Гражданское дело № 2-1332/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 02 августа 2011 года гор. Сафоново Сафоновский районный суд Смоленской области в составе председательствующего федерального судьи Суворовой В.Н. при секретаре Ракчеевой О.В. с участием помощника прокурора Никоновой А.В., представителя ответчика Егоровой Г.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафоновского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Зимницкого сельского поселения Сафоновского района Смоленской области о понуждении к совершению действий, У С Т А Н О В И Л Сафоновский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с требованием к администрации муниципального образования Зимницкого сельского поселения Сафоновского района Смоленской области о понуждении к совершению действий указывая, что Сафоновской межрайонной прокуратурой совместно с отделом надзорной деятельности Сафоновского и Холм-Жирковского районов, проведена проверка соблюдения администрацией Зимницкого сельского поселения Сафоновского района Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 года Правил пожарной безопасности в Российской федерации (ППБ 01-03). Ссылается, что в соответствии с п.9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно ст.63 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально- технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. В силу ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Согласно п.31, п. 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий №313 от 18.06.2003г. сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу; на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения. При проведении проверки выявлены нарушения ответчиком законодательства о пожарной безопасности. Статьей 1 ППБ 01-03 установлено, что Правила пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами местного самоуправления, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Просит обязать ответчика устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно: - территории общего пользования населенных пунктов Зимницкого сельского поселения обеспечить первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем; п. Алферово, д. Зимница, д. Кононово обеспечить переносными пожарными мотопомпами. В судебном заседании помощник прокурора участвующий в деле Никонова А.В. требования уточнила, просит обязать ответчика обеспечить первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем территории общего пользования в п. Алферово, д. Зимница, д. Кононово, в остальной части требования поддержала. Полагает, что для устранения нарушений необходимо установить срок 02.10.2011 г. Представитель ответчика глава муниципального образования Зимницкого сельского поселения Егорова Г.В. исковые требования по существу признала, указав, что перечисленные нарушения правил и норм пожарной безопасности вызваны недостаточными финансовыми средствами, имеющимися в бюджете сельского поселения. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. При этом требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых, является их нарушением. Из статьи 20 Закона № 69-ФЗ следует, что нормативное регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Согласно п. п. 1 и 2 правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313, требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В связи с этим, организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, в силу положений действующего законодательства, требования пожарной безопасности подлежат обязательному, постоянному и безусловному исполнению. В соответствии со ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности. Как следует из Устава Зимницкого сельского поселения Сафоновского района Смоленской области обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельских поселений относится к вопросам местного значения муниципального образования. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Статья 19 названного закона предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. Согласно ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально- технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. В соответствии с п. 31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий №313 от 18.06.2003г. Сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу. В судебном заседании установлено, что 19 мая 2011 г. проведена проверка соблюдения администрацией Зимницкого сельского поселения Сафоновского района Смоленской области Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 113 от 18.06.2003 года Правил пожарной безопасности в Российской федерации (ППБ 01-03), по результатам проведенной проверки составлен акт, из выявленных нарушений в настоящее время не устранены следующие: территории населенных пунктов Зимницкого сельского поселения не обеспечены первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем; п. Алферово, д. Зимница, д. Кононово не обеспечены переносными пожарными мотопомпами. При таких установленных по делу обстоятельствах суд находит, что заявление Сафоновского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению. Определяя обязанность ответчика по выполнению мероприятий по обеспечению требований пожарной безопасности суд находит необходимым установить ответчику срок для выполнения работ 02.10.2011 г., так как ранее администрацией МО не было выполнено в установленный законом срок представление Сафоновского межрайонного прокурора об устранении нарушений закона. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л Исковое заявление Сафоновского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Зимницкого сельского поселения Сафоновского района Смоленской области о понуждении к совершению действий удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Зимницкого сельского поселения Сафоновского района Смоленской области в срок не позднее 02 октября 2011 года обеспечить первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем территории общего пользования п. Алферово, д. Зимница, д. Кононово; обеспечить п. Алферово, д. Зимница, д. Кононово переносными пожарными мотопомпами. Решение вступает в законную силу по истечении 10 суток со дня его принятия, если не подана кассационная жалоба. В случае подачи кассационной жалобы, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления кассационной инстанции. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд Смоленской области в течение 10 дней. Председательствующий ________________ В.Н. Суворова