16.12.2011 г. исковые требованяи Смоленского прокурора по надзору в ИУ о возложении на ФКУ ИК-1 УФСИН Росии обязанности провести косметический ремонт в помещениях общежитий для осужденных удовлетворены.



Гражданское дело №2-1790\2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 декабря 2011 г

Г. Сафоново

Сафоновский районный суд Смоленской области в составе председательствующего судьи Суворовой В.Н. при секретаре Ракчеевой О.В. с участием представителя истца Лебедько В.В., представителей ответчиков Бабанова Р.В., Селифонова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смоленского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к управлению федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области, федеральному казенному учреждению « Исправительная колония № 1 управления федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области « о понуждению к совершению действий,

Установил:

Смоленский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ обратился в Сафоновский районный суд с требованием к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Смоленской области, УФСИН России по Смоленской области о понуждении к совершению действий, указывая, что Смоленской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ и прокуратурой смоленской области в ходе многократных проверок установлено, что администрацией ФКУ ИК-1 УФСИН России по Смоленской области нарушаются требования законодательства «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам. В силу ч. 10, 11 ст. 12 УИК РФ порядок осуществления прав осужденных устанавливается настоящим кодексом, а так же иными нормативными правовыми актами. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказания. На основании Приложения №2 утв. приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения сг.ободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», в общежитии в комнате для умывания - умывальник (рукомойник) рассчитан по норме положенности 1 на 10 человек. В соответствии п.35 таблицы №13 п.9.11 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утв. приказом Минюста России от 02.06.2003 ШЗО-дсп, в уборной мужской в ИУ - 1 унитаз, 0,4м лоткового писсуара рассчитаны по норме положенности на 15 человек. В ходе комплексной проверки проведенной Смоленской областной прокуратурой в сентябре 2011 года в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Смоленской области установлено, что не во всех отрядах санитарно-бытовые условия соответствуют требованиям уголовно-исполнительного законодательства: микроклимат секции для осужденных №2 отряда №3 не соответствует санитарным правилам и требует ремонта с заменой кровли, о чем свидетельствуют следы протечек воды на потолке и стенах; секции отрядов №2 и №4 требуют косметического ремонта: поклейку стен обоями, покраску полов, побелку потолков. Кроме того, в ходе обхода общежития ФКУ ИК-1 УФСИН России по Смоленской области установлено, что отряде №3 на 90 осужденных имеется всего лишь 8 умывальных раковин, в отраде №4 на 74 осужденных имеется 7 умывальных раковин, в отряде №5 на 68 осужденных имеется 6 умывальных раковин, в отряде №6 на 65 осужденных имеется 6 умывальных раковин, в отряде №7 на 71 осужденного имеется 5 умывальных раковин в отряде №8 на 93 осужденных имеется 6 умывальных раковин, в отряде №9 на 90 осужденных имеется 6 умывальных раковин, что не соответствует установленной норме. В отрядах №2,3 на 174 осужденных имеется всего лишь 4 унитаза и 3 писсуара, в отрадах №4,5 на 142 осужденных имеется 4 унитаза и 3 писсуара, отрядах №6,7 на 136 осужденных имеется 3 унитаза и 3 писсуара, отрядах №8,9 на 183 осужденных имеется 4 унитаза и 3 писсуара, что не соответствует установленной норме. На основании изложенного просит обязать УФСИН России по Смоленской области выделить денежные средства для проведения ремонта в общежитиях ФКУ ИК-1 УФСИН России по Смоленской области в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства и обязать ФКУ ИК-1 УФСИН России по Смоленской области провести ремонт в общежитиях ФКУ ИК-1 в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства.

В процессе рассмотрения дела истец требования уточнил, просит обязать УФСИН России по Смоленской области выделить денежные средства для проведения текущего ремонта секции осужденных отряда № 2 и отряда № 3 и кровли над ней в местах, где имеются протечки, для косметического ремонта секций отрядов № 2 и № 4. Обязать ФКУ ИК-1 провести текущий ремонт секции отрядов № 2 и № 3 и кровли над ней, в секциях отрядов № 2 и № 4 провести поклейку стен обоями, покраску полов, побелку потолков.

В судебном заседании представитель истца помощник Смоленского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ Лебедько В.В. требования поддержал.

