22.12.2011 г. - о понуждении к совершению действий



Дело № 2-1700/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2011 года

Сафоновский районный суд Смоленской области

в составе

председательствующего: Асеева М.С.,

при секретаре : Миренковой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смоленского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № ххх Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области» и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области о понуждении к совершению действий,

установиЛ:

Смоленский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ, уточнив иск, обратился в суд с вышеуказанными требованиями к ФКУ <данные изъяты> УФСИН по Смоленской области и УФСИН по Смоленской области. В обоснование заявленных требований истец сослался на то обстоятельство, что ФКУ <данные изъяты> УФСИН по Смоленской области является учреждением, осуществляющим деятельность по исполнению уголовного наказания в виде лишения свободы, УФСИН по Смоленской области - органом, координирующим такую деятельность. При этом исполнение уголовного наказания должно осуществляться в соответствии с требованиями действующего законодательства. Однако, в нарушение закона, на территории участка колонии-поселения ФКУ <данные изъяты> УФСИН по Смоленской области отсутствует штрафной изолятор, в связи с чем просил суд обязать ФКУ <данные изъяты> УФСИН по Смоленской области выстроить его, а УФСИН по Смоленской области выделить денежные средства на строительство.

В судебном заседании помощник Смоленского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ - Лебедько В.В. иск поддержал.

Представитель ФКУ <данные изъяты> УФСИН по Смоленской области - Шамров А.А. иск не признал, указав, что его доверитель не располагает тем объемом денежных средств, который необходим для строительства штрафного изолятора, тем не менее такое строительство начато, ведется, но к настоящему времени не завершено.

Представитель УФСИН по Смоленской области - Селифонов А.А. с иском не согласился, указав, что его доверитель лицом, ответственным за законность исполнения наказаний в отдельно взятом исправительном учреждении не является, а организует деятельность исправительных учреждений по Смоленской области в целом. Также отметил, что УФСИН по Смоленской области выделением денежных средств исправительным учреждениям не занимается, а направляет и распределяет финансовые поступления из федерального бюджета по их целевому назначению.

Представитель Управления Федерального казначейства по Смоленской области, действующий от имени Министерства Финансов РФ, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, - Войтенкова Н.Н. просила в удовлетворении иска отказать, при этом пояснила, что выделение ФКУ <данные изъяты> УФСИН по Смоленской области денежных средств для строительства штрафного изолятора участка колонии-поселения является исключительным бюджетным полномочием его главного распорядителя - Федеральной службы исполнения наказаний.

Выслушав объяснения сторон, изучив документы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с частью 2 ст. 74 УИК РФ, исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима.

Частями 1, 2 ст. 82 УИК РФ предусмотрено, что режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных.

Согласно пункту «в» части 1 ст. 115 УИК РФ, за нарушение установленного порядка отбывания наказания осужденные к лишению свободы могут быть водворены в штрафной изолятор на срок до 15 суток.

В судебном заседании установлено, что ФКУ <данные изъяты> УФСИН по Смоленской области является казенным учреждением, осуществляющим исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы. При ФКУ <данные изъяты> создан и функционирует участок колонии-поселения, на территории которого отсутствует штрафной изолятор, отвечающий режимным требованиям. Условия содержания осужденных в действующем штрафном изоляторе участка колонии-поселения ФКУ <данные изъяты> не соответствуют тем, которые установлены УИК РФ. Новый штрафной изолятор участка колонии-поселения ФКУ <данные изъяты> находится в процессе строительства и в эксплуатацию не введен.

Данные обстоятельства сторонами не оспаривались и подтверждаются письменными документами дела - Уставом ФКУ <данные изъяты> (л.д. 12 - 13), представлениями Смоленского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства от дд.мм.гггг, от дд.мм.гггг (л.д. 41 - 42, 44 - 45), локальной сметой на строительство штрафного изолятора с дефектной ведомостью к ней и планом здания штрафного изолятора (л.д. 74 - 76, 78, 79).

Таким образом, отсутствие на территории участка колонии-поселения ФКУ <данные изъяты> УФСИН по <адрес> штрафного изолятора свидетельствует о том, что в данном исправительном учреждении не соблюдается режим отбывания осужденными наказания и, как следствие, УИК РФ.

Из пунктов 2.1, 2.5.2 Устава ФКУ <данные изъяты> УФСИН по Смоленской области усматривается, что исправительное учреждение обеспечивает исполнение наказания в виде лишения свободы в соответствии с законодательством РФ, охрану прав, свобод и законных интересов осужденных, правопорядок и законность в учреждении, создание осужденным условий содержания, осуществляет эксплуатацию зданий, помещений и имущества, их техническое обслуживание и охрану, рациональное использование (л.д. 13, 17).

При этом пунктом 1, подпунктом 2 пункта 10 Положения об УФСИН по Смоленской области установлено, что Управление является территориальным органом ФСИН, ответственным за руководство учреждениями, исполняющими уголовные наказания, организацию исполнения уголовных наказаний (л.д. 26, 27). Из подпункта 9 пункта 10, подпункта 25 пункта 11 Положения следует, что финансовое обеспечение учреждений, исполняющих наказание, осуществляется Управлением в пределах выделенных в установленном порядке ассигнований, Управление организует финансовое обеспечение расходов учреждений (л.д. 28, 32).

В связи с этим, в силу учредительных документов ответчиков, определяющих их полномочия, лицом, обязанным устранить допущенные нарушения УИК РФ путем возведения на территории участка колонии-поселения ФКУ <данные изъяты> УФСИН по Смоленской области штрафного изолятора, является само исправительное учреждение, а не его управляющий орган.

Из пункта 5.8 Устава ФКУ <данные изъяты> УФСИН по Смоленской области (л.д. 22) видно, что источником финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета, поэтому финансирование строительства штрафного изолятора должно производится за счет этих средств, а не средств УФСИН по Смоленской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № ххх Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области» выстроить за счет средств федерального бюджета штрафной изолятор участка колонии-поселения, отвечающий требованиям уголовно-исполнительного законодательства.

Отказать Смоленскому прокурору по надзору за соблюдением законов в ИУ в иске к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области о понуждении к совершению действий.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 дней через Сафоновский районный суд.

Председательствующий: ______________________ М.С. Асеев