Решение о признании незаконным отказа в назначении пенсии



Дело № 2-109/2010г.Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Сафакулево 26.04.2010г.

Судья Сафакулевского районного суда Курганской области Жданова М.А.

при секретаре Фаттаховой А.Г.,

рассмотрев 26 апреля 2010 г. в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-109\10 по исковому заявлению Лен Г.П. к ГУ ОПФ в Сафакулевском районе о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов пенсионного обеспечения №.... от ....,

об установлении факта занятия лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и зачете спорного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с обязанием ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения,

Установил:

Истица обратилась к ответчику с требованиями о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов пенсионного обеспечения №.... от ....,которым отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, об установлении факта занятия лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в должности заведующей профилакторием совхоза « ...» Сафакулевского района Курганской области в период с 03.01.1985 г. по 15.04.1994 г. и зачете спорного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с обязанием ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 09.12.2009 г.

В обосновании доводов истец указала, что ответчик исключил из специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды:

-с 17.10.2005г. по 11.11.2005г.- курсы повышения квалификации,

-с 08.08.1978г. по 19.09.1978г. – в должности медсестры гематологического отделения ... облонкодиспансера,

-с 19.09.1978г. по 24.11.1981г. – в должности медсестры 1-го хирургического отделения ... облонкодиспансера,

-с 03.01.1985г. по 15.04.1994г. – заведующая профилакторием, в том числе с 28.01.1988г. по 29.05.1988г период временной нетрудоспособности ввиду дородового и послеродового отпуска ;

- с 30.05.1988г. по 20.09.1989г. – отпуск по уходу за ребенком до достижения 1,5 лет;

- с 16.04.1987г. по 08.05.1987г.; с 21.09.1989г. по 31.12.1989г.; с 04.06.1990г. по 09.06.1990г.; с 31.10.1990г. по 06.11.1990г.; с 28.05.1991г. по 10.06.1991г.; с 19.07.1991г. по 27.07.1991г.; с 18.05.1993г. по 31.05.1993г.— периоды отпусков без сохранения зарплаты.

В судебном заседании истица отказалась от части требований по спорным периодам работы с 08.08.1978г. по 19.09.1978 г. – в должности медсестры гематологического отделения ... облонкодиспансера,с 19.09.1978г. по 24.11.1981г. – в должности медсестры 1 хирургического отделения ... облонкодиспансера, а так же с 16.04.1987г. по 08.05.1987г.; с 21.09.1989г. по 31.12.1989г.; с 04.06.1990г. по 09.06.1990г.; с 31.10.1990г. по 06.11.1990г.; с 28.05.1991г. по 10.06.1991г.; с 19.07.1991г. по 27.07.1991г.; с 18.05.1993г. по 31.05.1993г.— периоды отпусков без сохранения зарплаты.

Судом разъяснены последствия отказа от иска, о чем составлено письменное заявление с приобщением протоколу судебного заседания.

В остальной части истица поддержала требования в полном объеме,дав суду показания аналогичные заявлению.

Представитель ответчика с заявленными требованиями полностью не согласился, пояснив, что Списком профессий и должностей работников здравоохранения лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет утвержденным Постановлением Совета министров РСФСР от 06.09.199г. № 464, Списком должностей работа в которых засчитывается в выслугу, дающих право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.11, п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 не предусмотрены профилактории совхозов и заведующие профилакторий. Период нахождения истицы на курсах повышения квалификации не может засчитан в специальный стаж в соответствии с Правилами № 516 от 11.07.2002г., где не установлено, что повышение профессионального уровня, т.е. период нахождения на курсах повышения квалификации, должны быть засчитаны в специальный стаж работы. Для назначения досрочной трудовой пенсии требуется не менее 25 лет лечебной деятельности, а у истицы 14 лет 07 мес. 20 дней.

