Решение о понуждении установить независимые резервные источники электропитания в котельных



2-54/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Советская Гавань 09 февраля 2011г.

Хабаровского края

Судья Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края Киселев С.А.,

при секретаре Ахметовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Советско-Гаванского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования городское поселение «Рабочий поселок Заветы Ильича» к Администрации городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» Советско-Гаванского муниципального района о понуждении установить независимые резервные источники электропитания в котельных № - по ул.-, - в п.-, мощностью не менее 109 кВт, № - по ул.-, - в п.-, мощностью не менее 40,5 кВт, № - по -, - в п.-, мощностью не менее 57,4 кВт, № - по ул.- в п.Заветы Ильича, мощностью не менее 282 кВт, № - по ул.- - в п.-, мощностью не менее 190 Квт, № - (-) по ул.- в п.-, «Зенит», по ул.-, - в п.-,

установил:

Советско-Гаванский городской прокурор обратился с указанным иском. В обоснование требований сослался на следующие обстоятельства. Проведенной проверкой было установлено, что в собственности муниципального образования городское поселение «Рабочий поселок Заветы Ильича» Советско-Гаванского муниципального района находятся указанные котельные, в которых отсутствуют резервные источники электропитания, что является нарушением требований действующего законодательства и может повлечь за собой нарушение охраняемых законом прав и интересов граждан. В обоснование своей позиции сослался на Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.05.2008г. № 400 «О министерстве энергетики Российской Федерации», Приказ Министерства энергетики от 08.07.2002г. № 204 «Об утверждении правил устройства электроустановок», ФЗ от 06.10.2003г. № 131 «Об общих принципах местного самоуправления».

Помощник Советско-Гаванского городского прокурора Матченко Е.А. в судебном заседании требования поддержала, просила их удовлетворить, дала пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель администрации городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела был уведомлен, об уважительности причин неявки не сообщил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

В состоявшихся по делу судебных заседаниях пояснил, что в каждой из указанных котельных предусмотрены независимые источники питания. При установке данных источников питания учитывалась вероятность одновременного кратковременного снижения или полного исчезновения напряжения на другом источнике. Основной источник питания к подстанции, которая обслуживает соответствующую котельную, проходит из трансформаторной подстанции через основной фидер. В случае выхода из строя основного фидера питание будет проходить по резервному фидеру. В случае выхода подстанции, которая предает энергию соответствующей котельной питание будет осуществляться от другой подстанции через основной или резервный фидер. Таким образом одна подстанция имеет энергоподдержку от другой подстанции. Также в п.Заветы Ильича существуют две распределительные подстанции в районе Приморского бульвара и п.Западный. В случае выхода из строя подстанции № 4, подстанция № 1 в п.западный будет осуществлять ее функции. Энергия в п.заветы Ильича поступает из Комсомольской ТЭЦ, в случае прекращения поступления энергии от ТЭЦ, энергия будет поступать от майской ГРЭС к обоим распределительным подстанциям. Указывает, что резервные источники питания в котельных имеются и в удовлетворении исковых требований просит отказать.

Представитель третьего лица на стороне ответчика ООО «Регион ДВ» в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела был уведомлен. Об уважительности причин неявки не сообщил.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО «Регион ДВ».

Допрошенный в качестве свидетеля - Е.Н., являющийся государственным инспектором Комсомольского отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью пояснил, что на котельных, расположенных в п.Заветы Ильича нет независимых резервных источников питания. Котельные относятся к электроприемникам не ниже второй категории.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля - Н.Г., являющийся представителем ОАО «28 электрическая сеть» пояснил, что электропитание котельный происходит от РП-4. В случае выхода из строя РП-4 электропитание котельных прекратиться. Считает, что котельные относятся к электроприемникам третей категории. Считает, что независимые резервные источники электропитания на котельных должны быть, поскольку сети изношены.

