Дело № 2-548/2010
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Советская Гавань 28 июля 2010 года.
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Бугаёва К.П. с участием истицы Черненко Б.И., ее представителя Черненко А.Б., действующего на основании устного заявления в порядке ч.6 ст. 53 ГПК РФ, представителей ответчика: Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Советско-Гаванском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий) Адиловой О.Н., Муниципального учреждения здравоохранения «Районная больница» Терновского Ю.И. и Краевого государственного учреждения «Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району» Тетеря И.С., действующих по доверенностям
При секретаре Шороховой О.У.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черненко Б.И. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Советско-Гаванском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий), Муниципальному учреждению здравоохранения «Районная больница» и Краевому государственному учреждению «Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району» о восстановлении пропущенного срока назначенной ранее досрочной трудовой пенсии по старости по вновь открывшимся обстоятельствам, взыскании досрочной трудовой пенсии по старости с учетом восстановленного пропущенного срока в сумме -- рублей -- копеек, восстановлении льготы по ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.01.2010 года, взыскании ежемесячной денежной выплаты в сумме -- рублей, взыскании компенсации морального вреда в сумме -- рублей
У С Т А Н О В И Л :
Черненко Б.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Советско-Гаванском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий) – (Далее - Управление Пенсионного фонда), Муниципальному учреждению здравоохранения «Районная больница» (Далее - МУЗ «РБ») и Краевому государственному учреждению «Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району» (Далее – КГУ «Центр социальной поддержки населения») о восстановлении пропущенного срока назначенной ранее досрочной трудовой пенсии по старости по вновь открывшимся обстоятельствам, взыскании досрочной трудовой пенсии по старости с учетом восстановленного пропущенного срока в сумме -- рублей -- копеек, восстановлении льготы по ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.01.2010 года, взыскании ежемесячной денежной выплаты в сумме -- рублей, взыскании компенсации морального вреда в сумме -- рублей обосновывая заявленные исковые требования тем, что 18.08.1980 года она была принята на работу в родильное отделение Центральной районной больницы города Советская Гавань медсестрой палаты новорожденных. 01.09.1984 года в порядке перевода переведена для работы в поликлинику № 3 п. З.И. медицинской сестрой процедурного кабинета. 02.01.1985 года переведена на должность медицинской сестры терапевтического участка поликлиники № 3 п. З.И.. 10.06.2003 года была уволена переводом в ГУ ДВО МЦ п. Ванино медицинской сестрой детского отделения. С 01.01.2010 года она являлась получателем ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Хабаровского края от 25.11.2009 года № 286 «Об ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселка городского типа)». За январь и февраль 2010 года КГУ «Центр социальной поддержки населения» ей было выплачено -- рублей. В марте 2010 года она была приглашена в КГУ «Центр социальной поддержки населения» и ей было заявлено, что она не имеет права на ежемесячную денежную выплату, так как была уволена из МУЗ «Районная больница» до выхода на пенсию. Ей было предложено полученную ежемесячную денежную выплату за январь-февраль 2010 года вернуть в кассу, что ею и было сделано 25.03.2010 года. Таким образом, её лишили права на меры социальной поддержки, то есть ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Хабаровского края от 25.11.2009 года № 286. Изучив документы по пенсионному законодательству, она пришла к выводу, что Управлением Пенсионного РФ специальный трудовой стаж лечебной деятельности для начисления досрочной трудовой пенсии по старости подсчитан не корректно, без учета порядка начисления периодов трудовой деятельности как год работы за один год и три месяца в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, а так же не включен в стаж работы по специальности период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, но указанный период имел место до 06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в кодекс Закона о труде РФ»). Вследствие того, что она не имеет юридических познаний, а так же на 10.02.2004 года, то есть на момент начисления ей досрочной трудовой пенсии по старости, у нее не было никаких документов и литературы по данному вопросу, она не могла ранее подсчитать и даже не предполагала, что её стаж работы подсчитан не правильно. По её подсчетам специальный трудовой стаж на момент назначения пенсии 10.02.2004 года составлял 33 года и 5 месяцев. В период работы в МУЗ «Районная больница» она неоднократно обращалась в отдел кадров по вопросу подготовки документов для оформления пенсии, но каждый раз ей говорили, что еще рано. Таким образом, администрация МУЗ «Районная больница» не подготовила и не подала в Управление Пенсионного фонда по Советско-Гаванскому району её документы для начисления ей досрочной трудовой пенсии по старости. Вследствие этих нарушений ей не своевременно, с большим опозданием назначена досрочная трудовая пенсия по старости, а так же с 01.01.2010 года она лишена возможности получать ЕДВ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В результате незаконных действий ей были причинены нравственные страдания, которые она оценивает в -- рублей. В связи с тем, что при вышеизложенных обстоятельствах ответчиками были нарушены требования ст. 27-28 ФЗ «О трудовых пенсиях РФ» от 17.12.2001 года № 173 - ФЗ, Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 просила суд восстановить пропущенный срок назначенной досрочной трудовой пенсии по старости по вновь открывшимся обстоятельствам, взыскать досрочную трудовую пенсию по старости с учетом восстановленного пропущенного срока в сумме -- рублей -- копеек, восстановить льготу по ежемесячной денежной выплате на оплату жилья и коммунальных услуг с 01.01.2010 года и произвести необходимые выплаты, взыскать моральный вред в сумме -- рублей.
