Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Сафакулево 02.03.2010г.
Судья Сафакулевского районного суда Курганской области Жданова М.А.
при секретаре- Салахутдиновой Ю.М.,
с участим сторон,
рассмотрев 02 марта 2010 года в с. Сафакулево в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Динмухаметовой Р.Р. к ГУ ОПФ в Сафакулевском районе Курганской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии, об установлении факта занятия педагогической деятельностью, зачислении в специальный стаж спорных периодов с обязанием ответчика назначить со дня обращения досрочную трудовую пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,
Установил:
Истица обратилась с требованием о признании незаконным решения №... от ... г. об отказе в назначении досрочной пенсии,об установлении факта занятия педагогической деятельностью в период с ... г. по ... г., с ... г. по настоящее время, о зачислении в специальный стаж спорного периода с обязанием ответчика назначить с ... года досрочную трудовую пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В обосновании доводов истица указала в заявлении, что решением №... от ... года ответчик незаконно отказал в зачете в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды работы в должности заведующей детским садом : с ... г. по ... г., с ...г. по день обращения за назначением досрочной пенсии по старости, так как 3 часа ежедневно она занималась педагогической деятельностью. Истец считает решение комиссии необоснованным и несправедливым, просит отменить его и зачесть спорные периоды в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с обязанием ответчика назначить льготную пенсию со дня обращения: с ... года.
В судебном заседании Динмухаметова поддержала исковые требования полностью,дав суду показания аналогичные заявлению,дополнив, что в должностные обязанности заведущей детским садом входит работа с детьми по 3 часа ежедневно,о чем имеются записи в планах воспитателя Наседкиной,при этом самостоятельных планов педагогической работы не составлялись и отдельная тарификация истицы как воспитателя в спорный период не проводилась.
Представитель ответчика иск не признал полностью. В обоснование своих доводов ответчик пояснил, что указанные ... г. в решении №... периоды не могут зачтены в специальный стаж истицы, ввиду несоответствия закону. Учитывая наличие 13 лет 7 месяцев 28 дней педагогического стажа у Динмухаметовой, требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, свидетелей, изучив письменные доказательства, приходит к выводу о частичном удовлетворении иска по следующим основаниям :
Из показаний истицы, свидетелей ФИО1 и ФИО2 установлено,что с ноября 1995 года по настоящее время Динмухаметова работает заведующей ... детским садом в с. ... ... района и другого детского сада в с. ... никогда не было.Свидетели подтвердили, что 3 часа ежедневно истица занималась с детьми.При этом самостоятельного плана работы педагогической деятельности истица не представила.Из типовых штатов дошкольного учреждения ( от ... г. №...),уставов детского сада, должностной инструкции и планов работы воспитателя ФИО1 не доказан объем обязанностей истицы как педагогического работника. Согласно записей №... в трудовой книжке №..., справок ... РОО №... от ... г., №... от ... г., тарификационных списков следует, что Динмухаметова постоянно с ... г. по настоящее время работает заведующей ... детским садом, работодателем начислялась заработная плата.... г. истица переведена с должности воспитателя детского сада совхоза «...» в с. ... на должность заведующей детским садом и ... г. уволена в связи с переводом в Администрацию ... сельсовета. Из выписки распоряжения администрации ... сельского совета от ...г. №... следует, что Динмухаметова Р. Р. принята переводом в ... детский сад в качестве заведующей с ...г. с оплатой согласно штатного расписания; приказом №... от ...г. Динмухаметова уволена по ст.77 п.5 Трудового кодекса РФ (переведена с согласия работника другому работодателю).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781,утверждены ПРАВИЛА ИСЧИСЛЕНИЯ ПЕРИОДОВ РАБОТЫ, ДАЮЩЕЙ ПРАВО НА ДОСРОЧНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ ЛИЦАМ, ОСУЩЕСТВЛЯВШИМ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ, В СООТВЕТСТВИИ С ПОДПУНКТОМ 19ПУНКТА 1 СТАТЬИ 27 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА"О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449),которые регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее именуется - стаж работы), в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ( далее Правила). При исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".Как следует из п. 8 указанных Правил в стаж работы засчитывается:
работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" списка за период до 1 ноября 1999 г.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от их возраста. В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации в Постановлении от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, связанными с осуществлением именно педагогической деятельности, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.
