Решение о восстановлении



№ дела 2-567/2010

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Советская Гавань 22 июля 2010 года.

Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Бугаёва К.П. с участием истицы Захаровой М.П., представителя ответчика – администрации Советско-Гаванского муниципального района Стародубовой И.Г., действующей по доверенности

При секретаре Шороховой О.У.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захаровой М.П. к администрации Советско-Гаванского муниципального района и Министерству строительства Хабаровского края о восстановлении ее в очереди граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 04.01.2003 года в категории инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства

У С Т А Н О В И Л :

Захарова М.П. обратилась в суд с иском к администрации Советско-Гаванского муниципального района и Министерству строительства Хабаровского края о восстановлении ее в очереди граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 04.01.2003 года в категории инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства обосновывая свои исковые требования тем, что 04.01.2003 года она совместно мужем З.М. подали заявление в администрацию г. Советская Гавань с Советско-Гаванским районом о выделении им жилищной субсидии для приобретения жилья в г. Хабаровске на состав семьи 2 человека. К заявлению был предоставлен полный пакет документов для постановки их на учет. На момент подачи заявления муж являлся инвалидом 2 группы, что давало им право встать на учет в льготную очередь. Распоряжением Главы города с районом от 01.11.2004 года они были включены в льготный список граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии. В связи с принятием Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 они 22.06.2006 года написали заявление о включении их в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». 20.12.2007 года муж умер, распоряжением Главы администрации Советско-Гаванского муниципального района № 1525-р от 14.08.2008 года муж был снят с учета вместе с ней. Считает, что снятие ее с учета в связи со смертью мужа нарушает ее права, так как она имеет правовые основания для получения жилищной субсидии. На основании изложенного просила суд удовлетворить иск.

До судебного заседания письменного мнения или возражений на иск от администрации Советско-Гаванского муниципального района в суд не поступало.

До судебного заседания от Министерства строительства Хабаровского края поступил письменный отзыв на иск, в котором указано, что в нарушение гражданско-процессуального законодательства РФ М.П.Захарова подала исковое заявление, а фактически обжалует решение Советско-Гаванского муниципального района. Из искового заявления не видно в сфере какого норматив­ного регулирования гражданка предъявила иск - постановления Правитель­ства РФ от 10.12.2002 года № 879 или постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153. Данные нормативные правовые акты регулируют разные сферы правоотношений и различную правоспособность органов исполни­тельной власти, следовательно, так как истица не формулировала свои исковые требо­вания с ссылкой на нормативные документы, невозможно в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством процессуальное соучастие по объектному и субъектному составу лиц при рассмотрении спора. Министерство было привлечено к данному рассмотрению дела как
ответчик, то есть лицо, привлеченное судом к ответу по требованию истца,
утверждающего, что оно нарушило или оспаривает его субъективные права.
Истец не указал в своем исковом заявлении со ссылкой на нормативные до­кументы какие права нарушены и не представила ни одного доказательства. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879 регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приоб­ретения жилья производится органами исполнительной власти субъектов РФ. Законом Хабаровского края от 26.10.2005 года № 306 данные полномочия были переданы органам местного самоуправления. Постановление же Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 регулирует уже другую сферу правоотношений, не учета граждан, а вопросы выполне­ния обязательств РФ по обеспечению жильем граждан, обязательства перед которыми несет Российская Федерация (военнослужащие, чернобыльцы, вынужденные переселенцы, северяне и т.д.). Выполнение этих обязательств реализовывается в рамках Подпрограммы программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Исполнитель этой подпрограммы - министерство регионального развития РФ. В рамках этого постановления каждая ветвь власти была наде­лена конкретными, не дублирующимися полномочиями. Органы исполни­тельной власти субъекта РФ и местного самоуправления не находятся по подчиненности и подконтрольности друг у друга, они подконтрольны толь­ко в своей работе Министерству регионального развития РФ. Надзор осуще­ствляет прокуратура РФ, в том числе она предъявляет иски в интересах РФ по возврату незаконно полученных социальных выплат. Поэтому, когда идут споры, связанные с реализацией постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, не может быть в силу закона про­цессуального соучастия органов местного самоуправления и Министерства. Если обжалуются чьи-либо решения, также в силу закона не может быть процессуального соучастия. В связи с реализацией и постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 и постановления Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879 действия Министерства могут быть только обжалованы в случае, если пере­данные полномочия выполнены с нарушением закона или их предела, иско­вого производства не может возникнуть вообще, так как интересы субъекта РФ никогда не нарушаться в ввиду их отсутствия. Интересы при реализации данных нормативных актов могут быть нарушены только Российской Феде­рации. Законодатель установил, что гражданин ставится на учет, а не се­мья. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879 гражданин лично подает заявление (по форме приложение № 1) для ре­гистрации и постановки на учет на получение социальных выплат, гражда­нин лично ставится на учет и в книгу учета заносится его фамилия (п.п.9-14). В соответствии с подпунктом «з» пункта 21 граждане снимаются с учета в случае смерти. Нормативно не предусмотрено сохранение очереди за чле­нами семьи. Это не семейные и гражданские правоотношения, поэтому ре­гистрация брака для данных правоотношений не имеет никакого значения. Право состоящего на учете гражданина индивидуализировано и не­разрывно с ним связано. Поэтому заявительница не может стать и участником Подпрограммы (постановление Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153), так как ими могут быть только граждане, уже лично состоящие на учете для получения соци­альных выплат. В случае если гражданка изъявит желание стать на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ней местностей, она в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879 должна лично встать на учет. На основании изложенного, и.о. министра Министерства строительства Хабаровского края Попов А.Л. просил суд в иске отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика и направить в их адрес решение суда.

