озере в д.Высокое. Доводы главы администрации муниципального образования Барановского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области об отсутствие финансирования на устранение указанных нарушений в области пожарной безопасности, судом не могут быть приняты во внимание, согласно ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», финансирование обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования. При таких установленных по делу обстоятельствах суд находит, что заявление Сафоновского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению, однако исходя из того, что в д. Бибишки, д. Высокое, д. Городок, д. Лустино, д. Лягушкино, д. Селецкое, д. Сельцо, д. Кряжево, д. Кулево, д. Кудъярово отсутствуют пожарные водоемы, и для целей пожаротушения используются колодцы, что следует из показаний представителя ответчика, суд считает необходимым обязать ответчика обеспечить наружное освещение в темное время суток подъездов к колодцам, используемым для пожаротушения в д. Бибишки, д. Высокое, д. Городок, д. Лустино, д. Лягушкино, д. Селецкое, д. Сельцо, д. Кряжево, д. Кулево, д. Кудъярово. Определяя обязанность ответчика по выполнению мероприятий по обеспечению требований пожарной безопасности суд находит необходимым установить ответчику срок для выполнения работ 20.09.2011 г., так как ранее администрацией МО не было выполнено в установленный законом срок представление Сафоновского межрайонного прокурора об устранении нарушений закона. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л Исковое заявление Сафоновского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Барановского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области о понуждении к совершению действий удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Барановского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области в срок не позднее 20 сентября 2011 года обеспечить наружное освещение в темное время суток подъездов к колодцам используемым для пожаротушения в д. Бибишки, д. Высокое, д. Городок, д. Лустино, д. Лягушкино, д. Селецкое, д. Сельцо, д. Кряжево, д. Кулево, д. Кудъярово; обеспечить наружное освещение в темное время суток подъездов к пирсам пожарных водоемов в д. Высокое, д. Городок; обеспечить знаками пожарной безопасности места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности на территории населенных пунктов; установить на территории населенных пунктов соответствующие указатели, объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним; обеспечить подъезд с площадкой (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на озере д. Высокое. Решение вступает в законную силу по истечении 10 суток со дня его принятия, если не подана кассационная жалоба. В случае подачи кассационной жалобы, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления кассационной инстанции. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд Смоленской области в течение 10 дней. Председательствующий ________________ В.Н. Суворова