решение по иску Зверевой С.А. о компенсации морального увреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования



09.02.2012 / № 2-1/2012 / Зверева С.А. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования /

Дело № 2-1/2012

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Северо-Курильский районный суд Сахалинской области

09 февраля 2012 года г. Северо-Курильск

в составе:

председательствующего федерального судьи - Кондратьева Д.М.

при секретаре Тутовой О.Н.

с участием:

истца – Зверевой С.А. и ее представителя Антоненко Ю.П.,

прокурора Северо-Курильского района Сдобникова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зверевой Светланы Анатольевны к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования,

у с т а н о в и л:

Представитель истца Антоненко Ю.П., действующий на основании доверенности от 15.06.2011 года, обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования.

В иске указал, что 2 июля 2010 года в ходе осмотра подсобного хозяйства Зверевой С.А. был обнаружен один куст растения рода «маковых» 30 июля 2010 года следователем по ОВД г.Северо-Курильска было возбуждено уголовное дело по п. В ч. 2 ст. 231 УК РФ и была применена мера процессуального принуждения – обязательство о явке. 30 мая 2011 года следователем СО УФСКН России действия Зверевой С.А. были переквалифицированы на ч.1 ст. 231 УК РФ и вынесено постановление о прекращении уголовного преследования в отношении нее в связи с отсутствием в ее действиях состава преступления. Незаконное привлечение к уголовной ответственности, целенаправленное и неправомерное создание обстоятельств, послуживших основанием для незаконного возбуждения уголовного дела и последующего преследования в течение 10 месяцев и 20 дней, причинили истцу моральные и физические страдания, выразившиеся в нравственных страданиях и переживаниях, причинивших истцу физическую боль, что отразилось на здоровье истца. Она испытала нервное напряжение и дискомфорт от непонимания, в чем ее обвиняют, и о каком выращивании наркотикосодержащих растений может идти речь. Из за чего она вынуждена была прервать работу и выйти на больничный с 13.08.2010. по 24.08.2010., что подтверждается листком нетрудоспособности и выпиской из карты больного. Длительный нервный стресс, по факту незаконного уголовного преследования послужил причиной заболевания сердца. Далее истец находился на лечении в период с 01 февраля 2011 года по 17 февраля 2011 года, где ей был поставлен диагноз – ИБС. Далее истец вновь находился на больничном в период с 27 апреля 2011 года по 21 мая 2011 года, что подтверждается выпиской из амбулаторной карты больного. Незаконное уголовное преследование и нервные стрессы явились прямым следствием и причиной приобретения истцом хронического заболевания ИБС.

Просит взыскать с Минфина РФ за счет казны РФ в пользу Зверевой С.А. в возмещение морального вреда 5000000 рублей.

Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области не явилось в судебное заседание, о времени и месте судебного заседания они извещены надлежащим образом, от представителя ответчика поступило ходатайство о рассмотрении данного дела без их присутствия. В возражениях на иск указали, что истец не представил доказательств, подтверждающих причинение физических и нравственных страданий. Просят в иске отказать в полном объеме.

Суд, с согласия представителя истца Антоненко Ю.П.., истца Зверевой С.А. и прокурора Северо-Курильского района Сдобникова Д.А., в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть данное дело без присутствия представителя ответчика.

В судебном заседании представитель истца и истец поддержали исковое заявление и просили его удовлетворить в полном объеме, дали суду пояснения, аналогичные указанному в исковом заявлении, уточнили основание иска, указав, что 29 ноября 2011 года ст. следователем СО УФСКН России по Сахалинской области, указанное уголовное дело было прекращено в связи с отсутствием в действиях Зверевой С.А. состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 231 УК РФ.

Прокурор Северо-Курильского района Сдобников Д.А. с иском не согласился и указал, что моральный вред явно завышен и должен измеряться в тысячах рублях, а не в миллионах, доказательств причинения моральных и физических страданий истцом не предоставлено.

