Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Советско-Гаванский городской суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Юманова Д.К.,
при секретаре Шороховой О.У., с участием
ст.помощника Советско-Гаванского городского прокурора Матченко Е.А.,
председателя Совета депутатов муниципального образования городское поселение "Город Советская Гавань" Г. С. А.,
представителя Совета депутатов по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Ш. А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Советско-Гаванского городского прокурора о признании не действующей с момента принятия статьи 5 главы 2 Правил благоустройства на территории <адрес>, утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение "Город Советская Гавань" от ДД.ММ.ГГГГ №,
установил:
В Советско-Гаванский городской суд <адрес> с заявлением о признании не действующей с момента принятия статьи 5 главы 2 Правил благоустройства на территории <адрес>, утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение "Город Советская Гавань" от ДД.ММ.ГГГГ №, обратился Советско-Гаванский городской прокурор, который в обоснование своего требования указал, что Решением Совета Депутатов городского поселения «Город Советская Гавань» за № утверждены Правила благоустройства территории <адрес>. Данный акт опубликован ДД.ММ.ГГГГ в Сборнике нормативно - правовых актов местного самоуправления городского поселения «Город Советская Гавань» №(7) за 2010 год. Пунктом 5 Главы 2 правил определено, что физические и юридические, должностные лица обязаны содержать в чистоте и порядке, отвечающем строительным, эстетическим и другим требованиям прилегающие и закрепленные территории к объектам, находящимся в их пользовании, аренде и на балансе в следующих границах: до края проезжей части прилегающих дорог, включая тротуары, кюветы, придорожные газоны и так далее находящихся между двумя землевладениями или сооружениями; в радиусе 15 метров по периметру отдельно стоящего объекта. Пункт 5 главы 2 правил не соответствует требованиям федерального законодательства в той части, в которой он возлагает на всех без исключения физический, юридических, должностных лиц, владеющих объектами недвижимости, обязанности по содержанию и ремонту прилегающих территорий - мест общего пользования, не находящихся в их собственности либо аренде, по следующим основаниям. Порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством. Случаи несения бремени содержания имущества не собственником могут быть установлены лишь федеральными законами. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а так же решают иные вопросы местного значения. По вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам. К задачам местного самоуправления отнесена так же обязанность по надлежащему содержанию мест общего пользования, прилегающих к местам осуществления предпринимательской деятельности. Вместе с тем, действующее законодательство не представляет органам местного самоуправления полномочий устанавливать в отношении организаций, не являющихся органами муниципальной власти и не находящимися в муниципальной собственности, обязанности по уборке, содержанию и ремонту имущества, не принадлежащего данным организациям. Просит суд признать не действующим с момента принятия ст. 5 главы 2 Правил благоустройства от ДД.ММ.ГГГГ за №.
До судебного заседания от заинтересованного лица в суд не поступил отзыв на заявление.
В судебном заседании помощник Советско-Гаванского городского прокурора Матченко Е.А. полностью поддержала требование о признании статьи 5 Правил недействующим и сослалась на обстоятельства, изложенные в заявлении.
Представитель заинтересованного лица, председатель Совета депутатов муниципального образования городское поселение "Город Советская Гавань" Г. С. А., в судебном заседании не согласился с требованием прокурора и пояснил, что они собрали Совет Депутатов и на собрании отклонили представление прокурора. Перед тем, как принять данные правила они изучали аналогичные правила <адрес> и других городов и приняли их по аналогии с другими правилами. Ему не ясно, в связи с чем в тех городах никаких вопросов и разногласий не возникает, а у них возникли. Считает, что город должен содержаться в чистоте и они вправе издавать нормативные акты, направленные на содержание города в чистоте. Совет депутатов согласен пересмотреть только границы уборки территорий. А остальное необходимо оставить как есть, так как изложенное в статье 5 не противоречит закону.
Представитель Совета депутатов по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Ш. А. В. в судебном заседании также не согласился с требованием прокурора и пояснил, что заявление не соответствует требованиям ст. 131, 247 ГПК РФ, а именно не указано процессуальное положение лиц. Также считает, что данное дело подведомственно Арбитражному суду в соответствии со ст.27 АПК РФ, так как из заявления прокурора видно, что спор имеет экономический характер. Конституция устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения и гарантируется в том числе запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статьи 12, 130 (часть 1), 132 (часть 1) и 133). В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах поселения, отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения (пункт 19 части 1 статьи 14).
