Дело № 2-1351/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 августа 2011 года гор. Сафоново Сафоновский районный суд Смоленской области В составе: председательствующего (судьи): Дроздова С.А., помощника прокурора : Никоновой А.В., при секретаре Горбачевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафоновского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Вышегорского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области о понуждении к совершению действий, У С Т А Н О В И Л Сафоновский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с требованием к администрации муниципального образования Вышегорского сельского поселения <адрес> о понуждении к совершению действий указывая, что Сафоновской межрайонной прокуратурой совместно с отделом надзорной деятельности Сафоновского и Холм-Жирковского районов, проведена проверка соблюдения администрацией Вышегорского сельского поселения Сафоновского района Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 года Правил пожарной безопасности в Российской федерации (ППБ 01-03). Ссылается, что в соответствии с п.9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно ст.63 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально- технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. В силу ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Согласно п.31, п.114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий №313 от 18.06.2003 г. сельские населенные пункты с количеством усадеб не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу; на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. При проведении проверки выявлены нарушения ответчиком законодательства о пожарной безопасности. Статьей 1 ППБ 01-03 установлено, что Правила пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами местного самоуправления, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Просит обязать ответчика устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно: - территории общего пользования населенных пунктов Богдановщинского сельского поселения обеспечить первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем; - населенные пункты поселения обеспечить средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. В судебном заседании помощник прокурора участвующий в деле Никонова А.В. просит обязать ответчика обеспечить средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара деревни Вышегор, Анохово, Заворово, Подсобное хозяйство, а также источниками противопожарного водоснабжения и переносными пожарными мотопомпами деревни Анохово и Заворово. Представитель ответчика сослался на то обстоятельство, что перечисленные нарушения правил и норм пожарной безопасности вызваны недостаточными финансовыми средствами, имеющимися в бюджете сельского поселения. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. При этом требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых, является их нарушением. Из статьи 20 Закона № 69-ФЗ следует, что нормативное регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Согласно п. п. 1 и 2 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313, требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В связи с этим, организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, в силу положений действующего законодательства, требования пожарной безопасности подлежат обязательному, постоянному и безусловному исполнению. В соответствии со ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности. Как следует из Устава Вышегорского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельских поселений относится к вопросам местного значения муниципального образования. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Статья 19 названного закона предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Согласно ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально- технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. В соответствии с п. 114 и 31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий №313 от 18.06.2003 г., на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; сельские населенные пункты с количеством усадеб не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу.Кроме того, пунктом 2.11 СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения"*(84), утвержденных и введенных в действие постановлением Госстроя СССР от 27 июля 1984 г. N 123, а также примечанием к указанному пункту определено, что в населенных пунктах должен предусматриваться противопожарный водопровод. При этом, в населенных пунктах с числом жителей до 5 тыс. чел. допускается принимать наружное противопожарное водоснабжение из емкостей (резервуаров, водоемов). В судебном заседании установлено, что дд.мм.гггг проведена проверка соблюдения администрацией Вышегорского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 113 от 18.06.2003 года Правил пожарной безопасности в Российской федерации (ППБ 01-03), по результатам проведенной проверки составлен соответствующий акт о выявленных нарушениях. В частности, территории населенных пунктов не обеспечены средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; а территории деревень Анохово и Заворово не обеспечены источниками противопожарного водоснабжения и переносными пожарными мотопомпами. Доводы главы администрации муниципального образования Вышегорского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области об отсутствие финансирования на устранение указанных нарушений в области пожарной безопасности, судом не могут быть приняты во внимание, согласно ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», финансирование обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования. При таких установленных по делу обстоятельствах суд находит, что заявление Сафоновского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л Обязать администрацию муниципального образования Вышегорского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области обеспечить территории общего пользования деревень Вышегор, Анахово, Заворово и Подсобное хозяйство средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, а также обеспечить источниками противопожарного водоснабжении и переносными пожарными мотопомпами деревни Анохово и Заворово. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд Смоленской области в течение 10 дней. Председательствующий ________________ С.А. Дроздов