Дело № 2-467/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июля 2010 года г. Советская Гавань
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края
в составе председательствующего судьи Юманова Д.К.,
при секретаре Шороховой О.У.,
с участием помощника Советско-Гаванского городского прокурора Матченко Е.А.,
представителя администрации городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» по доверенности от 17.06.2010 г. Безденежных Ю. Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Советско-Гаванского городского прокурора, поданное в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» и администрации городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» о возложении определенных обязанностей, связанных с организацией в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом,
установил:
В Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края с иском к Совету депутатов городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» о возложении обязанности истребовать у МУП «Э.», ООО «Р.» и ООО «Я.» инвестиционные программы по развитию систем коммунальной инфраструктуры, утвердить их, а также к администрации городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» о возложении обязанности определить правовым актом орган регулирования Администрации поселения, в котором установить его полномочия; рассчитать и утвердить критерии доступности товаров и услуг организаций коммунального комплекса для потребителей, а также для лиц, обращающихся за подключением вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системам коммунальной инфраструктуры; истребовав производственные программы у МУП «Э.» и ООО «Я.», произвести их согласование; подготовить с учетом требований действующего законодательства и утвердить технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, обратился Советско-Гаванский городской прокурор, который в обоснование заявленных требований указал, что Советско-Гаванской городской прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» полномочий, предоставленных Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации». Проведенной проверкой установлено, что, фактически, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом осуществляется Советско-Гаванским муниципальным районом. Советом депутатов поселения решение о передаче указанных полномочий Советско-Гаванскому муниципальному району не принималось. В муниципальном образовании «Городское поселение «Рабочий поселок Заветы Ильича» органы регулирования свою деятельность в соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" не осуществляют. Совет депутатов городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» городского поселения «Городское поселение «Рабочий поселок Заветы Ильича» инвестиционные программы по развитию систем коммунальной инфраструктуры ресурсоснабжающих организаций не изучил, и не утвердил. Администрацией городского поселения «Городское поселение «Рабочий поселок Заветы Ильича» не создан орган регулирования поселения, его полномочия не определены; не рассчитаны и не утверждены критерии доступности товаров и услуг организаций коммунального комплекса для потребителей, а также для лиц, обращающихся за подключением вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системам коммунальной инфраструктуры; не согласованы производственные программы ресурсоснабжающих организаций; технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры ресурсоснабжающих организаций также не утверждены.
До судебного заседания от ответчика - администрации городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» в суд поступили возражения, в которых глава администрации поселения сообщает, что ответчиком была произведена организация коммунальных услуг посредством определения управляющих компаний на объектах коммунального комплекса, находящегося в ведении ответчика. Кроме того, муниципальный жилищный фонд ответчика также передан в установленном законом порядке управляющим компаниям, для выполнения функций по управлению, содержанию и ремонту многоквартирных домов, расположенных внутри городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича». Большая часть объектов коммунального комплекса, фактически расположенных на территории п. Заветы Ильича, до сих пор не передана в ведение администрации городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» и находится в собственности районной администрации Советско - Гаванского муниципального района. Такое обстоятельство дел является нарушением норм Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что делает невозможным осуществление организации местного самоуправления в п. Заветы Ильича. Затраты на содержание Ответчиком органа регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в п. Заветы Ильича, который Истец требует создать Ответчику, должны быть экономически целесообразными и обоснованными. То есть, указанный орган должен быть создан и функционировать в пределах границ п. Заветы Ильича и соответственно, применяться на объектах коммунального комплекса муниципального значения, находящихся в ведении Ответчика. В настоящее время Ответчиком ведется активная переписка с администрацией Советско - Гаванского муниципального района на предмет передачи всех объектов коммунального комплекса, расположенных на территории п. Заветы Ильича, в ведение Ответчика. В свою очередь, Администрация района, в нарушение норм Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, активно препятствует передачи указанных объектов в ведение Ответчика по непонятным причинам. Как следствие, решение вопроса по созданию Ответчиком органа регулирования тарифов, необходимо отложить до момента передачи Администрацией района в ведение Ответчика, объектов коммунального хозяйства, расположенных на территории п. Заветы Ильича.
Истец указал в своем исковом заявлении, что он обращается в интересах неопределенного круга лиц. Под неопределенным кругом лиц Истец ошибочно понимает граждан, проживающих в п. Заветы Ильича. В то время как закон говорит, что неопределенным кругом лиц следует считать людей, которых невозможно индивидуализировать по каким - либо признакам. В данном случае, людей можно индивидуализировать в границах отдельно взятого поселения - городское поселение «Рабочий поселок Заветы Ильича». И, за защитой своих прав в суд может обратиться любой житель п. Заветы Ильича. Поскольку установление тарифов на коммунальные услуги являются правоотношения в области Жилищного законодательства РФ, то в соответствии с частью 7 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, на предмет спора по исковым требованиям Истца, может обратиться любой собственник помещения в многоквартирном доме, с требованием обязать орган местного самоуправления создать структуру по разработке тарифов на коммунальные услуги. Таким образом, законом весьма определенно указан круг лиц, которые могут обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав. Положения по неопределенному кругу лиц на сложившуюся ситуацию не распространяются. Учитывая вышеизложенное и то обстоятельство, что фактически организация в границах п. Заветы Ильича электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведения, снабжения населения топливом, - обеспечена; учитывая, что в настоящее время решается вопрос передачи объектов коммунального хозяйства в ведение Ответчика; дополнительно учитывая, - в настоящее время на федеральном уровне решается вопрос о передаче полномочий по формированию тарифной политики централизованно на уровне субъектов РФ, и учитывая обстоятельство, что Советско - Гаванская прокуратура является ненадлежащим Истцом по делу, просит отказать в удовлетворении иска.