В дополнении к иску Черненко Б.И. указала, что исковые требования о восстановлении пропущенного срокам для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и взыскании этой пенсии, а также компенсации морального вреда она предъявляет в солидарном порядке к Управлению Пенсионного фонда и МУЗ «РБ», остальные исковые требования к КГУ «Центру социальной поддержки населения», при этом увеличила размер ежемесячной денежной выплаты, которую она просит взыскать до 8 400 рублей.
В возражениях на иск начальник Управления Пенсионного фонда Богдыль Е.Н. указала, что с иском не согласна, так как возможность восстановления пропущенного срока для назначения пенсионного обеспечения законодательством РФ не предусмотрена. В соответствии со статьей 19 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Закон № 173-ФЗ), трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней. Истица обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости 10 февраля 2004 года. С этой даты Управление Пенсионного фонда назначило истице трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 28 Закона № 173-ФЗ как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа. Истица считает, что при назначении ей пенсии 10.02.2004 года было нарушено ее право на досрочное пенсионное обеспечение, однако защитить свое нарушенное право истица решила только в 2010 году, т.е. после истечения срока исковой давности. В ст. 208 ГК РФ перечислены требования, на которые исковая давность не распространяется. Требования истицы к ним не относятся. В связи с этим, на основании ст. 199 ГК РФ, просила суд применить исковую давность и в связи с ее истечением вынести решение об отказе в иске. Исполняя указания суда от 04.05.2010 года, сообщает, что датой назначения досрочной трудовой пенсии по старости Черненко Б.И. является 10.02.2004 года, специальный трудовой стаж на 10.02.2004 года у истицы составлял 31 год 11 дней. Указанный стаж был рассчитан согласно Разъяснениям Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 года № 4, утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 года № 70. Стаж рассчитывался в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066. Так как истица осуществляла лечебную деятельность как в городах, так и в поселках городского типа, год работы в поселках городского типа засчитывался за 1 год и 3 месяца. Год работы истицы в должности «медсестры палаты новорожденных родильного отделения» засчитывался за 1 год и 6 месяцев. Названный порядок исчисления содержится в Постановлении Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 и Правилах исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066. В стаж истицы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, засчитаны следующие периоды осуществления лечебной деятельности: с 04.08.1976 года по 04.07.1980 года - в качестве медицинской сестры в отделении патологии новорожденных и недоношенный детей детской спец. клинической больницы № 14 г. Киева - засчитывается в календарном порядке (3 года 11 мес. 1 день); с 18.08.1980 г. по 09.02.1981 г. - в качестве медсестры палаты новорожденных родильного отделения ЦРБ г. Советская Гавань - засчитывается в 1,5 размере (8 мес. 18 дней); с 10.02.1981 г. по 16.06.1982 г. - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет - засчитывается в календарном порядке (1 год 4 мес. 6 дней); с 17.06.1982 г. по 08.01.1983 г. - в качестве медсестры палаты новорожденных родильного отделения ЦРБ г. Советская Гавань - засчитывается в 1,5 размере (10 мес. 3 дня); с 09.01.1983 г. по 14.04.1984 г. - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет - засчитывается в календарном порядке (1 год 3 мес. 5 дней); с 15.04.1984 г. по 01.09.1984 г. - в качестве медсестры палаты новорожденных родильного отделения ЦРБ г. Советская Гавань - засчитывается в 1,5 размере (6 мес. 25 дней); с 02.09.1984 г. по 22.07.2002 г. - в качестве процедурной мед. сестры, мед. сестры терапевтического участка поликлиники № 3 п. З.И. - засчитывается год работы за один год и 3 мес. (22 года 4 мес. 13 дней). Рассчитать размер невыплаченной досрочной трудовой пенсии по старости с учетом пропущенного срока не представляется возможным ввиду следующего: при расчете пенсии учитывается сумма страховых взносов, уплаченная в ПФР на дату назначения пенсии; сведения о сумме страховых взносов, учтенных на лицевом счету Черненко Б.И. на дату с которой истица желает получить невыплаченную сумму пенсии в Управлении Пенсионного фонда отсутствуют.
