О включении в наследственную массу и о признании права собственности на недвижимое имущество



Дело № 2-723/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

п.г.т. Богатые Сабы 14 октября 2011 года

Сабинский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи З.Р. Валиевой,

при секретаре А.Р. Яруллиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Халиковой М.Ш. к Палате имущественных и земельных отношений Сабинского муниципального района Республики Татарстан о включении в наследственную массу и о признании права собственности на недвижимое имущество,

У С Т А Н О В И Л :

М.Ш. Халилова обратилась в суд с иском к Палате имущественных и земельных отношений Сабинского муниципального района Республики Татарстан с вышеуказанным иском, указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее супруг ФИО1, до смерти постоянно проживавший в <адрес> Республики Татарстан. После смерти супруга открылось наследственное имущество в виде земельного участка площадью <данные изъяты> га, предоставленного ему в собственность на основании Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей серии РТ , выданного Сабинским районным комитетом по земельным ресурсам и земельной реформе Республики Татарстан и Юлбатским сельским Советом Сабинского района Республики Татарстан, и жилого дома, расположенного на земельном участке под номером <адрес> Республики Татарстан. Жилой дом они с супругом построили в ДД.ММ.ГГГГ году и с момента постройки жилого дома пользовались, управляли на праве собственности, производили ремонт, оплачивали коммунальные услуги. Однако право собственности на это недвижимое имущество ими при жизни супруга зарегистрировано не было. После смерти супруга истица, фактически приняла наследственное имущество, поскольку владеет и пользуется жилым домом, управляет наследственным имуществом, принимает меры по его сохранению, за свой счет производит расходы на содержание наследственного имущества, и тем самым стала собственником этого имущества. Нотариусом Сабинского нотариального округа Республики Татарстан в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону отказано ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на жилой дом. Поэтому истица просит суд 1/2 долю бревенчатого жилого дома (литер А) общей площадью по СНиП – <данные изъяты> кв.м., по Жилищному кодексу РФ – <данные изъяты> кв.м., жилой площадью – <данные изъяты> кв.м. с каркасным с обшивкой с 2-х сторон с засыпкой пристроем (литера А1) общей площадью по СНиП – <данные изъяты> кв.м., по Жилищному кодексу РФ – <данные изъяты> кв.м. с дощатой верандой (литера а) общей площадью по СНиП – <данные изъяты> кв.м. и надворными постройками, состоящими из дощатого и бревенчатого сараев (литера Г, Г1), бревенчатой бани с дощатым предбанником (литера Г2, Г3), металлических ворот и заборов, расположенного в <адрес> Республики Татарстан по ул. <адрес>, включить в наследственную массу супруга ФИО1, а на 1/2 долю указанного имущества признать за ней право собственности.

Истица, поддержав иск, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Ответчик – Палата имущественных и земельных отношений Сабинского муниципального района РТ не возражала против исковых требований истицы, просила рассмотреть дело без участия своего представителя.

Третье лицо – Сабинского нотариального округа РТ Н.Ю. Юсупова, извещенная о месте и времени судебного заседания, не явилась, требования не оспорила.

Третьи лица С.С. Халилов, Ф.С. Халилов, И.С. Валиуллина, Г.С. Кашипова требования истицы не оспорили, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истицы, суд приходит к следующему.

В силу ст. 34 Семейный кодекс Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Из части 2 указанной статьи ГК РФ видно, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и другие нематериальные блага.

В силу ст. 1114 ч. 1 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.

Согласно ст. 1153 ч. 2 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы по содержанию наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателю или получил от третьих лиц причитавшие наследодателю денежные средства.

В соответствии ст. 1152 ч. 4 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Судом установлено, что истица и ФИО1 проживали в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ года. Во время совместного брака в ДД.ММ.ГГГГ года построили жилой дом и истица по на стоящее время <данные изъяты>, а ее супруг по день смерти в течение <данные изъяты> лет добросовестно, открыто и непрерывно владели как своим собственным недвижимым имуществом – бревенчатым жилым домом (литер А) общей площадью по СНиП – <данные изъяты> кв.м., по Жилищному кодексу РФ – <данные изъяты> кв.м., жилой площадью – <данные изъяты> кв.м. с каркасным с обшивкой с 2-х сторон с засыпкой пристроем (литера А1) общей площадью по СНиП – <данные изъяты> кв.м., по Жилищному кодексу РФ – <данные изъяты> кв.м., с дощатой верандой (литера а) общей площадью по СНиП – <данные изъяты> кв.м. и надворными постройками, состоящими из дощатого и бревенчатого сараев (литера Г, Г1), бревенчатой бани с дощатым предбанником (литера Г2, Г3), металлических ворот и заборов, расположенным в <адрес> Республики Татарстан по ул. <адрес>, став тем самым в силу ст. 234 ГК РФ собственниками данного имущества. Однако право собственности ими на домовладение зарегистрировано не было. Земельный участок площадью <данные изъяты> га, на котором расположен указанный жилой дом, на основании Государственного акта о праве собственности, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей серии РТ , предоставлен ФИО1 в собственность. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер. После его смерти М.Ш. Халилова фактически приняла наследство, вступила во владение и управляет наследственным имуществом, принимает меры по его сохранению. Истица является единственным наследником первой очереди по закону, фактически принявшим наследство и обратившимся к нотариусу.