В судебном заседании помощник Советско-Гаванского городского прокурора Матченко Е.А. полностью поддержала заявленные требования к ответчику - администрации городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича», сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Одновременно заявила об отказе от иска к Совету депутатов городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича».
Судом в части иска к Совету депутатов городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича отказ от иска был принят и дело производством прекращено.
Представитель администрации городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» Безденежных Ю.Ю. в судебном заседании полностью поддержал доводы, изложенные в возражении на иск. Иск не признал, полагая, что до момента перехода объектов коммунального хозяйства из ведения администрации района в ведение администрации п.Заветы Ильича отсутствуют основания для признания иска. В настоящее время уже производится передача данных объектов, которое будет завершено в течении одной рабочей недели. Только после подписания актов приема-передачи объектов может идти речь об обоснованности заявленных прокурором требований.
Представитель Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом. Сведений об уважительности причин неявки не представил, отложить разбирательство дела не просил.
Суд считает возможным в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Изучив исковое заявление, а также представленные в суд документы, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Согласно п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», к вопросам местного значений поселений отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с п. 4.1 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями на регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро-и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к "системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.
Статьей 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи и части 5 статьи 4 настоящего Федерального закона:
1) утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
2) утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
3) устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи:
- определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
- устанавливают систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
- согласовывают производственные программы организаций коммунального комплекса;
- утверждают технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
- рассматривают проекты инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
- осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей;
- устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;
- публикуют информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ;
- участвуют в разработке проектов договоров, заключаемых в целях развития систем коммунальной инфраструктуры;
- заключают с организациями коммунального комплекса договоры в целях развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющие условия выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;
- осуществляют мониторинг выполнения производственных программ и инвестиционных программ;
- привлекают соответствующие организации для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
- принимают решения и выдают предписания в пределах своих полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, которые обязательны для исполнения организациями коммунального комплекса;
- запрашивают информацию у организаций коммунального комплекса, предусмотренную настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- определяют размер инвестированного капитала, за исключением предусмотренных частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона случаев.
Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» утверждены «Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».
Пунктом 2 указанных Правил определено, что органы регулирования муниципальных образований до 1 марта текущего года утверждают критерии доступности товаров и услуг организаций коммунального комплекса для потребителей, а также для лиц, обращающихся за подключением вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системам коммунальной инфраструктуры.
Довод ответчика о том, что до момента перехода в его ведение объектов коммунального хозяйства, которые находятся на территории поселения, он не имеет возможности осуществлять указанные мероприятия, не основан на требованиях закона, поскольку никаким нормативно-правовым актом это не предусмотрено. То есть, наличие или отсутствие в собственности объектов коммунальной инфраструктуры не ставится в зависимость от круга обязанностей органа местного самоуправления по осуществлению и организации проведения мероприятий, установленных Законом.
Довод ответчика о том, что прокурор не имеет права на обращение в суд в защиту неопределенного круга лиц, также необоснован.
Под неопределенным кругом лиц действительно понимается круг лиц, которых невозможно индивидуализировать по каким - либо признакам. Ответчик полагает, что интересы граждан могут пострадать только тех, кто в настоящее время проживает на территории поселения, однако, непринятие необходимых мер в настоящее время может привести к негативным последствиям в будущем, то есть тогда, когда на территории поселения будут проживать граждане, которые в настоящее время еще проживают в других населенных пунктах и не имеют возможности предвидеть наступление негативных последствий, связанных с несвоевременным принятием органом местного самоуправления мер, направленных на организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Данных лиц невозможно индивидуализировать в настоящее время, соответственно обращение прокурора в защиту их интересов суд считает обоснованным.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования к ответчику, заявленные прокурором суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При этом суд учитывает, что сумма государственной пошлины для подачи искового заявления неимущественного характера, согласно положениям ст.333_19 Налогового кодекса РФ, составляет 200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать администрацию городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» определить правовым актом орган регулирования Администрации поселения, в котором установить его полномочия; рассчитать и утвердить критерии доступности товаров и услуг организаций коммунального комплекса для потребителей, а также для лиц, обращающихся за подключением вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системам коммунальной инфраструктуры; истребовав производственные программы у МУП «Э.» и ООО «Я.», произвести их согласование; подготовить с учетом требований действующего законодательства и утвердить технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры.
Взыскать в счет оплаты государственной пошлины в бюджет Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края с администрации городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд в 10-дневный срок через Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края.
Судья Д. К. Юманов