В возражениях на иск главный врач МУ «РБ» Егоренко Ю.М. указал, что с иском не согласен, так как до 2002 года Черненко Б.И. в отдел кадров МУЗ «Районная больница» о назначении пенсии не обращалась. Согласно Постановлению Министерства труда и социального развития РФ № 17 от 27.02.2002 года и Постановлению Пенсионного фонда РФ № 19пб от 27.02.2002 года с 2002 года граждане самостоятельно подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства. На момент увольнения Черненко Б.И. 22.08.2003 года её стаж составлял 25 лет 10 месяцев 07 дней. Ответственность за оплату жилого помещения и коммунальных услуг несет Краевое государственное учреждение «Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району».
От ответчика – КГУ «Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району» до судебного заседания письменного мнения на иск или возражений в суд не поступало.
В судебном заседании истица Черненко Б.И. заявленные исковые требования поддержала, дополнив их и указала, что просит признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с 10.05.2001 года, взыскать с Управления Пенсионного фонда невыплаченную пенсию за период с 10.05.2001 года по 09.04.2004 года в сумме -- рубля -- копеек, признать за ней право на ежемесячную денежную выплату на оплату жилья и коммунальных услуг с 01.01.2010 года, взыскать с КГУ «Центр социальной поддержки населения» невыплаченную ежемесячную денежную выплату на оплату жилья и коммунальных услуг с 01.01.2010 года в сумме -- рублей, остальные исковые требования также поддержала и пояснила, что она работала в органах здравоохранения с 1976 года, с 1980 года работала в МУЗ «РБ». В организации было принято, что работник отдела кадров звонила и сообщала о наступлении права на пенсию, она несколько раз обращалась в отдел кадров узнать о своем стаже, но каждый раз работник кадров говорил, что на пенсию ей идти еще рано. Также она брала свою трудовую книжку в отделе кадров, ходила в пенсионный фонд, но там отказывались принимать у нее документы для назначения пенсии. Документально эти обращения к работодателю и в пенсионный орган подтвердить не может. В 2004 году ей назначили пенсию. С 2010 года ей начали выплачивать ежемесячную денежную выплату по оплате жилья и коммунальных услуг, однако потом в выплате отказали, выплаченные ей суммы она возвратила. При этом ей пояснили, что она не имеет право на эти выплаты, так как ушла на пенсию после увольнения из учреждения здравоохранения. После этого она подсчитала свой трудовой стаж и выяснила, что право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости у нее возникло в 2001 году, однако пенсия ей назначена не была, что в конечном счете повлекло за собой утрату права на ЕДВ. Ранее она не могла подсчитать свой стаж, так как никакой литературы по этому вопросу не было, юридически она неграмотна. Действия ответчиков причинили ей моральный вред, выразившийся в ее переживаниях. Просила суд удовлетворить иск.
В судебном заседании представитель истицы Черненко А.Б. иск своей доверительницы поддержал, в целом дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, просил суд удовлетворить иск.
В судебном заседании представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Адилова О.Н. иск не признала, дала пояснения, аналогичные изложенным в письменном отзыве на иск, просила суд отказать в иске.
В судебном заседании представитель ответчика МУЗ «РБ» Терновский Ю.И. иск не признал, дал пояснения, аналогичные изложенным в письменном отзыве на иск, дополнительно пояснив, что официально для предоставления ей документов, подтверждающих стаж ее работы, истица не обращалась, зафиксированы только ее обращения о выдаче трудовой книжки. В соответствии с требованиями действующего законодательства истица обязана сама обращаться в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии. Просил суд отказать в иске.