Проанализировав доводы, изложенные в заявлении, выслушав заявителя, а также заинтересованное лицо с его представителем, изучив представленные документы, исследовав материалы дела в их совокупности, суд находит заявление подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Решением Совета Депутатов городского поселения "Город Советская Гавань" от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила благоустройства на территории <адрес> (далее – Правила). Данный нормативный акт опубликован ДД.ММ.ГГГГ в Сборнике нормативно - правовых актов местного самоуправления городского поселения «Город Советская Гавань» №(7) за 2010 год.
Согласно статьи 5 Главы 2 Правил "Физические и юридические, должностные лица обязаны содержать в чистоте и порядке, отвечающем строительным, эстетическим и другим требованиям прилегающие и закрепленные территории к объектам, находящимся в их пользовании, аренде и на балансе в следующих границах: до края проезжей части прилегающих дорог, включая тротуары, кюветы, придорожные газоны и так далее находящихся между двумя землевладениями или сооружениями; в радиусе 15 метров по периметру отдельно стоящего объекта".
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 1 ст. 2, части 1 ст. 3 ГК РФ порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством.
Согласно ст. 71 Конституции РФ, гражданское законодательство находится в ведении РФ. Следовательно, случаи несения бремени содержания имущества не собственником могут быть установлены лишь федеральными законами.
В силу части 1 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а так же решают иные вопросы местного значения.
Из положений ст. 7, 16 и 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ за № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» следует, что по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам. Также указанные нормы определяют цели и задачи, компетенцию местного самоуправления и полномочия его органов. К задачам местного самоуправления отнесена обязанность по благоустройству, в том числе, надлежащему содержанию мест общего пользования.
Вместе с тем, действующее законодательство не представляет органам местного самоуправления полномочий устанавливать в отношении организаций, не являющихся органами муниципальной власти и не находящимися в муниципальной собственности, а также в отношении физических (в том числе должностных) лиц, обязанности по уборке, содержанию и ремонту имущества, не принадлежащего данным организациям или физическим лицам.
Учитывая изложенное, суд считает не соответствующим закону указание в статье 5 главы 2 Правил благоустройства на территории <адрес> на обязанность всех лиц содержать в чистоте и порядке, прилегающие и закрепленные территории к объектам, находящимся в их пользовании, аренде и на балансе.
Доводы Г. С. А., о принятии Правил по аналогии с другими Правилами в других городах не имеют правового значения.
Доводы представителя Ш. А. В. о не указании в заявлении процессуального положения лиц не состоятелен, поскольку не влияет на принятие судом решения, в том числе решения о принятии заявления к производству суда и принятия решения по делу.
Вывод о подведомственности дела Арбитражному суду ошибочен, поскольку прокурор обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе граждан, так как в Правилах установлена обязанность по содержанию прилегающих территорий не только для юридических, но и физических лиц.
Довод Ш. А. В.. о том, что организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах поселения, отнесена к вопросам местного значения судом не опровергается. Судом установлено, что принятие решений по вопросам местного значения, в том числе издание нормативных актов по организации благоустройства, не должно противоречить федеральным законам.
Учитывая изложенное, заявленное прокурором требование подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 198, 258 ГПК РФ, суд,
решил:
Заявление Советско-Гаванского городского прокурора удовлетворить.
Признать статью 5 главы 2 Правил благоустройства на территории <адрес>, утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение "Город Советская Гавань" от ДД.ММ.ГГГГ № не действующей с момента принятия, ввиду не соответствия закону изложенных в ней положений.
Обязать Совет депутатов муниципального образования городское поселение "Город Советская Гавань" устранить в полном объеме допущенное нарушение.
Направить решение суда для устранения допущенного нарушения в Совет депутатов муниципального образования городское поселение "Город Советская Гавань" в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в <адрес>вой суд в 10-дневный срок через Советско-Гаванский городской суд <адрес> с момента изготовления мотивированного решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Д. К. Юманов