Указанные обстоятельства подтверждаются, Государственным актом серии РТ на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения и бессрочного (постоянного) пользования землей, из которого видно, что ФИО1 в собственность предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> га, техническим паспортом на жилой дом, справкой МРФ № 3 РГУП БТИ МСА ЖКХ РТ от ДД.ММ.ГГГГ за , согласно которой, владельцем бревенчатого жилого дома (литер А) общей площадью по СНиП – <данные изъяты> кв.м., по Жилищному кодексу РФ – <данные изъяты> кв.м., жилой площадью – <данные изъяты> кв.м. с каркасным с обшивкой с 2-х сторон с засыпкой пристроем (литера А1) общей площадью по СНиП – <данные изъяты> кв.м., по Жилищному кодексу РФ – <данные изъяты> кв.м., с дощатой верандой (литера а) общей площадью по СНиП – <данные изъяты> кв.м. и надворными постройками, состоящими из дощатого и бревенчатого сараев (литера Г, Г1), бревенчатой бани с дощатым предбанником (литера Г2, Г3), металлических ворот и заборов, расположенного в <адрес> Республики Татарстан по ул. <адрес>, является ФИО1, но право собственности на указанный жилой дом с надворными постройками не зарегистрировано, актовыми документами, выписками из домовой книги, справками Совета Юлбатского сельского поселения Сабинского муниципального района Республики Татарстан, справкой нотариуса Сабинского нотариального округа Республики Татарстан Н.Ю. Юсуповой от ДД.ММ.ГГГГ о том, что М.Ш. Халилова является единственным наследником, принявшим наследство и обратившимся к нотариусу.

При таких обстоятельствах, когда жилой дом построен в ДД.ММ.ГГГГ году, то есть во время совместного брака ФИО1 и М.Ш. Халиловой, истица после смерти своего супруга фактически приняла наследственное имущество, когда в силу вышеуказанных норм закона принятое наследство признается принадлежащим наследникам со времени открытия наследства, суд считает возможным удовлетворить требования истицы.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Включить в наследственную массу ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Татарской АССР (<адрес> Республики Татарстан), до смерти постоянно проживавшего там же по <адрес>, умершего ДД.ММ.ГГГГ там же, 1/2 долю бревенчатого жилого дома (литер А) общей площадью по СНиП – <данные изъяты> кв.м., по Жилищному кодексу РФ – <данные изъяты> кв.м., жилой площадью – <данные изъяты> кв.м. с каркасным с обшивкой с 2-х сторон с засыпкой пристроем (литера А1) общей площадью по СНиП – <данные изъяты> кв.м., по Жилищному кодексу РФ – <данные изъяты> кв.м., с дощатой верандой (литера а) общей площадью по СНиП – <данные изъяты> кв.м. и надворными постройками, состоящими из дощатого и бревенчатого сараев (литера Г, Г1), бревенчатой бани с дощатым предбанником (литера Г2, Г3), металлических ворот и заборов, расположенного в <адрес> Республики Татарстан по ул. <адрес>.

Признать за Халиковой М.Ш., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в де<адрес> Татарской АССР, проживающей в <адрес> Республики Татарстан по <адрес>, право собственности на 1/2 долю бревенчатого жилого дома (литер А) общей площадью по СНиП – <данные изъяты> кв.м., по Жилищному кодексу РФ – <данные изъяты> кв.м., жилой площадью – <данные изъяты> кв.м. с каркасным с обшивкой с 2-х сторон с засыпкой пристроем (литера А1) общей площадью по СНиП – <данные изъяты> кв.м., по Жилищному кодексу РФ – <данные изъяты> кв.м., с дощатой верандой (литера а) общей площадью по СНиП – <данные изъяты> кв.м. и надворными постройками, состоящими из дощатого и бревенчатого сараев (литера Г, Г1), бревенчатой бани с дощатым предбанником (литера Г2, Г3), металлических ворот и заборов, расположенного в <адрес> Республики Татарстан по ул. <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья З.Р. Валиева

Копия верна. Судья Сабинского

районного суда РТ З.Р. Валиева

С П Р А В К А

Решение вступило в законную силу 01 ноября 2011 года.

Подлинник решения хранится в гражданском деле № 2-723/2011 г. Сабинского районного суда Республики Татарстан.

Судья Сабинского

районного суда РТ З.Р. Валиева