В судебное заседание будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте его проведения истица представитель Министерства строительства Хабаровского края не явился, в письменном отзыве на иск просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Учитывая изложенное, руководствуясь ч.ч. 1,3,4 и 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

В судебном заседании истица Захарова М.П. заявленные исковые требования поддержала и пояснила, что в 2002 году она встала в очередь на получение жилищной субсидии как гражданин, желающий выехать из района, приравненного к районом Крайнего Севера, на момент постановки в очередь инвалидности у нее еще не было, она стояла в очереди как ветеран труда и реабилитированная. Её муж З.В. на тот момент в очереди не стоял, так как по состоянию здоровью не мог лично прибыть в администрацию. В 2003 году специалист администрации предложила переписать очередь на ее мужа, так как у него был больший стаж работы в районах, приравненных к Крайнему Северу и была инвалидность. Очередь на субсидию была переписана на мужа, она была записана как член его семьи. После постановки в очередь они каждый год подтверждали свое право на получение этой субсидии. После смерти мужа его и ее исключили из очереди, с чем она не согласна, поскольку имеет право на получение такой субсидии и считает, что не должна становиться в очередь опять. Она обращалась в администрацию с заявлением о восстановлении ее в очереди, ей было отказано, ее документы по постановке на учет в 2002 году не нашли. Просила суд удовлетворить иск.

В судебном заседании представитель ответчика Стародубова И.Г. иск не признала и пояснила, что в Администрации Советско-Гаванского муниципального района З.М. состоял на учете с 04.01.2003 года в качестве гражданина имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории инвалиды I и II группы, инвалиды с детства. В связи со смертью З.М. в соответствии с п.п. 3 п. 21 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879, Распоряжением Главы Советско-гаванского муниципального района от 14.08.2008 года № 1525-р был снят с регистрационного учета. В случае смерти гражданина, учтенного в списках граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, члены его семьи могут быть включены в них только по дате подачи ими заявления, т.е. как вновь обратившиеся. Правом на получение субсидии в порядке очередности обладает конкретное лицо, имеющее основания для регистрации в качестве выезжающего или выехавшего, по категориям определенным ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», и поставленное на учет соответствующим органом. Члены семьи очередника самостоятельным правом на получение субсидии не обладают и могут быть обеспечены субсидией только в случае ее выделения самому очереднику. Порядок регистрации и учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей определен Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ № 879 от 10.12.2002 года. Пункты 9 и 16 данного Положения определяют, что регистрируется и ставится на учет гражданин, имеющий право на получение жилищной субсидии. Действующие законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности предоставления жилищных субсидий гражданам, состоящим в последующих очередях, до тех пор, пока не будут реализованы права всех граждан, состоящих в предыдущих очередях, так же, как и не предусмотрено предоставление субсидий в исключительных или особых случаях. В администрации проверялось наличие учетного дела на Захарову М.П., но документы найдены не были. На основании изложенного просила суд отказать в иске.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему.

Предметом исковых требований Захаровой М.П. является требование о восстановлении ее в очереди граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", что следует из просительной части искового заявления