В судебном заседании представитель ответчика КГУ «Центр социальной поддержки населения» Тетеря И.С. иск не признала и пояснила, что с 01.01.2010 года к КГУ «Центр социальной поддержки населения» перешла обязанность по выплате ЕДВ определенным категориям граждан. При изучении поступивших материалов в отношении Черненко Б.И. было установлено, что право на получение ЕДВ в соответствии с Законом Хабаровского края от 25 ноября 2009 года N 286 "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа)" она не имеет, так как была уволена из учреждения здравоохранения до назначения ей пенсии. В связи с этим уже выплаченная сумма ЕДВ Черненко Б.И. была возвращена. Впоследствии Черненко Б.И. была поставлена на учет как ветеран труда и ей была начислена ЕДВ по этой категории льготников. Просила суд отказать в иске.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
По исковым требованиям Черненко Б.И. к Управлению Пенсионного фонда и МУЗ «РБ» о восстановлении пропущенного срока назначенной ранее досрочной трудовой пенсии по старости по вновь открывшимся обстоятельствам, признании за ней права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с 10.05.2001 года, взыскании с Управления Пенсионного фонда невыплаченной пенсии за период с 10.05.2001 года по 09.04.2004 года в сумме -- рубля -- копеек, взыскании компенсации морального вреда в сумме -- рублей суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Черненко Б.И. обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости 10.02.2004 года. Решением пенсионного органа от 25.05.2004 года № 20нп Черненко Б.И. была назначена досрочная трудовая пенсия по старости с даты ее обращения в пенсионный орган.
Черненко Б.И. считает, что право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости у нее возникло с 10.05.2001 года, однако из-за действий работника кадровой службы МУЗ «РБ», не подавшего соответствующие документы в пенсионный орган, за назначением досрочной трудовой пенсии по старости она обратилась только в 2004 году.
С 01.01.2002 года в силу вступил Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии со ст. 3 которого, право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.1 ст. 18 Закона, назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 19 Закона, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Совместным Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного Фонда РФ от 27 февраля 2002 года N 17/19пб
"Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" были утверждены «Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которые регулируют процедуру обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению (кроме пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим) в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", процедуру рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений, определяют порядок назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода (перевода) с одной пенсии на другую.
В соответствии с п.5 Правил, в них используются следующие понятия: обращение за пенсией - подача гражданином заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о назначении пенсии, перерасчете размера пенсии, переводе с одной пенсии на другую.
Согласно п.п. 6 и 15 Правил, граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства. Пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 19 Закона от 17.12.2001 г. и статье 23 Закона от 15.12.2001 г., но не ранее дня приобретения права на пенсию. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. При направлении заявления и всех необходимых документов по почте днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления (Закон от 17.12.2001 г.).
Черненко Б.И. была назначена досрочная трудовая пенсия по старости с даты ее обращения с заявлением о назначении пенсии в пенсионный орган в соответствии требованиями пенсионного законодательства, действующего на момент обращения Черненко Б.И. за пенсией.
До 01.01.2002 года действовал Закон РФ от 20 ноября 1990 года N 340-IЧерненко И.Б. считает, что право на назначение ей досрочной трудовой пенсии по старости возникло в период действия этого закона и ее работодатель был обязан сообщить ей о наступлении у нее права на назначение ей досрочной трудовой пенсии, подать все необходимые документы для назначения ей такой пенсии в пенсионный орган.
В соответствии со ст. 117 этого Закона, пенсионное обеспечение в соответствии с настоящим Законом осуществляется государственными органами социальной защиты населения. Правила обращения за пенсией, ее назначения и организации выплаты, подтверждения стажа работы по свидетельским показаниям, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Утвержденный Минтрудом России и Минсоцзащиты России 13 - 14 августа 1992 года Порядок представления и оформления документов для назначения пенсии, который применялся органами социальной защиты населения при назначении обратившимся за назначением пенсии гражданам решением Верховного Суда Российской Федерации от 27 марта 1998 года признан недействующим и постановлением Минтруда России от 2 июля 1998 года N 27 отменен со дня издания. Новые же Правила назначения пенсий приняты не были.
Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 года N 1709 за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами закреплены полномочия по выплате государственных пенсий.