Свидетель ФИО2,работавший директором в спорный период, пояснил, что примерно в 1984-1985 г. г. за счет средств совхоза « ...»,как и в других районах области, в целях оказания медицинской помощи и лечения работников совхоза открыт профилакторий, в котором истица с 1985 г. до 1994 г.-1995 г. в течении полного рабочего дня с 8 утра до 17-18 часов ежедневно осуществляла лечение больных, их прием, выполнение медицинских процедур,осмотр, посещение на дому и прививочные работы, контролировала санитарное состояние животноводческих ферм,столовой в целях предупреждения возникновения болезней.Зарплата Лен выплачивалась совхозом. Профессиональный контроль и отчетность работы профилактория и истицы производился районной больницей.

Как показал ФИО1, исполнявший на протяжении многих лет обязанности главного врача Сафакулевского района, истица занималась исключительно лечебной и профилактической деятельностью в медицинском профилактории в течении полного рабочего дня, как средний медицинский работник лечебного учреждения.Профилакторий открыт в 1984-1985 г.г. наряду с другими совхозами района и полностью оборудован за счет средств совхоза « ...». Медицинские работники фельдшерско-акушерского пункта ... ( далее ФАП)и профилактория располагались в одном здании,финансирование и выдача заработной платы истице производилось совхозом «...», а работникам ФАП- из бюджета районной больницы.Объем должностных обязанностей и отчетность о деятельности истицы без исключения был аналогичным медицинским работникам ФАП.

Свидетель ФИО3 подтвердила, что созданный за счет средств совхоза медицинский профилакторий предназначался для осуществления лечебной и профилактической деятельности с работниками совхоза и членами их семей.Режим работы профилактория и истицы, а так же объем выполняемых истицей процедур и профилактических мероприятий, не отличался от работы фельдшера и медсестры ФАП. В отличии от ФАП финансирование зарплаты истицы и приобретение медицинского оборудования производилось за счет средств совхоза «...».

Из показаний свидетеля ФИО5 следует, что Лен в профилактории занималась только лечебной и профилактической деятельностью, связанной с охраной здоровья работающих в совхозе животноводов, механизаторов и других категорий работников сельского хозяйства.Истца кроме того, осуществляла прививочную работу, контроль за объектами питания, уголками ( комнатами )отдыха на фермах, оформлениями санитарных просветительных бюллетеней и работой санитарной дружины совхоза.Профилактории создавались и в других крупных совхозах района для обеспечения доступности квалифицированной медицинской помощи работающим в совхозе лицам, обслуживающему персоналу и членам их семей.Контроль за профилактической деятельностью истицы осуществляла не только районная больница, но и санитарно-эпидемиологическая служба района.

Изучив с учетом ст.ст. 59,60,67 ГПК РФ диплом №.... о специальном медицинском образовании истицы, трудовую книжку,книги приказов,расчетно- платежные ведомости, справки о заработной плате, медицинские процедурные журналы, журналы учета профилактических прививок, книги выдачи больничных листов,дневники санитарной дружины, текстовые отчеты по информации о работе сельского медицинского профилактория совхоза «...», материалы пенсионных дел Истицы и ФИО4, работавшей медицинской сестрой в профилактории совхоза « ...» Сафакулевсого района в период с 15.03. 1986 г. по 20.07.95 г., а так же материалы дела №....г. и вступившее в законную силу решение Сафакулевского районного суда от ... г.,которым установлен факт занятия ФИО4 с 15.03. 1986 г. по 20.07.95 г. лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, дающей право на досрочную пенсию, с письмом № 4-Г-111 от 05.03.2001 г. председателя Курганского областного суда, подтвердившего обоснованность и законность указанного решения, суд в совокупности с показаниями сторон и свидетелей, приходит к следующим выводам:

в соответствии со ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ»трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста( Федеральный закон от 30.12.2008 N 319-ФЗ).

Как следует из Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на выслугу лет(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.08.1992 N 634, от 23.07.1993 N 701)в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В п.1 Списка упомянуты врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953).Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до ... г. в соответствии с данным Списком, а периоды работы после 1 ноября 1999 года, - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066.

