О признании права на досрочную трудовую пенсию по старости



Дело № 2-682/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

п.г.т. Богатые Сабы 17 октября 2011 года

Сабинский районный суд РТ в составе:

председательствующего судьи З.Р. Валиевой,

при секретаре А.Р. Яруллиной,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Насыбуллиной Р.З. к Управлению Пенсионного фонда РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности,

У С Т А Н О В И Л :

Р.З. Насыбуллина обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав в обоснование, что решением Управления Пенсионного фонда РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения по тем основаниям, что продолжительность стажа ее лечебной деятельности составляет всего <данные изъяты>. Период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве зубного врача в <адрес>, время ее учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на курсах повышения квалификации, период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж ответчиком не включены.

Считая данное решение незаконным, Р.З. Насыбуллина просит включить в стаж, дающий ей право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, вышеуказанные периоды в льготном порядке -1 год работы как 1 год и три месяца, возложить на ответчика обязанности назначения и выплаты досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности со дня ее обращения в Управление Пенсионного Фонда РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ по поводу назначения пенсии, указывая, что оспариваемые периоды подлежат включению в ее специальный стаж на основании ранее действовавшего законодательства, поскольку, работая зубным врачом в <адрес>, она оказывала квалифицированную медицинскую стоматологическую помощь населению, а период отпуска по уходу за ребенком имело место до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до введения нового правового регулирования.

В судебном заседании Р.З. Насыбуллина поддержала исковые требования.

Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ А.Р. Бурханова иск не признала, указав, что истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано обоснованно, поскольку трудовая деятельность истицы в указанных периодах осуществлялась не в лечебно-профилактических или санитарно-эпидемиологических учреждениях, поэтому стаж истицы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, составляет всего <данные изъяты>.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения истицы, представителя ответчика, суд приходит к следующему.

В силу ст. 27 п. 1 п.п. 20 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 5 п.п. «а» Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года за № 781, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 (в редакции от 22 сентября 1993 года) «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» предусмотрено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, а именно врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.

Судом установлено, что Р.З. Насыбуллина, работая в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пребывала в отпуске по беременности и родам, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком, родившимся ДД.ММ.ГГГГ, до достижения ребенком возраста полутора лет. Работая в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации.

Статья 167 КЗоТ РСФСР, в редакции, действовавшей до 25 сентября 1992 года, предусматривала включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. В связи с вступлением в силу с 06 октября 1992 года Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», внесены изменения в приведенную статью и указанный период перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

В силу правовой позиции, изложенной Конституционным судом РФ в постановлении от 29 января 2004 года за № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняется за указанной категорией лиц.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года за № 25 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» если отпуск по уходу за ребенком имел место до 06 октября 1992 года (до времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекса законов о труде Российской Федерации»), то этот отпуск включается в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

На основании изложенного, учитывая, что истица находилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по беременности и родам, ребенок родился ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет, суд считает, что период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж истицы в льготном исчислении – 1 год как 1 год и 3 месяца.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поскольку период нахождения истицы на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, периоды нахождения Р.З. Насыбуллиной на курсах повышения квалификации также подлежат включению в стаж, дающий ей право на досрочное пенсионное обеспечение в льготном исчислении – 1 год как 1 год и 3 месяца.

В части требования истицы о включении в специальный стаж, дающий ей право на досрочную пенсию, периода ее работы в качестве зубного врача <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд исходит из следующего.

Как усматривается из трудовой книжки истицы, приказа от ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты>, истица ДД.ММ.ГГГГ находилась в трудовых отношениях с <адрес> (л.д. 16-17, 14-15).

Согласно справкам, выданным <данные изъяты> за от ДД.ММ.ГГГГ, за от ДД.ММ.ГГГГ, Р.З. Насыбуллина в оспариваемый период работала в качестве зубного врача в <адрес>, в штате больницы не состояла (л.д.23,33).

Из исследованных в ходе судебного заседания лицевых счетов истицы, справок <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Р.З. Насыбуллина в ДД.ММ.ГГГГ годы работала, получала заработную плату в <адрес> (л.д. 34,35, 46-51).

При изложенных обстоятельствах, когда ни Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года за № 1397, ни Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06 сентября 1991 года, ни Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 года, ни Списками работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, предприятия типа «колхоз» не включены в число учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, указанный период работы истицы в качестве зубного врача <адрес> не может быть включен в ее специальный стаж лечебной деятельности.

Согласно содержанию справки, выданной <данные изъяты> за от ДД.ММ.ГГГГ, истица Р.З. Насыбуллина (Валмиева) в ДД.ММ.ГГГГ году после окончания <данные изъяты> была принята на работу в <данные изъяты> зубным врачом и откомандирована в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по договоренности с администрацией ЦРБ и <данные изъяты> (л.д. 45).

В силу ст. 13 п.п. 3 и 4 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555 основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее именуется - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В связи с изложенным указанная справка не может являться доказательством, подтверждающим осуществление истицей в оспариваемом периоде лечебной деятельности в лечебном учреждении - <данные изъяты>, поскольку согласно вышеприведенным представленным истицей документам, в том числе трудовой книжке, лицевым счетам о начислении заработной платы, истица в оспариваемый ею период осуществляла трудовую деятельность в качестве зубного врача в <адрес>.

Каких – либо доказательств тому, что <адрес> имело разрешение (лицензию) на осуществление лечебной деятельности, суду не представлено.

Таким образом, продолжительность стажа лечебной деятельности Р.З. Насыбуллиной с учетом подлежащего включению в этот стаж вышеуказанных периодов ее нахождения на курсах повышения квалификации, периода нахождения в отпуске по уходу ребенком, а также не оспариваемого ответчиком специального стажа <данные изъяты>, составляет менее <данные изъяты>. Поэтому правовых оснований для признания за истицей права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ включить в стаж Насыбуллиной Р.З., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном порядке - 1 год работы как 1 год и три месяца, период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном порядке - 1 год работы как 1 год и три месяца.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Валиева З.Р.

Копия верна. Судья Сабинского районного суда РТ З.Р. Валиева