В судебном заседании установлено, что 04.01.2003 года муж Захаровой М.П. - З.М. обратился с заявлением к Главе г. Советская Гавань и Советско-Гаванского района о выделении ему безвозмездной государственной жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по избранному месту жительства в г. Хабаровске – двухкомнатную квартиру на состав семьи 2 человека в соответствии с ФЗ РФ от 25.07.1998 года № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Захарова М.П. обратилась с заявлением о включении ее в состав семьи З.М. для получения безвозмездной государственной жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья. На момент подачи заявлений З.М. и Захарова М.П. являлись инвалидами второй и первой группы соответственно, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера у З.М. составлял 41 год 5 месяцев, у Захаровой М.П. 33 года 6 месяцев. Распоряжением Главы г. Советская Гавань и Советско-Гаванского района № 1470-р от 01.11.2004 года «Об утверждении списков граждан, имеющих право на жилищную субсидию по переселению из Советско-Гаванского района», З.М. с составом семьи 2 человека был включен в список граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии. Распоряжением Главы администрации Советско-Гаванского муниципального района № 1525-р от 14.08.2008 года «О постановке на учет в качестве граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и снятии с такого учета», З.М. был снят с учета в связи со смертью на основании актовой записи о его смерти № 2 от 20.12.2007 года.

Статьей 11 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" был признан утратившим силу с 1 января 2003 года Федеральный закон от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Статьей 1 ФЗ РФ № 125-ФЗ от 25.10.2002 года установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

Статьей 2 ФЗ РФ № 125-ФЗ от 25.10.2002 года устанавливается очередность предоставления жилищных субсидий, согласно которой во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 3 ФЗ РФ № 125-ФЗ от 25.10.2002 года, постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждено постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года N 879 (Далее – Положение), которое в соответствии с п.1 устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Согласно п.п. 2 и 3 Положения, регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Законом Хабаровского края от 26.10.2005 года № 306 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края в сфере предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера...», органы местного самоуправления Хабаровского края были наделены отдельными государственными полномочиями Хабаровского края в сфере предоставления гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья.

В соответствии со ст. 1 Закона, такими полномочиями были наделены органы местного самоуправления Советско-Гаванского муниципального района.

К этим полномочиям в силу ст. 2 Закона, относятся: 1) регистрация и учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий; 2) направление гражданам уведомлений о включении их в список получателей жилищных субсидий; 3) прием от граждан документов для оформления сертификатов (документов, удостоверяющих право на получение жилищных субсидий) и их проверке; 4) хранение и выдача сертификатов (документов, удостоверяющих право на получение жилищных субсидий); 5) приема от владельцев сертификатов (документов, удостоверяющих право на получение жилищных субсидий) заявлений об их замене; 6) заключение с гражданами соглашений о расторжении договоров социального найма занимаемых ими жилых помещений или договоров мены принадлежащих им жилых помещений на сертификаты (документы, удостоверяющие право на получение жилищных субсидий).

В соответствии с п. 9 Положения, для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, представляет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) следующие документы: а) заявление по форме согласно приложению N 1; б) заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи; в) справка о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении; г) заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; д) заверенная копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров; справка об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства.

В соответствии с подп. «з» п. 21 Положения, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае смерти.

С учетом исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу, что на 04.01.2003 года Захарова М.П. лично имела право встать в очередь на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" как инвалид 2 группы, имеющий соответствующий стаж работы в районе, приравненном к районам Крайнего Севера и в случае ее обращения с заявлением о постановке ее на учет ей в этом не могло быть отказано.

Таким же правом обладал ее муж З.М.

На 04.01.2003 года Захарова М.П. и З.М. состояли в браке, то есть являлись членами одной семьи и в случае подачи обоими заявления на постановку в очередь, должны были указать друг друга в качестве членом своей семьи, что фактически привело бы к выдаче им субсидии в двойном размере, что противоречило бы смыслу закона.

Как пояснила Захарова М.П., в очередь встал муж, поскольку у него имелся более длительный трудовой стаж, из чего следует, что З.М. имел право на получение субсидии в размере 100%, а Захарова М.П. только в размере 95% (Статья 5 Закона).

Все предусмотренные п. 9 Положения документы, подтверждающие право Захаровой М.П. на постановку в очередь и получение жилищной субсидии имеются в материалах учетного дела З.М., которое было исследовано в судебном заседании (за исключением ее заявления).

С учетом всех обстоятельств дела, а именно сложившейся в данном случае ситуации, когда два члена одной семьи имели одно и то же право на получение субсидии и постановку в очередь на 04.01.2003 года, а в очередь встал только один член семьи с включением второго в состав семьи, суд считает возможным удовлетворить заявленный иск и восстановить Захарову М.П. в очереди с момента подачи заявления ее мужем.

То обстоятельство, что законодатель не предусмотрел возможность возникновения такой ситуации, не является основанием для ущемления прав Захаровой М.П.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Восстановить Захарову М.П. в очереди граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с 04.01.2003 года в категории инвалиды 1 и 2 групп.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Советско-Гаванский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления в мотивированной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 27.07.2010 года.

Судья подпись К.П. Бугаёв

Копия верна: судья К.П. Бугаёв

Решение не вступило в законную силу.