Согласно ст. 118 Закона, пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 119 Закона. Днем обращения за пенсией считается день подачи заявления со всеми необходимыми документами. При направлении заявления и документов по почте днем обращения считается дата их отправления. В случаях, когда к заявлению приложены не все необходимые для назначения пенсии документы, обратившемуся за пенсией дается разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если они будут представлены не позднее трех месяцев со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения считается день подачи заявления. Заявление о назначении пенсии рассматривается органом социальной защиты населения не позднее 10 дней после его поступления со всеми необходимыми документами или поступления дополнительных документов.
В соответствии с требованиями пенсионного законодательства, действовавшего как до 01.01.2002 года, так и после этой даты, назначение пенсии носит заявительный характер и обязанность по подаче заявления о назначении пенсии возложена на лицо, претендующее на назначение пенсии. Вопрос о праве гражданина на пенсию может быть рассмотрен органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, только при наличии на то волеизъявления со стороны этого гражданина, выраженного посредством обращения в данный орган с заявлением об установлении пенсии.
Доводы Черненко И.Б. о том, что кадровая служба должна была самостоятельно отслеживать возникновение у неё права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и информировать ее об этом, не основаны на законе.
Восстановление пропущенного срока лицу, право на пенсионное обеспечение которого наступило до его обращения в пенсионный орган, действующим пенсионным законодательством не предусмотрено.
Действительно, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости у истицы наступило ранее 10.02.2004 года, однако это свое право Черненко И.Б. не реализовала в предусмотренном законом порядке.
При таких обстоятельствах исковые требования Черненко Б.И. в части восстановления ей срока для обращения за пенсией и признании за ней права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с 10.05.2001 года, взыскании пенсии удовлетворению не подлежат.
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии с п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Как указал Верховный Суд РФ в своем Постановлении Пленума № 25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, суд исходя из положений п.2 ст. 1099 ГК РФ отказывает гражданину в удовлетворении его требования о компенсации морального вреда, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, не имеется.
По этим основаниям исковые требования Черненко Б.И. о компенсации морального вреда к Управлению Пенсионного фонда удовлетворению не подлежат.
Также не имеется оснований для взыскания компенсации морального вреда с ответчика МУЗ «РБ», поскольку нет доказательств как виновных действий этого ответчика в причинении морального вреда истице, так и доказательств самого причинения морального вреда.
По исковым требованиям Черненко Б.И. к КГУ «Центр социальной поддержки населения» о признании за ней права на ежемесячную денежную выплату на оплату жилья и коммунальных услуг с 01.01.2010 года, взыскании невыплаченной ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг с 01.01.2010 года в сумме -- рублей суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 1 и п.п. 1 и 2 ст.2 Закона Хабаровского края от 25 ноября 2009 года N 286 "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающимПраво на ежемесячную денежную выплату имеют следующие категории граждан:
1) специалисты учреждений здравоохранения, социального обслуживания населения, ветеринарной службы, культуры и искусства, а также специалисты здравоохранения, культуры и искусства, состоящие в штате образовательных учреждений, независимо от вида занимаемого ими жилищного фонда;
2) специалисты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, вышедшие на пенсию непосредственно по окончании работы в должности специалиста, если они замещали ее не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением, проработавшие в сельской местности или рабочем поселке (поселке городского типа) не менее 10 лет и проживающие там (далее - пенсионеры);
В соответствии с указанным Законом, Черненко Б.И. имела бы право на получение ежемесячной денежной выплаты в случае если бы она являлась специалистом учреждения здравоохранения или вышла бы на пенсию непосредственно по окончанию работы в должности специалиста при условии наличия трудового стажа, указанного в п.2 ст. 2 Закона.
Как следует из материалов дела, Черненко Б.И. была уволена из муниципального учреждения здравоохранения до назначения ей пенсии, а также не являлась специалистом учреждения здравоохранения на момент вступления в силу Закона и не является таким специалистом в настоящее время (уволена с последнего места работы 10.07.2009 года).
В связи с изложенным исковые требования Черненко Б.И. и в этой части удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Черненко Б.И. отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Советско-Гаванский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления в мотивированной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 03 августа 2010 года.
Судья подпись К.П. Бугаёв
Копия верна: судья К.П. Бугаёв
Решение не вступило в законную силу.