Дело № 2-556/2012 г.
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
п.г.т. Богатые Сабы 09 июня 2012 года
Сабинский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи З.Р.Валиевой,
при секретаре А.Р. Яруллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Татарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, Республики Татарстан и муниципального образования Сабинского района РТ к ООО «Урта Саба» Сабинского района РТ о возмещении платы за негативное воздействие на окружающую среду,
У С Т А Н О В И Л:
Татарский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным заявлением к ООО «Урта Саба», указав в обоснование, что в ходе проверки деятельности ответчика в части полноты и своевременного внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлено, что ООО «Урта Саба» осуществляет хозяйственную деятельность по производству, переработке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции и продукции животноводства, является источником воздействия на окружающую среду обитания и здоровье человека, оказывающим негативное воздействие в результате осуществления предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую природную среду является платным. Плата является обязательным федеральным платежом, предназначенным для возмещения расходов и затрат публичной власти на охрану и восстановление окружающей среды. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определен «Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия», утвержденным постановлением Правительства РФ за № 632 от 28 августа 1992 года (в ред. пост. № 1428 от 28 декабря 1994 года, № 463 от 14 июня 1996 года). В нарушение указанного постановления № 632, а также постановления Правительства РФ № 344 от 12 июня 2003 года «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления», ответчиком в Управление Росприроднадзора по РТ не были представлены исходные данные о природопользовании, не составлен и не представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. В настоящее время общая сумма задолженности ответчика перед бюджетами различных уровней за негативное воздействие на окружающую среду составляет <данные изъяты>. Не внесение указанных платежей нарушает порядок формирования и использования бюджетов трех уровней - Российской Федерации, субъекта РФ и муниципального образования Сабинского района РТ. В частности, указанные средства не могут быть использованы на финансирование экологических программ и мероприятий, обеспечение экологической безопасности государства, республики и Сабинского муниципального района РТ, при этом нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. На основании изложенного заявитель просит взыскать с ООО «Урта Саба» Сабинского муниципального района РТ в бюджеты различного уровня задолженность за негативное воздействие на окружающую среду сумму в размере <данные изъяты>.
Помощник прокурора Сабинского района РТ Э.Т. Файзутдинова требования Татарского природоохранного межрайонного прокурора поддержала.
Ответчик ООО «Урта Саба», надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд своего представителя не направил, судом вынесено определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
Третье лицо Управление Росприроднадзора по РТ, своевременно извещенное о месте и времени судебного заседания, своего представителя в суд не направило.
Изучив материалы дела, выслушав помощника прокурора Сабинского района РТ Э.Т. Файзутдинову, суд приходит к следующему.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под загрязнением окружающей среды понимается поступление в окружающую среду веществ и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (в ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011) «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что под размещением отходов понимается их хранение и захоронение (ст. 1).
Пунктом 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632, установлено, что данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.
По смыслу указанных норм платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей такое воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы, размещать отходы.
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, и представляют собой обязательные публично-правовые взносы за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
Как видно из устава общества с ограниченной ответственностью «Урта Саба», общество осуществляет хозяйственную деятельность по производству, переработке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции и продукции животноводства. Следовательно, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (ред. от 09.09.2010) «О введении в действие новой редакции», ответчик является юридическим лицом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду в результате осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно сведениям, представленным Управлением Росприроднадзора по РТ, задолженность природопользователя ООО «Урта Саба» по плате за негативное воздействие на окружающую среду по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>.
Таким образом, ответчик имеет задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду, потому требование прокурора о взыскании с ООО «Урта Саба» Сабинского муниципального района РТ в бюджеты различного уровня задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере <данные изъяты> является обоснованным.
В соответствии со статьями 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду зачисляются в федеральный бюджет - 20 процентов, в бюджет субъекта РФ - 40 процентов и в бюджеты муниципальных районов - 40 процентов.
При таких обстоятельства суд приходит к выводу о том, что требования Татарского природоохранного межрайонного прокурора подлежат удовлетворению и с ООО «Урта Саба» должна быть взыскана плата за негативное воздействие на окружающую среду в размере <данные изъяты>, в том числе в Федеральный бюджет – <данные изъяты>, в бюджет Республики Татарстан – <данные изъяты>., в бюджет Сабинского муниципального района РТ - <данные изъяты>.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК Российской Федерации с ответчика в федеральный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>.
Руководствуясь ст. ст. 194 -198, 199, 233, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Урта Саба» плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере <данные изъяты> в Федеральный бюджет, в размере <данные изъяты> в бюджет Республики Татарстан и в размере <данные изъяты> в бюджет Сабинского муниципального района РТ.
Взыскать с ООО «Урта Саба» в федеральный бюджет <данные изъяты> государственной пошлины.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Сабинский районный суд Республики Татарстан в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья З.Р. Валиева
Копия верна. Судья Сабинского
районного суда РТ З.Р. Валиева