о признании действий по начислению и выставлению платы Решение за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды незаконными, возложеннии обязанности произвести перерасчет платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды



Дело № 2-90/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 марта 2011 года г. Советская Гавань

Советско – Гаванский городской суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Прозапас Н.И.

при секретаре Сергушевой Ю.В.

с участием:

старшего помощника прокурора Советско – Гаванской городской прокуратуры Матченко Е.А.

лица, в чьих интересах заявлены исковые требования, истицы Дрей М.П.

представителя ответчика – Открытого акционерного общества «……….» Мусатовой А.Ю., действующей на основании доверенности № …….. от ……. года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Советско – Гаванского городского прокурора в интересах Дрей М.П. к Открытому акционерному обществу «…….» о признании действий по начислению и выставлению платы за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды незаконными, возложеннии обязанности произвести перерасчет платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды за период с ….. года по ……… года в сумме … рубля … копеек,

У С Т А Н О В И Л:

29 октября 2010 года Советско – Гаванский городской прокурор в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Дрей М.П обратился в Советско – Гаванский городской суд Хабаровского края. к Открытому акционерному обществу «….» о признании действий по начислению платы за пользование электрической энергией на общедомовые нужды незаконными, возложеннии обязаности производства перерасчета платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды за период с … года по … года в сумме … рубля … копеек. В обоснование заявленных требований указал на то, что в Советско – Гаванскую городскую прокуратуру поступило обращение Дрей М.П. о защите её прав потребителя. Проверкой, проведенной по обращению, установлено, что Дрей М.П. внесла плату за пользование электрической энергией ОАО «…» за …… года в размере …… рублей …….. копеек, за … года – …….. рублей … копеек, за ……. года – … рублей ……. копеек, за … года – ……. рублей ….. копеек, за …. года – ……. рублей ….. копеек, за ….. года – …. рублей …. копеек, за ……. года – …. рублей ……. копеек, за …. года – ….. рублей ….. копеек, за ……. года – ……. рубля ….. копеек, за ….. года – ….. рублей ….. копеек, за ….. года – ……. рублей …….копеек, за … года – …. рублей …. копеек, за ….. года – …. рублей ….. копеек, за ….. года – ….. рубля …. копеек. В счете за пользование электрической энергией за ….. года Дрей М.П. выставлена задолженность на ……. года в сумме ….. рублей ……. копеек в связи с начислением платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды. За ….. года Дрей М.П. выставлена задолженность в размере … рубля ……. копеек. Также прокуратурой установлено, что по состоянию на ….. года Дрей М.П. выставлен долг по неоплате электроэнергии на общедомовые нужды в размере …….. рубля ….. копеек. Дрей М.П. с начислением платы за ОДН не согласна. В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления коммунальных услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Согласно пункту 4 Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35 – ФЗ «Об энергетике» Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергетике утверждает правила оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков. Пунктом 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530 исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли – продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом в соответствии с пунктом 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений может быть предусмотрено только договором энергоснабжения, заключенным с исполнителем коммунальных услуг. Согласно пункту «е» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днём обращения, предоставить потребителю указанный журнал. Прокуратурой установлено, что правоотношения в данной сфере регламентированы договором энергоснабжения № ……… от ……. года, заключенным между ОАО «…» и ООО «…». До ……. года коммунальные услуги гражданам поселка ….предоставлялись на основании соглашения о взаимодействии № ….. от …… года. Согласно положениям, указанные в Соглашении о взаимодействии от …….. года и в Договоре энергоснабжения от ……. года, ОАО «…..» имеет право осуществлять расчет и получение платы за электроэнергию, а также осуществлять взыскания с потребителей коммунальных услуг задолженности за потребленную электроэнергию. В соответствии со статьей 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка права) или перейти к другому лицу на основании закона. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором. Частью 1 статьи 385 Гражданского кодекса Российской Федерации должник вправе не исполнять обязательство новому кредитору до предоставления ему доказательств перехода требования к этому лицу. Установлено, что ОАО «….» не представил Дрей М.П. доказательств наличия у него прав требования с заявительницы оплаты электроэнергии на общедомовые нужды. Кроме того, в нарушение пункта «е» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, счета за потребление элекроэнергии ОДН выставляются населению исходя из показаний общедомовых приборов учета, которые снимаются ….. отделением филиала «…..» ОАО «….» совместно с сетовой органиацией ООО «……». Управляющая компания – ООО «……» к решению вопроса о снятии показаний приборов учета, начислению платы и взымания платежей за ОДН отношения не имеют, журналы учета показаний коллективных приборов учета ей не ведутся. Таким образом, поскольку снятие показаний общедомовых приборов учета ОДН и начислений Дрей М.П. платы за потребление электрической энергии в местах общего пользования производится ОАО «….» в нарушении требований действующего законодательства, выставление счетов на оплату ОДН в размере …… рубля ….. копеек Дрей М.П. является незаконным и нарушает её права потребителя. Кроме того, проверкой установлено, что в силу преклонного возраста – заявителю ……. года, который препятствует сбору доказательств, их анализу, написанию логичного и грамотного заявления, Дрей М.П. самостоятельно свои права защитить не может. В соответствии с частью 5 статьи 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. На основании изложенного прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав Дрей М.П. о признании действий ОАО «…..» по начислению платы за электроэнергию на ОДН и произвести перерасчет в размере …….. рубля. . копеек.