Допрошенный в качестве свидетеля - П.В. в судебном заседании пояснил, что Комсомольскую ТЭЦ от которой электроэнергия поступает в п.Ванино, а затем в г.Советская Гавань и Майскую ГРЭС нельзя по отношению к котельным расценивать как независимые источники электропитания, они являются элементами общей системы. ГРЭС действительно работает независимо. Однако на работу ОАО «Дальневосточной распределительной сетевой компании» работа котельных никак повлиять не может.

Выслушав помощника Советско-Гаванского городского прокурора, представителя ответчика, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно Правилам устройства электроустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 08.07.2010г., данные правила распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки (п.1.1.1) (далее Правила).

Требования данных Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки. (п.1.1.1)

Согласно п. 1.1.3 названных Правил, электроустановка – совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другие виды энергии.

Согласно п. 1.2.7 названных Правил, электроприемник – аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии.

Согласно п.1.2.17 названных Правил, категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.

Согласно п. 1.2.18 Правил в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории:

Электроприемники первой категории – электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.

Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

Согласно сообщению от 22.11.2010г. № 1126 Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору котельные относятся к электроприемникам не ниже второй категории. Доказательств того, что котельные являются электроприемниками первой категории, в судебном заседании представлено не было.

В судебном заседании было установлено, что все без исключения котельные, о которых идет речь, были построены ранее 2003г.

Согласно ранее действовавших Правил устройства электроустановок, утвержденных Главтехуправлением и Госэнергонадзором Минэнерго ССР 05.10.1979г., электроприемники II категории рекомендовалось обеспечивать электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания (п.1.2.19), однако данное требование обязательным не являлось.

Согласно Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок
(утв. приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. N115), введенных в действие с 01.10.2003г. электрооборудование тепловых энергоустановок (к которым относятся и котельные) должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей ( п.1.3).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 31 августа 2006г. N530
"Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", в случае возникновения внерегламентных отключений полное и (или) частичное ограничение режима потребления вводится по инициативе сетевых организаций или владельцев генерирующего оборудования либо является следствием повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных явлений. Для обеспечения минимально необходимого уровня потребления электрической энергии в соответствии с уровнем аварийной или технологической брони в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения оборудования сетевых организаций или производителей электрической энергии задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя (п.197)

В договорах оказания услуг по передаче электрической энергии и энергоснабжения определяется категория надежности снабжения потребителя электрической энергией (далее - категория надежности), обусловливающая содержание обязательств по обеспечению надежности снабжения электрической энергией соответствующего потребителя (п.113).

Первой категорией надежности предусматривается необходимость обеспечения беспрерывного режима работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб.

Условиями второй категории надежности предусматривается необходимость обеспечения надежного функционирования энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.

Энергоснабжение потребителей, не отнесенных к первой или второй категориям надежности, осуществляется по третьей категории надежности.

Резервный источник снабжения электрической энергией в случае, если условием договора о первой или второй категории надежности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. В случае невыполнения потребителем указанного требования резервный источник снабжения электрической энергией устанавливается и обслуживается сетевой организацией за счет соответствующего потребителя, а в случае возникновения отключений подачи электрической энергии вследствие повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электрической энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей (далее - внерегламентные отключения) до установки такого резервного источника сетевая организация не несет ответственности за нарушение условия о категории надежности по договору (п.113)

Пунктом 37 Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики
(утв. приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 18 марта 2008г. N124), предусмотрено, что в случае возникновения внерегламентных отключений, вследствие повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электрической энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей графики аварийного ограничения вводятся по инициативе сетевых организаций или владельцев генерирующего оборудования. При этом минимально необходимый уровень потребления электрической энергии в соответствии с уровнем аварийной или технологической брони в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения оборудования сетевых организаций или производителей электрической энергии обеспечивается путем использования потребителем автономных резервных источников питания, предусмотренных установленной для него категорией надежности электроснабжения.

Согласно п.39 в целях предотвращения и ликвидации аварийных электроэнергетических режимов и предотвращения массовых отключений потребителей используется противоаварийная автоматика отключения нагрузки потребителей (далее - ПАОН).

