О признании право совместной собственности и об определении долей в праве совместной собственности



Дело № 2-212/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

п.г.т. Богатые Сабы 13 марта 2012 года

Сабинский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи З.Р. Валиевой,

при секретаре А.Р. Яруллиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Н.Х. Якуповой и И.Х. Башарова к Палате имущественных и земельных отношений Сабинского муниципального района Республики Татарстан о признании права совместной собственности и об определении долей в праве совместной собственности,

У С Т А Н О В И Л :

Н.Х. Якупова и И.Х. Башаров обратились в суд с иском к Палате имущественных и земельных отношений Сабинского муниципального района Республики Татарстан с вышеуказанным иском. В обоснование указано, что ДД.ММ.ГГГГ умер их отец ФИО1, а ДД.ММ.ГГГГ умерла их мать ФИО2, до смерти постоянно проживавшие в <адрес> Республики Татарстан. После смерти отца ФИО1 их мать ФИО2 фактически приняла наследство, но, не оформив своих наследственных прав, умерла. После смерти матери открылось наследство в виде земельного участка общей площадью <данные изъяты>., предоставленного ФИО1 на основании решения Шеморданского поселкового Совета народных депутатов Сабинского района РТ и жилых домов ДД.ММ.ГГГГ постройки с надворными постройками, расположенных <адрес>. Пристрой, возведенный в ДД.ММ.ГГГГ, к дому (литера Б2) ДД.ММ.ГГГГ постройки является самовольной постройкой, поскольку построено без получения соответствующего разрешения. Тем не менее, согласно заключению главного архитектора Сабинского муниципального района Республики Татарстан помещения этого жилого дома не представляет угрозу безопасности и здоровью окружающих, соответствуют градостроительным, противопожарным и санитарно-бытовым требованиям. После смерти матери истцы, как наследники по закону, фактически приняли вышеуказанное наследственное имущество, несут бремя собственности, владеют и пользуются указанным жилым домом, управляют наследственным имуществом, принимают меры по его сохранению, за свой счет производят расходы на содержание наследственного имущества, и тем самым стали собственниками этого имущества, но получить свидетельство о праве на наследство не могут, поскольку право собственности на домовладение наследодателями не было зарегистрировано, в связи с чем нотариус отказывает им в выдаче этого документа. Поэтому истцы просят признать за ними право общей долевой собственности в порядке наследования с определением 1/2 доли каждой на бревенчатый жилой дом ДД.ММ.ГГГГ постройки (литера А) общей площадью по СНиПу – <данные изъяты>., по Жилищному кодексу РФ – <данные изъяты>., жилой площадью – <данные изъяты>., с дощатой верандой (литера а) общей площадью по СНиПу – <данные изъяты>., и надворные постройки и сооружения, состоящие из дощатого сарая (литера Г), каркасный с обшивкой с 2-х сторон с засыпкой жилой дом ДД.ММ.ГГГГ постройки (литера Б) общей площадью по СНиПу – <данные изъяты>., по Жилищному кодексу РФ – <данные изъяты>., с кирпичным пристроем (литера Б1) общей площадью по СНиПу – <данные изъяты>., по Жилищному кодексу РФ – <данные изъяты>, жилой площадью – <данные изъяты>., дощатой верандой (литера б) общей площадью по СНиПу – <данные изъяты>., <данные изъяты>, расположенные в <адрес>

Ответчик – Палата имущественных и земельных отношений Сабинского муниципального района Республики Татарстан, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, требования Н.Х. Якуповой, И.Х. Башарова не оспорил.

Третье лицо – Н.Х. Мингазова в судебном заседании не возражала против требований Н.Х. Якуповой, И.Х. Башарова.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения истцов, третьего лица Н.Х. Мингазовой, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 ч.ч. 1 и 2 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

По ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо – гражданин или юридическое лицо, – не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

В силу ст. 1152 ч. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Согласно ст. 1153 ч. 2 Гражданского кодекса РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы по содержанию наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателю или получил от третьих лиц причитавшие наследодателю денежные средства.

Статья 1164 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что при наследовании по закону, если наследственное имущество переходит к двум или нескольким наследникам, и при наследовании по завещанию, если оно завещано двум или нескольким наследникам без указания наследуемого каждым из них конкретного имущества, наследственное имущество поступает со дня открытия наследства в общую долевую собственность наследников. К общей собственности наследников на наследственное имущество применяются положения главы 16 настоящего Кодекса об общей долевой собственности с учетом правил статей 1165-1170 настоящего Кодекса.