Допрошенный Индустриальный районным судом города Хабаровска Хабаровского края представитель Открытого акционерного общества «……» в представленном отзыве указал: Между ОАО «……» и ООО «……» ….. года был заключен и действует в настоящее время Договор № ….., в соответствии с пунктом 1.3. которого ОАО «…» переданы права: по снятию показаний индивидуальных и общедомовых приборов учета электроэнергии, получение платы за потребленную электроэнергию, определение объема потребляемых энергоресурсов, размера платы за поставленную коммунальную услугу для каждого потребителя, формирование, печать и доставка квитанций потребителям от своего имени и за свой счет, осуществление взыскания с потребителей задолженности по оплате электроэнергии. Ранее между ОАО «….» и ООО «…..» было заключено и действовало Соглашение о взаимодействии. В соответствии с пунктом 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, исполнитель коммунальных услуг приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях на основании договора энергоснабжения (договора купли – продажи электрической энергии). Пунктом 90 Правил установлено, что договором энергоснабжения, заключенным с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право гарантирующего поставщика на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Данная норма не является императивной и содержит условие договора энергоснабжения о порядке осуществления расчетов за электрическую энергию, что соответствует пункту 2 статьи 38 Федерального закона «Об электроэнергетике», согласно которому основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, предусматривается порядок осуществления расчетов за электрическую энергию, в том числе при продаже по нерегулируемым ценам. В соответствии со статьями 540, 541, 544 ГК РФ, пунктом 64 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. При этом в правоотношениях с гарантирующим поставщиком действие договора энергоснабжения с гражданином – потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином – потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином – потребителем произведена первая оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. При этом гражданин, использующий энергию для бытового потребления, вправе использовать энергию в необходимом для него количестве. Договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса. В статье 546 ГК РФ установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии. Таким образом, при наличии у граждан – потребителей, проживающих в многоквартирных домах, документов об оплате потребленной им энергии и либо отсутствии исполнителя коммунальных услуг или совершение действий по оплате за потребленные коммунальные ресурсы непосредственно на расчетные счета ресурсоснабжающей организации, действуют ранее фактически заключенные договоры энергоснабжения. Кроме того, анализ норм действующего законодательства позволяет прийти к выводу: если такие договорные отношения возникли до вступления в законную силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (до 9 июня 2006 года), то они продолжают действовать до настоящего времени и не могут быть прекращены только на том основании, что не соответствуют Правилам. Акты жилищного законодательства, к которым относятся в том числе Правила, не имеют обратной силы, если это прямо не предусмотрено актом жилищного законодательства (статья 6 ЖК РФ). Аналогичное условие содержится и в статье 4 ГК РФ. Правила не содержат в себе указания на то, что они имеют обратную силу, поэтому они не могут распространять свое действие на отношения, возникшие до их принятия. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги (часть 1 статьи 153), которая включает в себя плату за электроснабжение (часть 4 статьи 154). Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт – Петербурге – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом (части 1, 2 статьи 157). Таким образом, обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги установлена законом и не обусловлена обязательным наличием письменного договора с управляющей организацией. В соответствии с частями 4, 7 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме и собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, управление которыми осуществляется управляющей организацией, должны вносить плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. В силу частей 2, 3 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, порядок определения цены договора, размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы. Из приведенных норм следует, что управляющая организация обязана предоставить коммунальные услуги и вправе требовать их оплаты. Таким образом, управляющая организация является кредитором в обязательстве внесения платы за потребленные коммунальные услуги и одновременно должником в обязательстве предоставления коммунальных услуг собственникам или нанимателям. В соответствии со статьей 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона (пункт 1). Передача гарантирующему поставщику права на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений в данном случае означает передачу исполнителем коммунальных услуг принадлежащего ему права требования на основании обязательства собственников и нанимателей по уплате потребленной электроэнергии. Передача прав в данном случае возможна, поскольку права не связаны неразрывно с личностью кредитора. При этом в силу пункта 2 статьи 382 ГК РФ согласие должника не требуется, если иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно, передача права на получение платы непосредственно от проживающих в жилых помещениях лиц может быть предусмотрена соглашением сторон, если договором управления многоквартирным домом не установлено иное. Поскольку действия ресурсоснабжающей организации не нарушают прав и законных интересов потребителей, следовательно, не представляется возможным на основании ст. ст. 166, 167, 168 ГК РФ признать ничтожными сделками Соглашения о взаимодействии, заключенные между ресурсоснабжающими организациями и управляющими организациями. Таким образом, у ОАО «…..» существует законное основание не изменять сложившуюся схему договорных отношений с потребителями. На основании изложенного, в рамках ранее заключенных публичных договоров энергоснабжения с гражданами, ОАО «…..» проводится работа по выставлению потребителям в платежных документах расхода электрической энергии, потребленной собственниками многоквартирных жилых домов в порядке, установленным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Согласно статье 30 Жилищного кодекса собственник жилого помещения несет бремя его содержания и, если данное помещение является квартирой, в том числе общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В жилом доме по адресу: улица ……… дом ….. п. …….. установлены два общедомовых прибора учета электроэнергии, приборы приняты в эксплуатацию в качестве расчетных в …. году, комиссией в составе представителей ООО «……» и управляющей компании с участием представителя филиала ОАО «……….» – «…». На основании данных актов жильцам производилось начисление за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды. В жилом доме по адресу: улица ……… п.. . нежилые помещения отсутствуют. Снятие и регистрация показаний общедомового прибора учета производились и фиксировались в Акте снятия контрольных показаний по общедомовому прибору учета. Данные акты подписаны представителями: ОАО «…….» филиала «……» и сетевой организацией. Данные о показаниях общедомовых приборов учёта заносятся в журнал учёта электроэнергии и хранятся в управляющей компании. Расчёт платы за коммунальную услугу «……» Дрей М.П. осуществляется в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утверждённые Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307. Задолженность у абонента образовалась по причине неоплаты произведенных начислений по ОДН / л.д. 80 – 83/.