При действии ПАОН минимально необходимый уровень потребления электрической энергии в соответствии с уровнем аварийной или технологической брони обеспечивается путем использования потребителем автономных резервных источников питания с автоматическим запуском, предусмотренных категорией надежности электроснабжения этого потребителя (п.51)

Автономные резервные источники питания в случае, если условием договора о первой или второй категории надежности предусмотрено их наличие, устанавливаются потребителем и поддерживаются в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. В случае невыполнения потребителем указанного требования автономные резервные источники питания устанавливаются и обслуживаются сетевой организацией за счет соответствующего потребителя. В случае отключений подачи электрической энергии вследствие действия ПАОН до установки автономных резервных источников питания сетевая организация не несет ответственности за нарушение условия о категории надежности электроснабжения по договору (п.51).

В статье 11 Федерального закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", определены полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно ч.2 ст.11 данного Закона органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют в том числе подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», требования к коммунальной услуге отопление - бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода. Качество услуги должно соответствовать параметрам, установленным данным Постановлением.

Представленными схемами электроснабжения котельных подтверждается то обстоятельство, что на котельных отсутствуют независимые резервные источники питания электроэнергией. Также данное обстоятельство подтверждается и письмом государственного инспектора Комсомольского отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью Е.Н. -.

Таким образом, несмотря на то, что Приказ Министерства энергетики от 08.07.2002г. № 204 «Об утверждении правил устройства электроустановок» свое действие на котельные не распространяет, и ранее действовавшие правила относительно наличия резервного независимого источника электропитания носят рекомендательный характер, однако в силу Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006г. N530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики (утв. приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 18 марта 2008г. N124), Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. N115), введенных в действие с 01.10.2003г. и Федерального закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" наличие резервных источников снабжения электрической энергией должно быть обеспечено. Также обязанность обеспечить наличие данных источников предусмотрена и договором энергоснабжения.

Согласно приказу Министерства промышленности и энергетики РФ от 18 марта 2008г. N124"Об утверждении Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики" технологической броней электроснабжения является наименьшая потребляемая мощность и продолжительность времени, необходимые потребителю для безопасного завершения технологического процесса, цикла производства, после чего может быть произведено отключение соответствующих энергопринимающих устройств (п.55); аварийной броней электроснабжения является минимальный расход электрической энергии (наименьшая мощность), обеспечивающий безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние предприятия с полностью остановленным технологическим процессом (п.58).

Объем минимально необходимых поставок электрической энергии потребителю при возникновении или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима определяется в акте согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя, являющемся неотъемлемым приложением к договору энергоснабжения (договору оказания услуг по передаче электрической энергии) (п.62).

Согласно ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

Согласно ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

В силу ст. 210 ГПК РФ бремя содержания имущества возлагается на собственника. С учетом этого, поскольку котельные находятся в собственности городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» Советско-Гаванского муниципального района обязанность по установке резервного источника электропитания должна быть возложена на администрацию городского поселения ««Рабочий поселок Заветы Ильича» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края. Право собственности подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. Право собственности на котельные «Постовая» и «Зенит» возникло в силу закона и государственной регистрации не требует в соответствии с ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ. Право собственности на котельные «Постовая» и «Зенит», расположенные по ул.-, - и - в п.- возникло с момента подписания актов, а именно с 11.02.2008г. и 04.02.2008г.

Ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,

решил:

Обязать администрацию городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» установить независимые резервные источники электропитания в котельных № - по ул.-, - в п.-, мощностью не менее 109 кВт, № - по ул.-, - в п.-, мощностью не менее 40,5 кВт, № - по -, - в п.-, мощностью не менее 57,4 кВт, № - по ул.- в п.-, мощностью не менее 282 кВт, № 430 по ул.- - в п.-, мощностью не менее 190 Квт, № - (-) по ул.- в п.-, «Зенит», по ул.-, - в п.-.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд через Советско-Гаванский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 14.02.2011г.

Судья: подпись Киселев С.А.

Копия верна. Судья Киселев С.А.