Дело № 2-562/2010
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Советская Гавань 30 июля 2010 года.
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского каря в составе председательствующего судьи Бугаёва К.П. с участием представителя заявителя Шевченко И.И. Чучалина П.В., действующего по доверенности
При секретаре Мурадян О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевченко И.И. о признании незаконным решения администрации Старооскольского городского округа Белгородской области (жилищное управление) о его обязании повторно представить документы на получение жилищного сертификата и обязании включить его в список граждан, изъявивших получить жилищный сертификат в 2010 году
У С Т А Н О В И Л :
Шевченко И.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения администрации Старооскольского городского округа Белгородской области (жилищного управления) о его обязании повторно представить документы на получение жилищного сертификата и обязании включить его в список граждан, изъявивших получить жилищный сертификат в 2010 году указав в обоснование заявленных требований, что он является участником Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы». Им было принято решение приобрести жилое помещение в Белгородской области для чего в администрацию Белгородской области им было подано заявление о предоставлении ему государственного жилищного сертификата для приобретения жилья на территории г. Старый Оскол. В 2009 году сертификат ему предоставлен не был. В 2010 году он вновь обратился с заявлением о предоставлении ему ГЖС в 2010 году, в марте 2010 года он получил ответ из жилищного управления администрации с требованием предоставить пакет документов, необходимых для получения ГЖС, в противном случае было указано, что он будет исключен из списка очередников в 2010 году. С данным решением органа местного самоуправления он не согласен, поскольку ранее он предоставлял в администрацию все необходимые документы на получение ГЖС и его учетное дело с этими документами имеется в администрации. Требование администрации о предоставлении им повторно документов считает незаконным, создающим препятствия в получении ГЖС и реализации его конституционного права на жилище. На основании изложенного и ст. 254 ГПК РФ просил суд удовлетворить его заявление.
Возражений на заявление от органа местного самоуправления, чьи действия оспаривает заявитель, до судебного заседания в суд не поступало, доказательств законности оспариваемых действий орган местного самоуправления в соответствии с ч.1 ст. 249 ГПК РФ суду не представил.
В судебное заседание будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте его проведения представитель органа местного самоуправления, чьи действия оспаривает заявитель и сам заявитель не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщили и не представили доказательств уважительности причин неявки, об отложении дела слушанием или о рассмотрении дела в их отсутствие письменно суд не просили, со слов представителя заявителя Чучалина П.В., заявитель Шевченко И.И. устно просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием своего представителя.
Учитывая изложенное, а также мнение представителя заявителя Чучалина П.В., руководствуясь ч.ч. 1,3 и 4 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
В судебном заседании представитель заявителя Чучалин П.В. доводы и требования своего доверителя, изложенные в заявлении поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в заявлении, дополнительно пояснил, что в 2008 году Шевченко И.И. обращался с заявлением о предоставлении ему ГЖС в 2009 году, в чем ему было отказано в связи с непредставлением обязательства о сдаче занимаемого им жилого помещения в п. Заветы Ильича. В подписании такого обязательства Шевченко И.И. администрацией п. Заветы Ильича было отказано. На основании решения суда от 18.12.2008 года администрация п. Заветы Ильича обязательство подписала, после чего Шевченко И.И. направил его в жилищное управление Старооскольского городского округа, однако в 2009 году ГЖС Шевченко И.И. по непонятным причинам выдан не был. В 2009 году Шевченко И.И. опять обратился в орган местного самоуправления с заявлением о включении его в список граждан на получение ГЖС в 2010 году, однако орган местного самоуправления от Шевченко И.И. затребовал повторно представить все документы, в том числе обязательство о сдаче занимаемого им жилого помещения. Такое обязательство заявитель представить не может, поскольку квартира приватизирована его бывшей женой, которая членом его семьи не является, кроме этого, такое обязательство в материалах учетного дела Шевченко И.И. уже имеется. Администрация п. Заветы Ильича подписать такое обязательство также не может, поскольку уже не является собственником жилого помещения, что следует из представленного им ответа. Считает требования органа местного самоуправления незаконными и просит суд удовлетворить заявление.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя Чучалина П.В., суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Шевченко И.