В силу подпункта 11 пункта 1 статьи 28 закона « О трудовых пенсиях в РФ» установлено и подтверждено материалами дела, что истица с 03 января 1985 года по 15 апреля 1994 г. исполняла работу среднего медицинского персонала, имела необходимое образование, то есть осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Медицинский профилакторий совхоза « ...» был образован за счет средств совхоза как учреждение здравоохранения с целью охраны здоровья и осуществления лечебно- профилактической деятельности непосредственно с работающими в сельском хозяйстве ( совхозе) лицами. При этом характер и условия работы истицы не отличались от среднего медицинского работника ФАП.

В соответствии с п. 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 27.08.1992 N 634, 22.09.1993 N 953) такое право предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.В данном случае медицинский профилакторий, принадлежащий совхозу «...» не имел статуса юридического лица, однако по роду своей деятельности являлся лечебно-профилактическим учреждением, где истица в спорный период в течении полного рабочего дня осуществляла лечебную и профилактическую работу по охране здоровья населения.

Данный вывод соответствует указанию, содержащемуся в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в соответствии с абзацем третьим которого по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов, а согласно абзацу шестому этого же пункта в соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464,то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2002 года N 320-О, согласно которой выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Периоды нахождения истицы в дородовом и послеродовом отпуске с 28.01.88 г. по 29.05.88 г., с 30.05.88 г. по 20.09.89 г. в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Удовлетворяя заявление, суд исходил из того, что до введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона РФ, который вступил в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Поскольку Лен находилась в отпуске по уходу за ребенком до введения в действие Закона РФ N 3543-1 от 25 сентября 1992 года, суд включает в трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию как медицинскому работнику (специальный стаж), период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - с 30 мая 1988 г. по 20.09. 1989 года.

Судом так же установлено, что истица в порядке ст.39 ГПК РФ отказалась от части требований, что не противоречит закону и не нарушает права и законны интересы других лиц.Отказ составлен в письменной форме с приобщением к протоколу.

Требования истицы по периоду с 17.10.2005 г. по 11.11. 2005 г. не нашли своего подтверждения.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

1.Исковые требования Лен Г.П. к ГУ ОПФ РФ в Сафакулевском районе удовлетворить частично.

2.Признать незаконным решение №.... комиссии по рассмотрению вопросов пенсионного обеспечения от ... г. « Об отказе в назначении гр.Лен Г.П. досрочной трудовой пенсии по старости п.п. 20 п.1 ст.27 Закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ».

3.Установить Лен Г.П. факт занятия лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в период

с 03.01.1985 г. по 15.04. 1994 г., исключив из него периоды с 16.04.1987г. по 08.05.1987г.; с 28.01.88 г. по 29.05.88 г., с 21.09.1989г. по 31.12.1989г.; с 04.06.1990г. по 09.06.1990г.; с 31.10.1990г. по 06.11.1990г.; с 28.05.1991г. по 10.06.1991г.; с 19.07.1991г. по 27.07.1991г.; с 18.05.1993г. по 31.05.1993г.

4.Зачесть Лен Г.П. в специальный стаж лечебной деятельности,дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период с 03.01.1985 г. по 15.04. 1994 г., исключив из него периоды с 16.04.1987г. по 08.05.1987г.; с 28.01.88 г. по 29.05.88 г., с 21.09.1989г. по 31.12.1989г.; с 04.06.1990г. по 09.06.1990г.; с 31.10.1990г. по 06.11.1990г.; с 28.05.1991г. по 10.06.1991г.; с 19.07.1991г. по 27.07.1991г.; с 18.05.1993г. по 31.05.1993г. и обязать ГУ ОПФ РФ в Сафакулевском районе назначить Лен Г.П. досрочную трудовую пенсию по старости с 09 декабря 2009 г..

5. В остальной части иск оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Курганском областном суде в срок 10 суток со дня вынесения мотивированного решения.

Судья : М.А. Жданова