Дело № 2-210/2011 г.
Р Е Ш Е Н И ЕИ М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И Ип.г.т. Богатые Сабы 19 апреля 2011 года
Сабинский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи З.Р. Валиевой,
при секретаре А.Р. Яруллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Нигматзянова И.Н. в интересах Гарипова М.Х. к Палате имущественных и земельных отношений Сабинского муниципального района Республики Татарстан о включении в наследственную массу жилого дома с надворными постройками и сооружениями и признании права собственности в порядке наследования на жилой дом с надворными постройками и сооружениями,
У С Т А Н О В И Л:
И.Н. Нигматязнова в интересах Гарипова М.Х. обратилась в суд с иском к Палате имущественных и земельных отношений Сабинского муниципального района РТ о включении в наследственную массу жилого дома с надворными постройками и сооружениями и признании права собственности в порядке наследования на жилой дом с надворными постройками и сооружениями. В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ умер отец Гарипова М.Х. – ФИО3, до смерти постоянно проживавший в <адрес>. После смерти отца открылось наследственное имущество в виде земельного участка площадью <данные изъяты>, предоставленного ему в собственность на основании Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей серии РТ №, выданного <адрес> комитетом по земельным ресурсам и земельной реформе Республики ФИО9 и Староикшурминским сельским <адрес> Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ, и жилого дома ДД.ММ.ГГГГ постройки с надворными постройками, расположенные на земельном участке под номером № по <адрес> в <адрес>. После смерти отца Гарипова М.Х. его мать – ФИО5, фактически проживавшая с его отцом в этом доме до его смерти и продолжавшая проживать в доме после его смерти, фактически приняла наследство. ДД.ММ.ГГГГ мать Гарипова М.Х. умерла. ФИО3 с момента постройки жилого дома и надворных построек пользовался, управлял на праве собственности жилым домом, производил ремонт, оплачивали коммунальные услуги, проводил страхование жилого дома, добросовестно открыто и непрерывно владел недвижимым имуществом более ДД.ММ.ГГГГ. Гарипова М.Х. после смерти отца и матери фактически принял вышеуказанное наследственное имущество, поскольку владеет и пользуется этим домом, проживает и зарегистрирован по данному адресу, содержит наследственное имущество, управляет им, принимает меры по его сохранению, за свой счет производит расходы на содержание наследственного имущества, уплачивает коммунальные услуги, и тем самым стал собственником этого имущества. Нотариусом Сабинского нотариального округа Республики Татарстан в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону отказано ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на жилой дом. Поэтому истец просит суд включить в наследственную массу ФИО3 бревенчатый жилой дом (литер А) общей площадью <данные изъяты>., жилой площадью – <данные изъяты>., с дощатой верандой (литер А1) общей площадью по СНиП – <данные изъяты>., и надворные постройки, расположенные по адресу: Республика Татарстан, <адрес>, а также признать за ним право собственности в порядке наследования на данный бревенчатый жилой дом (литер А) общей площадью по СНиПу – <данные изъяты>. с дощатой верандой общей площадью по СНиПу – <данные изъяты>., и надворные постройки, расположенные по вышеуказанному адресу.
В судебном заседании представитель истца Нигматзянова И.Н. пояснила суду, что родители истца с момента постройки вышеуказанного жилого дома и надворных построек совместно владели и пользовались вышеназванным имуществом. Матерью истца ФИО5 в ДД.ММ.ГГГГ к указанному жилому дому была пристроена дощатая веранда. В связи с этим представитель истца, уточняя свои требования, просила 1) включить в наследственную массу ФИО3 <данные изъяты> долю имущества, состоящего из бревенчатого жилого дома (литер А) общей площадью <данные изъяты>., жилой площадью – <данные изъяты>., и надворных построек, расположенных по адресу: Республика Татарстан, <адрес>; 2) включить в наследственную массу ФИО5 <данные изъяты> долю имущества, состоящего из бревенчатого жилого дома (литер А) общей площадью <данные изъяты>., жилой площадью – <данные изъяты>., и надворных построек, расположенных по адресу: Республика Татарстан, <адрес>, и дощатую веранду общей площадью по СНиП – <данные изъяты>., расположенную по указанному адресу; 3) признать за Гарипова М.Х. право собственности в порядке наследования на имущество, состоящее из бревенчатого жилого дома (литер А) общей площадью <данные изъяты> жилой площадью – <данные изъяты>., дощатой веранды общей площадью по СНиП – <данные изъяты>., и надворных построек, состоящих из дощатого гаража (литер Г), бревенчатой бани с дощатым предбанником (литера Г1-Г2), двух дощатых сараев (литера Г3, Г6), трех бревенчатых сараев (литера Г4, Г5, Г7), металлических ворот и деревянного забора, расположенных по вышеуказанному адресу.