И. является участником федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» и состоит в очереди на приобретение жилья с помощью государственного жилищного сертификата в администрации Старооскольского городского округа Белгородской области с 08.10.1999 года с составом семьи 2 человека (сам Шевченко И.И. и его дочь Шевченко А.И.) как гражданин, уволенный с военной службы и вставший на квартирный учет до 01.01.2005 года. На 01.08.2009 года Шевченко И.И. состоит в очереди под № 73. В 2008 году в выдаче государственного жилищного сертификата Шевченко И.И. было отказано (протокол № 8 от 28.04.2008 года), в 2009 году ГЖС Шевченко И.И. также не был выдан. 10.07.2008 года Шевченко И.И. начальником жилищного управления администрации Старооскольского городского округа Белгородской области было предложено предоставить обязательство о сдаче занимаемого им жилого помещения, подписанное всеми членами его семьи для выдачи ГЖС. В подписании данного обязательства на тот момент собственником жилого помещения, которое занимал Шевченко И.И. – администрацией городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» заявителю было отказано, решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 18.12.2008 года, вступившим в законную силу, отказ в подписании обязательства со стороны органа местного самоуправления был признан незаконным, администрация п. Заветы Ильича была обязана судом заключить с Шевченко И.И. обязательство о сдаче занимаемого им жилого помещения, такое обязательство на основании решения суда было заключено и подписано, направлено Шевченко И.И. в орган местного самоуправления, где он состоит на квартирном учете в 2009 году. Несмотря на предоставление требуемого обязательства, ГЖС в 2009 году Шевченко И.И. выдан не был. 03.11.2009 года Шевченко И.И. обратился с заявлением к начальнику жилищного управления администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, в котором просил подтвердить его очередность на получение ГЖС, указав, что все требуемые от него документы для получения ГЖС в 2009 году он представил и просил содействия по реализации его права на получение ГЖС в 2010 году. На это заявление Шевченко И.И. получил ответ о подтверждении нахождения его в очереди. 15 и 16 марта 2010 года в адрес Шевченко И.И. начальником жилищного управления были направлены уведомления, согласно которым для получения заявителем ГЖС в 2010 году ему необходимо представить до 01.04.2010 года указанные в уведомлении документы, в том числе обязательство о сдаче занимаемого жилого помещения, в противном случае было указано, что Шевченко И.И. будет снят с квартирного учета как обеспеченный жильем. Для повторного подписания обязательства о сдаче жилого помещения Шевченко И.И. обратился в администрацию п. Заветы Ильича, на что ему был дан ответ, что подписываться такое обязательство администрация п. Заветы Ильича не вправе, поскольку занимаемая Шевченко И.И. квартира на основании договора приватизации № 515 от 18.02.2010 года перешла в собственность Шевченко О.А. Как следует из решения суда от 18.12.2008 года, брак между Шевченко О.А. и Шевченко И.И. расторгнут, членом его семьи она не является, в очереди на получение жилья с помощью ГЖС как член семьи заявителя не состоит. Как пояснил в судебном заседании представитель заявителя Чучалин П.В., именно эти требования органа местного самоуправления о повторном предоставлении обязательства о сдаче занимаемого жилого помещения и оспаривает заявитель, поскольку представить такое обязательство Шевченко И.И. в силу сложившейся ситуации не в состоянии, ранее он уже предоставлял такое обязательство.
Согласно ч.3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В данном случае суть дела сводится к тому, что орган местного самоуправления для выдачи Шевченко И.И. ГЖС в 2010 году требует от заявителя представить обязательство о сдаче им занимаемого жилого помещения с обязательной подписью его бывшей жены, что следует из направленных Шевченко И.И. писем от 15 и 16 марта 2010 года.
Между тем, такое обязательство Шевченко И.И. органу местного самоуправления уже предоставлялось в 2009 году.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" утверждены «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы», которые устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
В соответствии с подп. «г» п. 5, п. 6 Правил, право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года и граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание
Именно по этой категории граждан Шевченко И.И. принимает участие в подпрограмме, изъявив такое желание и встав на учет для получения жилья с помощью государственного жилищного сертификата в администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области 08.10.1999 года.
В соответствии с подп. «б» п. 19 Правил, для участия в подпрограмме граждане, указанные в подп. «г» пункта 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают документы: справку из военного комиссариата об общей продолжительности военной службы (службы); выписку из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения; выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета; выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений); копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
В силу п. 21 Правил, органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.
