Дело № 2-936/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 29 августа 2011 года Сафоновский районный суд Смоленской области в составе председательствующего: Асеева М.С., при секретаре : Миренковой Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щегловой С.П. к Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Смоленской области и Департаменту <данные изъяты> по социальному развитию о предоставлении социальной выплаты, УСТАНОВИЛ: Щеглова С.П. обратилась в суд с вышеуказанными требованиями к Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Смоленской области, сославшись на то обстоятельство, что постановлением Главы муниципального образования «<данные изъяты>» Смоленской области от дд.мм.гггг № ххх ее семья, состоящая из трех человек, в числе которых она, муж - ФИО1 и сын - ФИО2, была включена в список участников Областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2004 - 2010 годы». По условиям Программы ее участникам - молодым семьям с детьми, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставлялись социальные выплаты на приобретение жилья в размере 40 процентов его средней стоимости. Постановлением <адрес> от дд.мм.гггг № ххх утверждена Долгосрочная областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей на 2009 - 2010 годы», при реализации мероприятий которой использовались результаты проведенного отбора для участия в Областной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2004 - 2010 годы». Условия Программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2009 - 2010 годы» остались теми же - предоставление молодым семьям с детьми социальной выплаты на приобретение жилья в размере 40 процентов его средней стоимости. Однако по состоянию на 2010 г. социальная выплата ее семье не предоставлена, при этом ее семья была включена в Областную целевую программу «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы». Между тем данная Программа продолжением предыдущих не является, имеет иные условия предоставления социальной выплаты. В апреле 2011 г. ее семья была исключена из числа участников Программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы» по причине достижения ФИО1 возраста свыше 35 лет. В связи с этим просила суд обязать ответчика предоставить ее семье социальную выплату в размере 40 процентов средней стоимости жилья по Областной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2009 - 2010 годы». В судебном заседании Щеглова С.П., а также ее представитель Коротченко Р.А. иск поддержали. Представитель Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Смоленской области - Федькина Н.В. оставила вопрос об удовлетворении иска на усмотрение суда. Представитель Департамента <данные изъяты> по социальному развитию, привлеченного к участию в деле в качестве соответчика, - Федоскина Ю.Н. иск не признала, пояснив, что с учетом времени обращения Щегловой С.П. за участием в Программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2009 - 2010 годы» и общего количества молодых семей - участников Программы, размер бюджетных ассигнований, предусмотренных Областным бюджетом, не позволил обеспечить семью Щегловой С.П. спорной социальной выплатой в 2010 г. Кроме того отметила, что Щегловой С.П. пропущен предусмотренный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок для оспаривания действий Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Смоленской области и Департамента <данные изъяты> по социальному развитию, связанных с непредоставлением спорной социальной выплаты. Выслушав объяснения сторон, изучив письменные документы гражданского дела, а также материалы дела участника Областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей», суд пришел к следующему. Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище на 2002 - 2010 годы». Процесс реализации Федеральной целевой программы предусматривал выполнение Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.08.2002 г. № 638. Основной целью Подпрограммы стало формирование системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы, улучшение демографической ситуации в России, срок осуществления Подпрограммы определен на 2003 - 2010 годы. Исполнителями Подпрограммы на соответствующей территории являлись органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. К числу задач исполнителей Подпрограммы были отнесены: разработка и утверждение региональных и муниципальных программ обеспечения жильем молодых семей; формирование необходимой для выполнения указанных программ законодательной базы субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; формирование списков молодых семей на территории субъекта Российской Федерации по представлению органов местного самоуправления; определение объемов, форм и методов оказания государственной поддержки молодым семьям за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов и привлеченных внебюджетных источников; определение категорий молодых семей, которым государственная поддержка в обеспечении жильем должна быть оказана в приоритетном порядке, исходя из реальных условий и финансовых возможностей региона; контроль и составление отчетов о расходовании бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на реализацию подпрограммы (раздел 5 паспорта Подпрограммы). Во исполнение Постановления Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675, Постановления Правительства РФ от 28.08.2002 г. № 638 был принят Закон Смоленской области от 27.11.2003 г. № 89-з «Об областной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2004 - 2010 годы». Механизм реализации Программы сводился к оказанию органами государственной власти Смоленской области поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. Размер социальной выплаты для молодых семей, имеющих 1 и более ребенка, составлял не менее 40 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями Программы (35 процентов - за счет средств областного бюджета, не менее 5 процентов - за счет средств бюджетов муниципальных образований). Участниками Программы признавались молодые семьи, возраст супругов в которых не превышает 35 лет, либо неполные семьи, состоящие из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей, проживающие на территории Смоленской области не менее одного года, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях и подавшие заявление на участие в Программе. Законом Смоленской области от 16.12.2008 г. № 167-з действие Областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2004 - 2010 годы» было досрочно прекращено. Постановлением Администрации Смоленской области от 14.10.2008 г. № 564 утверждена Долгосрочная областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей на 2009 - 2010 годы». Содержание Программы, условия участия в ней, порядок и размеры предоставления социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома остались теми же - 40 процентов средней стоимости жилья (35 процентов - за счет средств областного бюджета, не менее 5 процентов - за счет средств бюджетов муниципальных образований). При этом Постановлением Администрации Смоленской области от 13.03.2009 г. № 125 было предусмотрено, что при реализации мероприятий Программы используются результаты проведенного в 2008 году отбора муниципальных образований Смоленской области для участия в областной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2004 - 2010 годы» (п. 2). Тем самым Федеральный и Областной законодатель в рамках Программы «Жилищена 2002 - 2010 годы» последовательно осуществляли мероприятия в сфере жилищных правоотношений, направленные на оказание государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении их жилищных условий, ожидая в результате таких мероприятий реального повышения уровня жилищной обеспеченности молодых семей РФ. К настоящему времени срок реализации областной целевой Программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2009 - 2010 годы» истек. Тем не менее действие Программы законодательно не прекращалось, нормативные акты, ее утвердившие, не утратили силу и юридически действуют. Следовательно обязательства, возникшие у ответчиков в связи с реализацией Программы, и не исполненные до настоящего времени нельзя считать прекратившимися. Постановлением Администрации Смоленской области от 04.10.2010 г. № 588 утверждена Долгосрочная областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы». Однако Программа имеет иное, нежели прежние, основание разработки (преамбула к паспорту Программы), другие порядок, условия и размеры предоставления социальной выплаты (раздел 5 паспорта Программы) и с двумя предыдущими не связана. Судом установлено, что Щеглова С.П. дд.мм.гггг года рождения, семьей из трех человек, включая супруга - ФИО1 дд.мм.гггг года рождения и сына - ФИО2 дд.мм.гггг года рождения, проживает по адресу: <адрес>. Постановлением Главы муниципального образования «<данные изъяты>» Смоленской области № ххх от дд.мм.гггг семья Щегловой С.П. признана малоимущей, постановлением Главы муниципального образования «<данные изъяты>» Смоленской области № ххх от дд.мм.гггг - нуждающейся в жилом помещении. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о заключении брака ФИО1, свидетельством о рождении ФИО2 справкой о составе семьи ФИО1, постановлениями Главы муниципального образования «<данные изъяты>» Смоленской области № ххх от дд.мм.гггг и № ххх от дд.мм.гггг Из материалов дела участника Областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» и документов, представленных Департаментом <данные изъяты> по социальному развитию, видно, что дд.мм.гггг семья ФИО1 включена в состав семей-участниц Областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2004 - 2010 годы», дд.мм.гггг включена в состав семей-участниц Долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2009 - 2010 годы» и дд.мм.гггг в сводный список Департамента <данные изъяты> по социальному развитию, дд.мм.гггг включена в состав семей-участниц Долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы». В конечном итоге дд.мм.гггг семья ФИО1 в связи с естественным достижением ФИО1 возраста, превышающего 35 лет, была исключена из состава семей-участниц Долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы». Социальная выплата семье предоставлена не была. Такие действия ответчиков не отвечают целям и задачам Федерального и Областного законодательства об обеспечении жильем молодых семей, а напротив - прямо противоречат ему, не ведут к повышению уровня жилищной обеспеченности молодых семей и не могут быть признаны правомерными. Семья ФИО1 была признана участницей Долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2009 - 2010 годы», дд.мм.гггг, включена в сформированный Департаментом <данные изъяты> по социальному развитию сводный список молодых семей - участников Программы. Тем самым семья истицы в установленном законом порядке приобрела право на получение социальной выплаты и впоследствии не утратила его, так как ФИО1 не исключались ни из сводного списка Департамента <данные изъяты> по социальному развитию, ни из числа участников Долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2009 - 2010 годы». Отсутствие бюджетных средств не может стать условием, освобождающим ответчиков от обязанности по предоставлению социальных выплат, поэтому ссылку представителя Департамента <данные изъяты> по социальному развитию на данное обстоятельство нельзя признать обоснованной. Довод представителя о пропуске истицей предусмотренного ст. 256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения в суд - несостоятелен, так как Щегловой С.П. заявлен спор о праве, срок давности для защиты которого составляет в соответствии со ст. 196 ГК РФ 3 года. Время обращения семьи ФИО1 за участием в Программе «2009 - 2010» юридического значения для получения социальной выплаты иметь не может, так как семья ожидает такой выплаты в рамках Федеральной целевой программы «Жилище 2002 - 2010» с 05.12.2008 г. В связи с этим исковые требования Щегловой С.П. подлежат удовлетворению. Как было указано выше, размер социальной выплаты для молодых семей, имеющих 1 и более ребенка, составляет по Программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2009 - 2010 годы» не менее 40 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями Программы, из которых 35 процентов - за счет средств областного бюджета, не менее 5 процентов - за счет средств бюджетов муниципальных образований (раздел 5 паспорта Программы). Поэтому обязанность по предоставлению спорной социальной выплаты лежит на обоих ответчиках. Согласно ст. 98 ГПК РФ, с каждого из ответчиков в пользу Щегловой С.П. подлежит взысканию по 100 руб. в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» Смоленской области и Департамент <данные изъяты> по социальному развитию предоставить семье ФИО1 - Щегловой С.П., ФИО1 и ФИО2 социальную выплату, предусмотренную Долгосрочной областной целевой программой «Обеспечение жильем молодых семей на 2009 - 2010 годы», утвержденной постановлением <адрес> от дд.мм.гггг № ххх, в размере не менее 40 процентов средней стоимости жилья по Смоленской области, из которых 35 процентов - за счет средств областного бюджета, не менее 5 процентов - за счет средств бюджета муниципального образования. Взыскать с Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Смоленской области и Департамента <данные изъяты> по социальному развитию в пользу Щегловой С.П. по <данные изъяты> рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 дней через Сафоновский районный суд. Председательствующий: _______________________ М.С. Асеев