Ответчик – Палата имущественных и земельных отношений Сабинского муниципального района Республики Татарстан, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, требования Нигматзянова И.Н. не оспорил, в судебное заседание своего представителя не направил.
Третье лицо – нотариус Сабинского нотариального округа Республики Татарстан Юсупова, извещенная о месте и времени рассмотрения дела, требования истицы не оспорила, в судебное заседание не явилась.
Третьи лица – ФИО13 и ФИО10 не возражали против требований Гарипова М.Х. и просили рассмотреть дело без их участия.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Из части 2 указанной статьи ГК РФ видно, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и другие нематериальные блага.
В силу ст. 1114 ч. 1 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.
В соответствии ст. 1152 ч. 4 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В силу ст. 1153 ч. 2 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы по содержанию наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателю или получил от третьих лиц причитавшие наследодателю денежные средства.
Статья 1164 ГК РФ устанавливает, что при наследовании по закону, если наследственное имущество переходит к двум или нескольким наследникам, и при наследовании по завещанию, если оно завещано двум или нескольким наследникам без указания наследуемого каждым из них конкретного имущества, наследственное имущество поступает со дня открытия наследства в общую долевую собственность наследников. К общей собственности наследников на наследственное имущество применяются положения главы 16 настоящего Кодекса об общей долевой собственности с учетом правил статей 1165-1170 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 244 ч.ч. 1 и 2 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
Судом установлено, что ФИО3 и ФИО5, будучи в зарегистрированном браке, в ДД.ММ.ГГГГ построили и по день смерти более ДД.ММ.ГГГГ добросовестно, открыто и непрерывно владели как своим собственным недвижимым имуществом – бревенчатым жилым домом (литер А) общей площадью по СНиП – <данные изъяты>., по Жилищному кодексу РФ – <данные изъяты>., жилой площадью – <данные изъяты>., а также надворными постройками и сооружениями, находящимися под номером № по <адрес>, став тем самым в силу ст. 234 ГК РФ собственником данного совместного имущества. Однако право собственности им на жилой дом зарегистрировано не было. Земельный участок площадью <данные изъяты>, на котором расположен указанный жилой дом, на основании Государственного акта о праве собственности, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей серии РТ № принадлежит ФИО3 на праве собственности. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умер. После его смерти продолжавшая проживать в этом доме его супруга ФИО5 фактически приняла наследство, но не оформила своих наследственных прав. В ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 к жилому дому была пристроена дощатая веранда (литер а) общей площадью по СНиП – <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умерла. После смерти ФИО3 и ФИО5 истец Гарипова М.Х. фактически принял наследство, вступил во владение и управляет наследственным имуществом, оплачивал коммунальные услуги, пользовался наследственным имуществом в соответствии с его назначением. Наследниками первой очереди по закону являются истец Гарипова М.Х., третьи лица ФИО13 и ФИО10. Других наследников первой очереди по закону или по завещанию, либо по праву представления не имеется. Гарипова М.Х. является единственным наследником, обратившимся к нотариусу после смерти ФИО3 и ФИО5.
Указанное подтверждается объяснениями представителя истца, Государственным актом на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей серии РТ №, о предоставлении ФИО3 в собственность земельного участка площадью <данные изъяты>, расположенного по вышеуказанному адресу, решением Староикшурминского Совета местного самоуправления <адрес> РТ №а от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении адресной системы, кадастровой выпиской о земельном участке, справкой МРФ № РГУП БТИ МСА ЖКХ РТ от ДД.ММ.ГГГГ за №, согласно которой владельцем бревенчатого жилого дома с дощатой верандой (литера А, а) общей площадью по СНиПу – <данные изъяты>., по Жилищному кодексу РФ – <данные изъяты> жилой площадью – <данные изъяты>. с надворными постройками, расположенных под номером 6 по <адрес> в <адрес>, право собственности не зарегистрировано, кадастровым паспортом и техническим паспортом на указанный жилой дом, из которого усматривается, что данный жилой дом расположен по адресу: Республика Татарстан, <адрес> за №РТ от 25авещал своему сыну ФИО11. ельный участок размером <данные изъяты>., <адрес>, выпиской из похозяйственной книги, полисом о страховании жилого дома, справками исполнительного комитета Староикшурминского сельского поселения Сабинского муниципального района Республики Татарстан о том, что Гарипова М.Х. постоянно проживал совместно с умершими ФИО3 и ФИО5 в <адрес> и продолжает проживать там же по настоящее время, что ФИО3 по день смерти владел, распоряжался и пользовался указанным жилым домом с надворными постройками как собственник, и, что по день смерти ФИО3 совместно с ним проживала его супруга ФИО5, актовыми документами, справками нотариуса Сабинского нотариального округа РТ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Гарипова М.Х. является единственным наследником, обратившимся к нотариусу после смерти ФИО3 и ФИО5.