По смыслу части 1 статьи 245 Гражданского кодекса Российской Федерации, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.

Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, до смерти постоянно проживавший в <адрес>, умерший там же ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ построил и по день смерти в течение ДД.ММ.ГГГГ добросовестно, открыто и непрерывно владел как своим собственным недвижимым имуществом – <данные изъяты>, находящимися <адрес>, став тем самым в силу ст. 234 ГК РФ собственником данного имущества. В ДД.ММ.ГГГГ им к жилому дому ДД.ММ.ГГГГ постройки (литера Б) был возведен кирпичный пристрой (литера Б1). Общая площадь жилого дома с пристроем (литера Б, Б1) составляет по СНиПу – <данные изъяты>., по Жилищному кодексу РФ – <данные изъяты>., а жилая площадь – <данные изъяты> Однако умершим право собственности на жилой дом зарегистрировано не было. Земельный участок площадью <данные изъяты>., на котором расположен указанный жилой дом, на основании решения Шеморданского поселкового Совета народных депутатов Сабинского района РТ от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер. После смерти отца мать истцов ФИО2 фактически приняла наследственное имущество ФИО1, однако, не успев оформить своих наследственных прав, ДД.ММ.ГГГГ умерла. После ее смерти истцы, зарегистрированные и проживающие по указанному адресу, фактически приняли наследство, вступили во владение и управляют наследственным имуществом, оплачивают коммунальные услуги, услуги электрической энергии, продолжают пользоваться наследственным имуществом в соответствии с его назначением.

Указанное подтверждается объяснениями истцов, справками Шеморданского сельского исполнительного комитета Сабинского муниципального района Республики Татарстан о том, что ФИО2 постоянно проживала в <адрес>, совместно с ней по день ее смерти постоянно проживали и продолжают проживать ее дочь Н.Х. Якупова, ее зять ФИО3 и, что ФИО2 до своей смерти пользовалась и распоряжалась жилым домом <адрес> актовыми документами, копией решения Шеморданского поселкового Совета народных депутатов Сабинского района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ФИО1 земельного участка площадью <данные изъяты>., техническими паспортами, справкой МРФ № 3 РГУП БТИ МСА ЖКХ РТ от ДД.ММ.ГГГГ за , справкой нотариуса Сабинского нотариального округа Республики Татарстан Н.Ю. Юсуповой от ДД.ММ.ГГГГ о том, что кроме Н.Х. Якуповой, наследником, принявшим наследство, является И.Х. Башаров.

Из представленного суду заключения главного архитектора Сабинского муниципального района Республики Татарстан ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ за следует, что помещения жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, представляют собой одноэтажное здание, построенное в ДД.ММ.ГГГГ. Помещения данного здания полностью соответствуют требованиям части 1 «Общие указания, санитарно-гигиенические требования, освещенность и инсоляция» и части 2 «Требования к основным элементам жилых домов» СНиП 2.08.01-89* «Жилые здания», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 06 мая 1989 года № 78 (в редакции от 06 июня 1999 года). Все элементы дома находятся в нормальном состоянии, не имеют видимых повреждений, отклонений от нормативных требований, которые могли бы влиять на потерю их несущей способности. Расстояние от данного объекта до границ земельного участка соответствует требованиям СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства, принятым Постановлением Госстроя России от 30 декабря 1999 года № 94. Жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу, не представляет угрозу безопасности и здоровью окружающих, соответствует градостроительным, противопожарным и санитарно-бытовым требованиям.

При таких обстоятельствах, когда судом установлено, что истцы Н.Х. Якупова, И.Х. Башаров фактически приняли наследство после смерти ФИО2 и в силу вышеуказанных норм закона принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства, суд считает возможным удовлетворить требования истцов о признании за ними право общей долевой собственности с определением 1/2 доли каждого на бревенчатый жилой дом, каркасные с обшивкой с 2-х сторон с засыпкой жилой дом с надворными постройками, расположенные в <адрес>.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск удовлетворить.

Признать за Н.Х. Якуповой, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (ныне <адрес> Республики Татарстан, проживающей там же по <адрес>, и И.Х. Башаровым, родившимся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (ныне <адрес> Республики Татарстан, проживающий там же по <адрес>, право общей долевой собственности с определением 1/2 доли каждого на <данные изъяты>), расположенные в <адрес>

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ течение месяца.

Судья З.Р. Валиева

Копия верна. Судья Сабинского

районного суда РТ З.Р. Валиева