Аналогичным образом реализовывалось и право работников образования на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 80 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации"). В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, который в разделе "Наименование учреждений" содержал указание на детские дошкольные учреждения всех типов, а в разделе "Наименование должностей" - указание на директора (заведующего).
С 1 ноября 1999 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", согласно пункту 3 которого в выслугу, дающую право на указанную пенсию, засчитывались периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, а периоды работы после этой даты - в соответствии с утвержденными новым Списком и Правилами, в пункте 2 которых было оговорено, что работа в качестве директоров (начальников, заведующих) ряда учреждений для детей, включая дошкольные образовательные учреждения, в выслугу лет не засчитывается. Данные предписания, по сути, нашли отражение и в оспариваемой норме.
С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 работникам, занимавшим названные должности, стало известно, что их работа после 1 ноября 1999 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в выслугу лет, не нарушает конституционные требования и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ... года N 8-П).Соответственно требования истицы по установлению факта педагогической деятельности в период с ... г. по настоящее время и зачете указанного периода в специальный педагогический стаж, дающий право на назначении досрочной трудовой пенсии по старости, не основаны на законе.
Период с ... г. по ... г. подлежит включению в специальный стаж истицы, так как в указанный период истица работала в дошкольном детском образовательном учреждении и вне зависимости от смены его собственников- работодателей : совхоза «...» на Администрацию ... сельсовета ... района истица осуществляла педагогическую деятельность. В соответствии с федеральным законом № 167-ФЗ от 15.12.01 г. «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ,от 31.12.2002 N 187-ФЗ, от 31.12.2002 N 198-ФЗ,от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,от 20.07.2004 N 70-ФЗ, от 02.12.2004 N 155-ФЗ,от 02.12.2004 N 157-ФЗ, от 28.12.2004 N 183-ФЗ,от 04.11.2005 N 137-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ,от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 19.07.2007 N 140-ФЗ,от 30.04.2008 N 55-ФЗ, от 14.07.2008 N 117-ФЗ,от 22.07.2008 N 146-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,от 30.12.2008 N 304-ФЗ, от 18.07.2009 N 185-ФЗ,от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. 25.12.2009), от 27.12.2009 N 378-ФЗ,с изм., внесенными Определениями Конституционного Суда РФот 24.05.2005 N 223-О, от 11.05.2006 N 187-О,от 02.11.2006 N 492-О),который устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования и ст.4 этого же закона определено, что субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).
В целях реализации Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.03.97 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования" утверждены формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.При этом законодатель определил обязанности и ответственность страховщика и страхователя, в том числе по контролю индивидуального лицевого счета. Страховщик обязан ежегодно одновременно с информацией о состоянии индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц направлять застрахованным лицам информацию об их праве на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"(абзац введен Федеральным законом от 30.04.2008 N 55-ФЗ),осуществлять функции оператора персональных данных в целях реализации полномочий, возложенных на страховщика законодательством Российской Федерации. За нарушение положений настоящего Федерального закона и иных актов законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании страховщик несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В данном случае застрахованное лицо-истец не наделен в установленном ст.15 федерального закона № 27 от 01.04.96 г. « Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» правом и обязанностью по контролю за сведениями персонифицированного учета и данными индивидуального лицевого счета. Кроме того, коллегиальным решением в протоколе №... от ... г.ответчик признал работу истицы в ... детском саду в период с ... г. по ... г. как дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173 –ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах у суда имеются основания для частичного удовлетворения требований истицы.Спор рассмотрен в пределах заявленных Динмухаметовой Р.Р. требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, судья
РЕШИЛ :
1.Удовлетворить исковые требования Динмухаметовой Р.Р. частично.
2.Признать незаконным п. 3 решения №... от ... г. комиссии по рассмотрению вопросов пенсионного обеспечения.
3.Установить Динмухаметовой Р. Р. факт педагогической деятельности в ... детском саду с. ... ... района ... области в период с ... г. по ... г. и зачесть указанный период в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
4.В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Курганском областном суде в срок 10 суток со дня вынесения решения в окончательной форме с подачей жалобы через Сафакулевский районный суд.
Судья: М.А.Жданова