О включении в наследственную массу недвижимого имущества



Дело № 2-1021/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

п.г.т. Богатые Сабы 15 декабря 2011 года

Сабинский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Я. Шафигуллина,

при секретаре Р.Х. Тимергалиевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Р.С. Ибрагимовой к Палате имущественных и земельных отношений Сабинского муниципального района Республики Татарстан о включении в наследственную массу недвижимого имущества,

У С Т А Н О В И Л :

Р.С. Ибрагимова обратилась в суд с иском к Палате имущественных и земельных отношений Сабинского муниципального района Республики Татарстан о включении в наследственную массу недвижимого имущества. В обоснование указано, что ДД.ММ.ГГГГ умер его отец ФИО2, до смерти постоянно проживавший в <адрес>. На основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом Сабинского нотариального округа Республики Татарстан Н.Ю. Юсуповой после смерти ее отца, 1/2 доля бревенчато-каркасно-засыпного жилого дома общеполезной площадью <данные изъяты>., в том числе жилой площадью <данные изъяты>., и бревенчато-тесовых служебных построек и тесовых сооружений, расположенных <адрес>, принадлежат ее матери ФИО1. На вторую половину вышеуказанного имущества свидетельство о праве на наследство не выдано. В тот же день тем же нотариусом на имя матери истицы ФИО1 выдано свидетельство о праве собственности на 1/2 вышеперечисленного имущества. Однако выданные свидетельства надлежащим образом зарегистрированы не были. После смерти ее отца ФИО1 продолжала проживать в этом доме. ДД.ММ.ГГГГ умерла и ФИО1. После ее смерти открылось наследство в виде жилого дома с пристроями (литеры А1-А3) и надворных построек, расположенных в <адрес> и надворных построек, расположенных по ул. смерти постоянно проживавшая в п.г.т.. го нотариусом Сабинского нотариального окПристрой к данному дому (литера А3) является самовольной постройкой, поскольку построено без получения соответствующего разрешения. Тем не менее, согласно заключению главного архитектора Сабинского муниципального района Республики Татарстан помещения этот жилой дом не представляет угрозу безопасности и здоровью окружающих, соответствуют градостроительным, противопожарным и санитарно-бытовым требованиям. ФИО1 до смерти пользовалась, управляла на праве собственности этим жилым домом, производила ремонт, оплачивала коммунальные услуги, добросовестно открыто и непрерывно владела недвижимым имуществом. После смерти матери истица, как наследник по закону, фактически приняла вышеуказанное наследственное имущество, несет бремя собственности, владеет и пользуется указанным жилым домом, управляет наследственным имуществом, приняла меры по его сохранению, за свой счет производит расходы на содержание наследственного имущества, и тем самым стала собственником этого имущества, но получить свидетельство о праве на наследство не может, поскольку право собственности на домовладение не зарегистрировано, в связи с чем нотариус отказывает ей в выдаче этого документа. Поэтому истица просит суд включить в наследственную массу своей матери ФИО1 3/4 доли <данные изъяты>, расположенных в <адрес>.

Истица Р.С. Ибрагимова в судебном заседании поддержала свое требование.

Ответчик – Палата имущественных и земельных отношений Сабинского муниципального района Республики Татарстан не возражала против исковых требований Р.С. Ибрагимовой, просила рассмотреть дело без участия своего представителя.

Третье лицо – С.С. Бадиков против требований Р.С. Ибрагимовой не возражал, просил рассмотреть дело без его участия.

Третье лицо – нотариус Сабинского нотариального округа Республики Татарстан Н.Ю. Юсупова не возражала против иска, просила рассмотреть дело без ее участия.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 ч.ч. 1 и 2 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

По ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо – гражданин или юридическое лицо, – не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и другие нематериальные блага.

В силу ст. 1152 ч. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Согласно ст. 1153 ч. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы по содержанию наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателю или получил от третьих лиц причитавшие наследодателю денежные средства.