При таких обстоятельствах, когда истец Гарипова М.Х., являющийся единственным наследником наследуемого недвижимого имущества после смерти ФИО3 и ФИО12 имущества после смерти К.З.рской АССР (ныне <адрес>) психиатра в по закону, фактически принял наследство после ФИО3 и ФИО5, и, когда в силу вышеуказанных норм закона принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства, а получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника, суд считает возможным удовлетворить требования истца о включении в наследственную массу ФИО3 <данные изъяты> доли имущества, состоящего из бревенчатого жилого дома (литер А) общей площадью по СНиП – <данные изъяты>., по Жилищному кодексу РФ – <данные изъяты> жилой площадью – <данные изъяты>., и надворных построек, состоящие из дощатого гаража (литер Г), бревенчатой бани с дощатым предбанником (литера Г1-Г2), двух дощатых сараев (литера Г3, Г6), трех бревенчатых сараев (литера Г4, Г5, Г7), металлических ворот и деревянного забора, расположенных в <адрес> под номером №, о включении в наследственную массу ФИО5 <данные изъяты> доли вышеуказанного наследственного имущества после смерти ФИО3 и дощатой веранды общей площадью по СНиП – <данные изъяты> и о признании права собственности на это недвижимое имущество за истцом, расположенное по вышеуказанному адресу.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск удовлетворить.
Включить в наследственную массу ФИО4, проживавшего в <адрес>, умершего там же ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> долю имущества, состоящего из бревенчатого жилого дома (литер А) общей площадью по СНиП – <данные изъяты>., по Жилищному кодексу РФ – <данные изъяты>., жилой площадью – <данные изъяты> и надворных построек, состоящие из дощатого гаража (литер Г), бревенчатой бани с дощатым предбанником (литера Г1-Г2), двух дощатых сараев (литера Г3, Г6), трех бревенчатых сараев (литера Г4, Г5, Г7), металлических ворот и деревянного забора, расположенных под номером № по <адрес>
Включить в наследственную массу ФИО5, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (ныне <адрес>), проживавшей там же по <адрес>, умершей там же ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> долю имущества, состоящего из бревенчатого жилого дома (литер А) общей площадью по СНиП – <данные изъяты> по Жилищному кодексу РФ – <данные изъяты>м., жилой площадью – <данные изъяты>., и надворных построек, состоящие из дощатого гаража (литер Г), бревенчатой бани с дощатым предбанником (литера Г1-Г2), двух дощатых сараев (литера Г3, Г6), трех бревенчатых сараев (литера Г4, Г5, Г7), металлических ворот и деревянного забора; и дощатую веранду общей площадью по СНиП – <данные изъяты>., расположенных под номером № по <адрес>,
Признать право собственности за Гарипова М.Х., родившимся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (ныне <адрес>), проживающим там же по <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, и после смерти ФИО5, умершей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, на бревенчатый жилой дом с дощатой верандой (литера А, а) общей площадью по СНиП – <данные изъяты>., по Жилищному кодексу РФ – <данные изъяты>., жилой площадью – <данные изъяты> и надворные постройки, состоящие из дощатого гаража (литер Г), бревенчатой бани с дощатым предбанником (литера Г1-Г2), двух дощатых сараев (литера Г3, Г6), трех бревенчатых сараев (литера Г4, Г5, Г7), металлических ворот и деревянного забора, расположенные под номером № по <адрес> в с. ФИО2 <адрес> Республики ФИО9.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
.
Судья З.Р. Валиева
Копия верна. Судья Сабинского
районного суда РТ З.Р. Валиева
С П Р А В К АРешение вступило в законную силу 03 мая 2011 года.
Подлинник решения хранится в гражданском деле № 2-210/2011 г. Сабинского районного суда Республики Татарстан.
Судья Сабинского
районного суда РТ З.Р. Валиева