Дело № 2-120/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 января 2012 года Сафоновский районный суд Смоленской области В составе: председательствующего (судьи): Дроздова С.А., при секретаре : Горбачевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Митченкова С.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Сафоновском районе о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Митченков С.А. обратился в суд с вышеуказанным иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Сафоновском районе (далее – ГУ УПФ РФ в Сафоновском районе), в обоснование которого указал, что решением ответчика № ххх от дд.мм.гггг ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" как лицу, осуществлявшему деятельность по охране здоровья населения в течение установленного законом срока не менее 30 лет. Данный отказ считает необоснованным, поскольку в специальный стаж не включены следующие периоды: с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг – работа в качестве врача психиатра-нарколога учреждения <данные изъяты> УВД Смоленского облисполкома; с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг - прохождение службы в Советской армии по призыву; с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг - нахождение на курсах повышения квалификации. При этом, поскольку учреждение <данные изъяты> находится в сельской местности, спорный период трудовой деятельности подлежит зачету в стаж работы по специальности в льготном исчислении - 1 год работы как 1 год и 3 месяца. В связи с этим, просит суд признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и обязать ответчика назначить указанную пенсию с момента обращения за ее назначением, то есть с дд.мм.гггг В судебном заседании Митченков С.А. заявленные требования поддержал. Представитель ГУ - УПФ РФ в Сафоновском районе иск не признал. В обоснование возражений относительно заявленных требований сослался на то, что период работы Митченкова С.А. с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в должности врача психиатра-нарколога учреждения <данные изъяты> не подлежит включению в специальный стаж истца, поскольку данное учреждение не является лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим, либо учреждением здравоохранения, а документов, подтверждающих работу в структурном подразделении (медпункте, медсанчасти и др.), не имеется. Период службы в армии с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в соответствии с «Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденным постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. № 1397, мог быть включен в специальный стаж при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Однако, на дату утраты действия названного постановления (01.10.1993) истец не имел требуемого стажа работы по специальности. Кроме этого, заявитель не проходил службу в медицинских частях. Также, в соответствии с действующим пенсионным законодательством периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Представитель третьего лица - Федерального казенного учреждения «<данные изъяты>» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области (до переименования – Учреждение <данные изъяты>) – с требованиями истца о досрочном назначении трудовой пенсии по старости с учетом включения в его специальный стаж периода работы с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в должности врача психиатра-нарколога учреждения <данные изъяты> согласен. При этом, в отзыве на исковое заявление и своих объяснениях, данных в ходе судебного разбирательства, указал, что в спорный период трудовая деятельность Митченкова С.А. осуществлялась в медицинской части исправительного учреждения. Однако соответствующие документы, подтверждающие данное обстоятельство, за давностью лет не сохранились. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив его письменные материалы, суд приходит к следующему. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2002 г., трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Материалами дела установлено, что дд.мм.гггг Митченков С.А. обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Однако, решением ГУ-УПФ РФ в Сафоновском районе за № ххх от дд.мм.гггг в назначении пенсии истцу отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа, который, согласно расчету ответчика, составил на момент обращения за назначением пенсии 24 года 01 месяц 04 дня. При этом, в указанный стаж не включены период работы с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в должности врача психиатра-нарколога учреждения <данные изъяты> УИТУ УВД Смоленского облисполкома, период прохождения службы в Советской армии по призыву с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг и с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг Пунктом 2 статьи 27 вышеуказанного Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ. Согласно разъяснениям, данным в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 (с изменениями от 26 мая 2009 г.) утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом20 пункта1 статьи27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Данным Списком в разделе «Наименование должностей» предусмотрены врачи - специалисты всех наименований, в разделе «Наименование учреждений» - медико-санитарная часть. Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом20 пункта1 статьи27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных вышеуказанным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей). При этом, в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца. Аналогичные положения содержались в ранее действовавших нормативных актах. В частности, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, в специальный стаж засчитывалась работа в должности врача (врача – специалиста) в психоневрологическом интернате, медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности. Согласно п.3 вышеназванного постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления. В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением СМ РСФМСР от 06 сентября 1991 г. № 464, право на льготную пенсию имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Пунктом 2 данного постановления и пунктом 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, устанавливалось, что выслуга для данных работников исчислялась как один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и 3 месяца. Пунктом 6 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555, определено, что основным документом, подтверждающим периоды работы, является трудовая книжка установленного образца. Из трудовой книжки Митченкова С.А. и материалов дела усматривается, что с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг истец работал в должности врача психиатра-нарколога учреждения ЯО 100/2 УИТУ УВД Смоленского облисполкома, расположенного в поселке <адрес>. Согласно объяснениям Митченкова С.А., данным в ходе судебного разбирательства, в спорный период времени трудовая деятельность в должности врача психиатра-нарколога осуществлялась им в медицинской части исправительного учреждения. Данное обстоятельство подтверждено представителем третьего лица - Федерального казенного учреждения «<данные изъяты>» УФСИН России по <адрес>. При этом, из представленных им документов усматривается, что в структуру указанного исправительного учреждения входит медицинская часть с включением в ее штат врача психиатра-нарколога. Кроме этого, медицинская часть и должность врача психиатра-нарколога предусмотрены приказом Федеральной службы исполнения наказания России от 17.03.2008 г. № 154 "Об утверждении примерных структур и расчетов штатной численности начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и методических рекомендаций по разработке их штатных расписаний". При таких установленных по делу обстоятельствах, суд находит, что в специальный стаж Митченкова С.А. в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца подлежит включению период его трудовой деятельности с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в должности врача психиатра-нарколога учреждения <данные изъяты> УИТУ УВД Смоленского облисполкома. Пунктом 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N516 от 11 июля 2002 г., установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В силу ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Аналогичные положения содержались в статье 112 ранее действующего КЗоТ РФ. Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Из справки, представленной работодателем - ОГБУЗ «<данные изъяты>», следует, что Митченков С.А. в период работы в должности врача-психиатра с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг и с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг действительно находился на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы по основному месту работы и отчислением соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В связи с этим, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в его специальный стаж. Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П и Определении от 05.11.2002 г. № 320-О, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. При этом, принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством. В отношении таких граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Таким образом, при определении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, которые устанавливали порядок исчисления стажа для назначения пенсии медицинским работникам до введения нового правового регулирования в области пенсионного обеспечения. Подпунктом «г» пункта 1 «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 г. и действовавшего в спорный период времени, устанавливалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе, служба в составе Вооруженных Сил СССР. Следовательно, на момент прохождения истцом службы в Советской армии по призыву и на момент последующего осуществления им лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, действующее законодательство предусматривало возможность включения указанного вида общественно полезной деятельности в специальный трудовой стаж. При этом, пунктом 4 вышеназванного Положения предусматривалось, что время службы в составе Вооруженных Сил СССР, органах Министерства внутренних дел СССР и милиции засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 г. приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Из материалов дела усматривается, что на момент обращения за назначением пенсии стаж работы Митченкова С.А. в должностях и учреждениях, осуществление трудовой деятельности в которых дает право на досрочное назначение пенсии с учетом включения в специальный стаж спорных периодов работы, составляет более 20 лет (30 лет х 2/3). С учетом вышеизложенного суд находит, что период прохождения службы в Советской армии по призыву с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг также подлежит включению в специальный стаж истца. В этой связи, заявленные Митченковым С.А. требования о признании за ним права на льготную пенсию в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подлежат удовлетворению, поскольку на момент обращения за назначением пенсии специальный трудовой стаж истца составил более 30 лет. В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Учитывая, что Митченков С.А. в установленном законом порядке обратился за назначением пенсии дд.мм.гггг г., она должна быть назначена истцу с указанного периода времени. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать за Митченковым С.А. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сафоновском районе назначить Митченкову С.А. пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от дд.мм.гггг N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с дд.мм.гггг. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий С.А. Дроздов