Представитель УФСИН России по Смоленской области по доверенности Селифонов А.А. иск не признал, в обоснование ссылается на обязанность исправительного учреждения осуществлять текущий ремонт на денежные средства, выделяемые для указанных целей в установленном порядке из федерального бюджета. Кроме того, просит отказать прокурору в иске по основаниям, установленным ч. 1 ст. 134 ГПК РФ и ст. 45 ГПК РФ, так как считает, что в данном случае не имеет место защита прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Представитель ФКУ ИК-1 по доверенности Бабанов Р. В. Иск не признал, в то же время не оспаривает необходимость проведения текущего ремонта помещений отрядов и кровли, ссылается на отсутствие необходимого финансирования и отсутствие денежных средств у исправительного учреждения.

Выслушав стороны, проверив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему:

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из положений ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, следует, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Порядок осуществления прав осужденных устанавливается настоящим Кодексом, а также иными нормативными правовыми актами. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц. (часть 10, 11 статьи 12 УИК РФ).

Медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы регламентируется ст. 101 УИК РФ, при этом частью 3 названной статьи ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных несет администрация исправительных учреждений.

Право граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека закреплено в статье 41 Конституции РФ и статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

Согласно части 1 ст. 23 названного закона жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.

15-30 сентября 2011 г Смоленской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ проводилась проверка состояния законности и условий содержания осужденных в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Смоленской области, в ходе которой выявлено, что секция для осужденных № 2 отряда № 3 требует ремонта кровли в местах протечки воды, в секции № 3 отряда № 5 имеется повреждение пола при входе, секции отрядов №2 и № 4 требуют косметического ремонта в виде оклеивания стан, покраски полов, побелки потолков.

Согласно локальных сметных расчетов полный ремонт общежитий отрядов № 2-5, в том числе с устройством кровли, требует 565288 тыс. рублей. При этом, косметический ремонт помещений в 4 общежитиях: простая окраска масляными составами, простая окраска водоэмульсионными составами - расценен в сумме 61 238 руб. 82 коп.

Основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и составляющих единую уголовно-исполнительную систему определяются законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

Пункты 1 и 4 статьи 13 названного закона, устанавливают обязанность учреждений исполняющих наказание обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, а так же охрану здоровья осужденных.

Согласно подпункту 2.5.2 Устава федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Смоленской области» учреждение осуществляет эксплуатацию зданий, помещений и имущества учреждения, эксплуатацию, техническое обслуживание и охрану имущества, а также необходимые меры по сохранности его и рациональному использованию, обеспечение охраны прав, материально – бытовое обеспечение осужденных. Согласно пунктов 5.8 и 5.9 Устава источником финансирования деятельности учреждения помимо средств федерального бюджета являются иные поступления, в том числе доходы от производственной деятельности. Ответственность по обязательствам учреждения несет УФСИН России по Смоленской области в случае недостаточности у учреждения денежных средств ( пункт 5.12 Устава)

Принимая во внимание стоимость косметического ремонта, частичного ремонта кровли, который необходимо произвести в помещениях отрядов № 2, № 3, № 4, суд полагает, что иск к УФСИН России по Смоленской области об обязанности выделить денежные средства на указанные цели, удовлетворению не подлежит.

В то же время суд считает, что доводы представителя УФСИН России по Смоленской области, об отсутствии законных оснований у прокурора для обращения в суд в порядке статьи 45 ГПК РФ, несостоятельны. Действительно в ФКУ ИК-1 отбывают наказание определенные лица, осужденные к наказанию в виде лишения свободы, в то же время круг лиц, в отношении которых в соответствии с уголовно – исполнительным законодательством в период отбывания наказания в виде лишения свободы должны быть созданы безопасные и безвредные условия проживания, определить не возможно.

Руководствуясь статьями 196-198 ГПК РФ суд

Решил:

Обязать администрацию федерального казенного учреждения « Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области» произвести косметический ремонт в виде оклейки стен, покраски полов и потолков, в помещениях общежитий для осужденных отрядов № 2, № 3, № 4, произвести ремонт кровли для устранения протечек воды в помещениях для осужденных отрядов № 2 и № 3. В остальной части иска отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 суток со дня его принятия, если не подана кассационная жалоба. В случае подачи кассационной жалобы, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления кассационной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд Смоленской области в течение 10 дней.

Председательствующий ________________ В.Н. Суворова