В силу ст. 222 ч. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Судом установлено, что ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, до смерти постоянно проживавшей в <адрес>, умершей там же ДД.ММ.ГГГГ, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом Сабинской нотариального округа Республики Татарстан Н.Ю. Юсуповой, принадлежит 1/2 доля бревенчато-каркасно-засыпного жилого дома, расположенного под номером <адрес>. В тот же день этим же нотариусом ФИО1 выдано свидетельство о праве собственности на 1/2 долю вышеуказанного совместно нажитого имущества с умершим ФИО2. Однако ФИО1 право собственности на указанные доли надлежащим образом зарегистрированы не были. С этого момента по день смерти ФИО1 добросовестно, открыто и непрерывно владела как своим собственным недвижимым имуществом – <данные изъяты>, находящимися под номером <адрес>. Решением Сабинского сельского Совета Сабинского местного самоуправления Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> В ДД.ММ.ГГГГ ею без получения разрешения на начало строительства к жилому дому возведен кирпичный пристрой (литера А3) общей площадью по СНиПу – <данные изъяты>., по Жилищному кодексу РФ – <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 составлено завещание, которым она все свое имущество, какое ко дню ее смерти окажется ей принадлежащим, в чем бы таковое ни заключалось и где бы оно не находилось, в том числе жилой дом и надворными постройками, находящиеся в <адрес>, завещала – истице Р.С. Ибрагимовой. Завещание в тот же день удостоверено нотариусом Сабинского нотариального округа Республики Татарстан Н.Ю. Садыковой и зарегистрировано в реестре за .

Указанное подтверждается объяснениями истицы, актовыми документами, копией решения Сабинского сельского Совета Сабинского района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ о переименовании <адрес>, техническим паспортом жилого дома, справкой МРФ № 3 РГУП БТИ МСА ЖКХ РТ от ДД.ММ.ГГГГ за , согласно которой, владельцами 3/4 и 1/4 доли <данные изъяты>, расположенных в доме <адрес>, являются ФИО1 и ФИО2, выпиской из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой собственником земельного участка площадью <данные изъяты>. является ФИО1, кадастровым паспортом земельного участка, из которого следует, что собственником земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты>., находящегося под <адрес>, является ФИО1, копией свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, копией свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ, завещанием ФИО1, справкой нотариуса Сабинского нотариального округа Республики Татарстан Н.Ю. Юсуповой от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Р.С. Ибрагимова является единственным наследником, обратившимся нотариусу.

Из представленного суду заключения главного архитектора Сабинского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ за следует, что помещения жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, представляют собой одноэтажное каменное здание, построенное в ДД.ММ.ГГГГ годах. Помещения данного здания полностью соответствуют требованиям части 1 «Общие указания, санитарно-гигиенические требования, освещенность и инсоляция» и части 2 «Требования к основным элементам жилых домов» СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* «Жилые здания», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 06 мая 1989 года № 78 (в редакции от 06 июня 1999 года). Все элементы дома находятся в нормальном состоянии, не имеют видимых повреждений, отклонений от нормативных требований, которые могли бы влиять на потерю их несущей способности. Расстояние от данного объекта до границ земельного участка соответствует требованиям СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства, принятым Постановлением Госстроя России от 30 декабря 1999 года № 94. Жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу, не представляет угрозу безопасности и здоровью окружающих, соответствует градостроительным, противопожарным и санитарно-бытовым требованиям.

При таких обстоятельствах и учитывая, что кирпичный пристрой, возведенный ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ к жилому дому на принадлежащем ей земельном участке без получения соответствующих разрешительных документов, не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц, не создают угрозу жизни и здоровью граждан, а также их имуществу, суд с учетом того, что в силу ч. 2 ст. 17 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность ФИО1 прекращена в связи с ее смертью, приходит к выводу о возможности включения в наследственную массу ФИО1 3/4 доли <данные изъяты>, расположенных в <адрес>

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск удовлетворить.

Включить в наследственную массу ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> постоянно проживавшей и умершей там же ДД.ММ.ГГГГ, 3/4 доли <данные изъяты>, расположенных в <адрес>

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 19 декабря 2011 года.

Судья Р.Я. Шафигуллин

Копия верна. Судья Сабинского

районного суда РТ Р.Я. Шафигуллин

С П Р А В К А

Решение вступило в законную силу 30 декабря 2011 года.

Подлинник решения хранится в гражданском деле № 2-1021/2011 г. Сабинского районного суда Республики Татарстан.

Судья Сабинского

районного суда РТ Р.Я. Шафигуллин