25.11.2011г. О досрочном назначении трудовой пенсии по старости.



Дело № 2-1615/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дд.мм.гггг <адрес>

Сафоновский раойнный суд Смоленской области в составе председательствующего федерального судьи Кривчук В.А., при секретаре: Ермишенковой Н.В., с участием истца Уваровой Т.М., представителя ответчика - по доверенности - Алексиной Ю.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уваровой Т.М. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Сафоновском районе о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Уварова Т.М. обратилась в суд с иском к ГУ-Управлению Пенсионного фонда РФ в Сафоновском районе о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. В обоснование заявленных исковых требований указала, что 21 февраля 2011 г. она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. Однако, решением ГУ-УПФ РФ в Сафоновском районе № ххх от дд.мм.гггг ей было отказано в виду отсутствия требуемого стажа. Полагает, что ответчиком необоснованно не были включены периоды работы: с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в должности заведующей здравпункта Сафоновского хлебокомбината; с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг – периоды нахождения на курсах, а также периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком. Просит суд обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию по старости с момента обращения, а именно с 21.02.2011 г.

В судебном заседании Уварова Т.М. заявленные исковые требования поддержала.

Представитель ГУ-УПФ РФ в Сафоновском районе - по доверенности - Алексина Ю.Е. иск не признала, указав, что спорные периоды работы истицы в должности заведующей здравпунктом Сафоновского хлебокомбината, а также периоды нахождения на курсах усовершенствования с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг – не могут быть засчитаны в специальный стаж. Вместе с тем пояснила, что периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг и в отпуске по уходу за ребенком с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с 09.06. 1989 г. по дд.мм.гггг включены в специальный стаж.

Выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 21 февраля 2011 г. Уварова Т.М. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Однако решением ГУ-УПФ РФ в Сафоновском районе № ххх от дд.мм.гггг в назначении пенсии истице отказано, в связи с отсутствием необходимого специального стажа, который согласно расчету ответчика составил на момент обращения 12 лет 02 месяца 16 дней. При этом, период работы с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в должности заведующей здравпункта Сафоновского хлебокомбината (ныне ЗАО «Сафоновохлеб»), а также периоды нахождения на курсах усовершенствования с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг – не были включены в специальный стаж.

В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пункт 2 данной статьи определяет, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Положения данной статьи реализуются через Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, утвердившее Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В силу п. 3 указанных Правил - в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, законодатель право на назначение досрочной трудовой пенсии связывает с работой в учреждениях здравоохранения и осуществлением лечебной деятельности.

Из материалов дела усматривается, что истица с дд.мм.гггг работает в должности заведующей здравпункта Сафоновского хлебокомбината, который с дд.мм.гггг преобразован в АООТ «Сафоновский хлебокомбинат», с дд.мм.гггг переименован в ОАО «Сафоновский хлебокомбинат», с дд.мм.гггг переименован в ОАО «Сафоновохлеб» и на основании решения внеочередного общего собрания акционеров преобразован в ЗАО «Сафоновохлеб».

Указанные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки (л.д.9-11), справкой ЗАО «Сафоновохлеб» (л.д.60) и другими материалами дела.

Из разъяснений содержащихся в п. 10 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

В спорный период работы заявительницы действовали: Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работы которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. № 464, а также Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20 п. 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Согласно Списка, утвержденного 6.09.1991 г., правом на досрочную пенсию по старости пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Согласно Списка, утвержденного 29.10.2002 г., а также п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…, утвержденных тем же Постановлением Правительства, к учреждениям здравоохранения, помимо прочих относятся фельдшерский здравпункт, врачебный здравпункт, фельдшерско-акушерский пункт, санитарно – контрольный пункт, медицинский пункт.

При этом законодателем дополнительно не оговорено, что указанные учреждения могут расцениваться как лечебные исключительно при вхождении их в составы иных лечебных учреждений в частности поликлинических.

Вместе с тем, понятие здравпункта содержалось в п. 15 примечаний к ранее действовавшей «Номенклатуре учреждений здравоохранения», утвержденной приказом Минздрава РФ от 03 ноября 1999 года № 395, на который ответчик ссылается в обоснование возражений относительно иска. В частности, указанный пункт примечаний определял, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.

Аналогичное понятие здравпункта установлено пунктом 5 примечаний к «Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07 октября 2005 г. № 627), согласно которому здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.

Согласно представленной суду должностной инструкции заведующей здравпунктом ЗАО «Сафоновохлеб» (л.д.16) на должность заведующей здравпунктом назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование по специальности «Лечебное дело» и квалификационную категорию. Заведующая здравпунктом - осуществляет амбулаторный прием больных работников предприятия с оказанием медицинской помощи, обеспечивает инфекционную безопасности для пациентов и медицинского персонала, своевременно и качественно выполняет профилактические и лечебно диагностические манипуляции и процедуры, самостоятельно или назначенные врачом, оказывает неотложную доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, применяет консервативные методы лечения больных, проводит лечебные процедуры, проводит экспертизу временной нетрудоспособности пациента и др.

Данные обязанности согласуются с обязанностями фельдшера здравпункта, в типовой должностной инструкции которого указано, что основными задачами фельдшера является выполнение лечебных и диагностических назначений врача, организация и проведение профилактических и санитарно-просветительских мероприятий.

Кроме того, ЗАО «Сафоновохлеб» департаментом Смоленской области по здравоохранению выдавались соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности (л.д.44-49).

В суде установлено, что по роду своей деятельности истица оказывает доврачебную помощь работникам предприятия, ведет прием больных, осмотры водителей, при обращении с жалобами дает необходимые рекомендации, медикаменты. Указанные доказательства, по мнению суда, свидетельствуют о занятии лица, занимающего указанную должность, именно лечебной, а не административной деятельностью.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в наименовании учреждения присутствует указание на его статус как лечебного (обозначение его как здравпункт), расхождений в функциональных обязанностях не установлено, отказ ответчика по включению данного периода в специальный стаж является формальным.

Таким образом, период работы истицы в с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в должности заведующей здравпункта Сафоновского хлебокомбината подлежит включению в специальный стаж Уваровой Т.М.. С учетом зачтенных периодов работы истицы и периода работы, засчитываемого по настоящему решению суда, специальный стаж работы Уваровой Т.М. на момент обращения с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии составил не менее 30 лет.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Уваровой Т.М. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сафоновском районе назначить Уваровой Т.М. трудовую пенсию по старости в соответствии подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 21.02.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 дней через Сафоновский районный суд.

Председательствующий: __________________________ Кривчук В.А.