Выслушав объяснения истца – Зверевой С.А. и ее представителя Антоненко Ю.П., прокурора Северо-Курильского района Сдобникова Д.А., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Вред, причиненный гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения содержания под стражей и подписки о невыезде, в силу п. 1 ст. 1070 ГК РФ, возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке установленном законом. В этих случаях от имени казны Российской Федерации выступает соответствующий финансовый орган (ст. 1071 ГК РФ).

В соответствии с абзацем 3 ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

В силу статьи 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Ст. 56 ГПК РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Так судом установлено, что в отношении истицы Зверевой С.А. 30 июля 2010 года было возбуждено уголовное дело по п. «В» ч.2 ст. 231 УК РФ.

По указанному делу она неоднократно допрашивалась должностными лицами ОВД по Северо-Курильскому району.

Срок предварительного следствия неоднократно продлевался.

30 мая 2011 года, на основании Постановления ст.следователя СО УФСКН России по Сахалинской области, указанное уголовное дело было прекращено в связи с отсутствием в действиях Зверевой С.А. состава преступления.

23 сентября 2011 года прокурором Северо-Курильского района постановление ст.следователя СО УФСКН России по Сахалинской области, вынесенное 30 мая 2011 года, было отменено.

14 октября 2011 года ст. следователем СО УФСКН России по Сахалинской области предварительное следствие по указанному уголовному делу было возобновлено.

29 ноября 2011 года ст. следователем СО УФСКН России по Сахалинской области, указанное уголовное дело было прекращено в связи с отсутствием в действиях Зверевой С.А. состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 231 УК РФ.

Доводы истца и его представителя о том, что в отношении Зверевой С.А. в течение длительного времени, а именно с 30 июля 2010 года по 29 ноября 2011 года было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 231 УК РФ и в отношении нее совершалось уголовное преследование, которое в последствие было прекращено за отсутствием в ее действиях состава преступления, нашли свое подтверждение исследованными судом доказательствами: Постановлениями следователей СГ при ОВД по Северо-Курильску и СО УФСКН России по Сахалинской области, прокурора Северо-Курильского района.

К доводам ответчика – Минфина РФ в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области и прокурора Северо-Курильского района, о том, что оснований ко взысканию компенсации морального вреда не имеется, суд относится критически, поскольку считает установленным тот факт, что Зверевой С.А. уголовным преследованием за незаконно вмененное ей совершение преступления по ч.1 ст. 231 УК РФ, безусловно, был причинен моральный вред.

Нравственные страдания причинены истице, по мнению суда, следующими обстоятельствами: возбуждением уголовного дела и осуществляемым в отношении нее уголовным преследованием на протяжении более 1 года, вызовами на допросы и самими допросами, привлечением в качестве подозреваемой и т.д.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень и тяжесть нравственных страданий, которые Зверева С.А. перенесла во время незаконного преследования в уголовном порядке и обвинении ее в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 231 УК РФ, в том числе суд учитывает и имеющиеся в материалах дела медицинские документы, которые также подтверждают причинение истице нравственных страданий.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что действиями должностных лиц ОВД и УФСКН по Сахалинской области, выразившихся в незаконном уголовном преследовании, Зверевой С.А. действительно были причинены нравственные страдания, поэтому суд взыскивает компенсацию морального вреда в пользу истицы в размере 100000 (Сто тысяч) рублей, исходя из принципа разумности и справедливости, признавая указанную сумму достаточной для компенсации истице нравственных страданий, причиненных ей в результате действий должностных лиц ОВД г.Северо-Курильска и УФСКН по Сахалинской области, и взыскивает в ее пользу с Министерства финансов РФ за счет казны РФ указанную сумму.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Зверевой Светланы Анатольевны к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования, удовлетворить.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Зверевой Светланы Анатольевны в возмещении морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования, компенсацию в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Северо-Курильский районный суд.

Председательствующий: Д.М. Кондратьев

Решение в мотивированной форме изготовлено 13 февраля 2012 года.