Шевченко И.И. в свое время были представлены все требуемые Правилами документы, он был признан участником подпрограммы, на него заведено учетное дело, которое находится в администрации Старооскольского городского округа Белгородской области.
В соответствии с п. 24 Правил, в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Как следует из обстоятельств дела, Шевченко И.И. в установленный Правилами срок обратился в 2009 году с заявлением о выделении ему государственного жилищного сертификата в 2010 году, представив все необходимые для этого документы.
Доказательств того, что требования п. 24 Правил заявителем не выполнены, органом местного самоуправления суду не представлено.
Как следует из полученных Шевченко И.И. ответов от органа местного самоуправления от 15 и 16 марта 2010 года, Шевченко И.И. был включен в список граждан на получение ГЖС в 2010 году, поскольку от него были затребованы уже документы, необходимые для выдачи ему ГЖС в 2010 году, что подтверждает включение заявителя в список граждан, желающих получить жилье с помощью ГЖС в 2010 году.
Со слов представителя заявителя Чучалина П.В., такие документы Шевченко И.И. были направлены в орган местного самоуправления, однако последний требует предоставления обязательства о сдаче Шевченко И.И. жилого помещения, в том числе с подписью его бывшей жены, которое Шевченко И.И. представить не может в силу сложившихся обстоятельств.
В соответствии с подп. «б,в» п. 16.1 Правил, такое обязательство предоставляется гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, а также гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений.
Согласно п. п. 44, 45 Правил, для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет следующие документы: а) заявление (рапорт) по форме согласно приложению N 5; б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи; в) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи; д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи; е) копию документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации); ж) обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 настоящих Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания; з) справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 5 настоящих Правил. В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается; и) технический паспорт жилого помещения или справка органов (организаций) технической инвентаризации, подтверждающие размер общей площади жилых помещений, находящихся в собственности гражданина и (или) членов его семьи или находящихся в пользовании на основании договора социального найма, - в случаях, указанных в пункте 16.2 настоящих Правил. Обязательство, указанное в подпункте "ж" пункта 44 настоящих Правил, подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Согласие на принятие такого обязательства может быть подтверждено также путем представления письменного документа, удостоверенного в нотариальном или ином установленном законодательством порядке. Исполнение этого обязательства должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения гражданином жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Один экземпляр обязательства подшивается в учетное дело гражданина, другой экземпляр направляется в орган исполнительной власти, выдавший сертификат.
Представить обязательство о сдаче жилого помещения заявитель не имеет возможности, поскольку не занимает жилое помещение по договору социального найма и не имеет в собственности жилого помещения, а проживает в принадлежащем бывшей супруге жилом помещении, которая не является членом его семьи и не обязана подписывать такое обязательство. Ранее заявитель уже направлял в орган местного самоуправления требуемое от него обязательство об освобождении на тот момент муниципальной квартиры, подписанное всеми членами его семьи: им самим и его дочерью.
При таких обстоятельствах суд считает, что требование органа местного самоуправления об обязании Шевченко И.И. повторно предоставить обязательство о сдаче жилого помещения для получения ГЖС, в том числе с подписью его бывшей жены, является незаконным, препятствует реализации права заявителя на обеспечение жилым помещением.
Поданное Шевченко И.И. заявление суд с учетом всех обстоятельств дела признает обоснованным и подлежащим удовлетворению путем обязания органа местного самоуправления выдать Шевченко И.И. государственный жилищный сертификат на получение жилого помещения в 2010 году.
Каких-либо иных препятствий для выдачи Шевченко И.И. государственного жилищного сертификата судом не усматривается, орган местного самоуправления на обстоятельства, препятствующие реализации права Шевченко И.И. на получение жилого помещения с помощью ГЖС не ссылался.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 198, 199, 258 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Заявление Шевченко И.И. признать обоснованным и удовлетворить его.
Признать незаконным требование администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о предоставлении Шевченко И.И. о сдаче занимаемого им жилого помещения для получения государственного жилищного сертификата в 2010 году, подписанное, в том числе, его бывшей женой.
Обязать администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области выдать Шевченко И.И. государственный жилищный сертификат.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Советско-Гаванский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления.
Мотивированное решение суда изготовлено 04 августа 2010 года.
Судья подпись К.П. Бугаёв
Копия верна: судья К.П. Бугаёв
Решение суда не вступило в законную силу.