В судебном заседании старший помощник прокурора Советско – Гаванской городской прокуратуры Матченко Е.А. поддержала заявленные требования.

Лицо, в чьих интересах заявлены исковые требования, истица Дрей М.П. поддержала заявленные в её интересах требования и пояснила, что она вместе с семьей, состоящей из трех человек, проживает в пятиэтажном доме, в котором весь первый этаж занимает магазин и мастерская по ремонту холодильников. В связи с низкими доходами семьи, до ……… года она получала субсидию, а затем в предоставлении субсидии ей было отказано, так как у неё имелась задолженность за электричество на общедомовые нужды. С …….. года она перестала вносить плату за электричество на общедомовые нуждны, так как ей начисляют плату в 2 – 3 раза больше, чем по счетчику. Так как она не согласна с производимыми начислениями, то она обратилась в прокуратуру и попросила предъявить иск в её интересах.

Представитель ответчика – Открытого акционерного общества «………» Мусатова А.Ю. заявленные Советско – Гаванским городским прокурором в интересах Дрей М.П. требования не признала и пояснила: В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги расчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительтвом РФ. Во исполнении указанной правовой нормы Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учёта, а при их отсутствии порядок перерасчёта платы за отдельные услуги. В силу п. 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами помещений является общим имуществом собственников помещений в указанном доме. Статья 210 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. поставщик не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность управляющей компании, в том числе истребовать документы, подтверждающие согласие собственников многоквартирного дома на получение коммунальной услуги «энергоснабжение» по показаниям коллективного прибора учёта, а также сведений, подтверждающих, что указанный прибор учёта является общей собственностью собственников многоквартирного дома, на что в исковом заявлении указывает Советско – Гаванский городской прокурор, поскольку обязанность по содержанию общего имущества, а также внесению платы на собственников возложена императивно Жилищным кодексом РФ и Граданским кодексом РФ. Понятие общедомового прибора учёта дано в пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307: общедомовой прибор учёта – это средство измерения, используемое для определения объёмов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или жилом доме. Положение пункта 7 Постановления Правительства РФ от 13.08.2010 года № 491 предусматривает, что общедомовой прибор учёта электроэнергии может быть установлен внутри многоквартирного жилого дома. Только в данном случае он входит в состав общедомового имущества многоквартирного дома, при этом состав общего имущества определяется на основании общего собрания собственников жилья, в случае принятия решения об установлении общедомового прибора учёта электрической энергии. В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ в структуру платы за жилое помещение входит, в том числе, плата за содержание и ремонт жилого помещения, включая в себя плату за услуги работы по управлению многоквартирным домом, а также расходы на капитальный ремонт (их размер) определяется решением общего собрания собственников помещений, что согласуется с требованиями п. 7 Постановления Правительства РФ от 13.08.2010 года № 491, а именно принятие решения об установке общедомового прибора учёта электроэнергии за счёт средств собственников, должно быть принято на общем собрании собственников многоквартирного дома, при этом оплата установки прибора учёта должна быть заложена в размер платы за капитальный ремонт. Но согласно положения п. 138 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвеждённых Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530 приборы учёта электроэнергии могут быть установлены как со стороны потребителя, так и со стороны сетевой организации, к электрическим сетям которой присоединён данный потребитель, при этом в случае наличия одного прибора учёта он исползуется в качестве расчётного, при наличии двух приборов учёта в качестве расчётного, испозуется тот, у которого выше клас точности, при равных классах точности – по договорённости. Общедомовой прибор учёта установлен на границе балансовой принадлежности фиксирует весь объём электрической энергии, отпукаемой в многоквартирный дом, расположенный по адресу пос. …….., ул. ……., д. ….., что полностью соответствует требованию п. 3 Правил, утвеждённых Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307. Установлен общедомовой прибор учёта электрической энергии был Сетевой организацией самостоятельно в соответствии с разделом IX Постановления Правительства РФ № 530 от 31.08.2008 года «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность сетевой организации ОАО «………» не имеет права. Кроме того, принятие данных приборов учёта в эксплуатацию в качестве расчётных производилось в комиссионном порядке в присутствии представителя ОАО «…….» г. …….., осуществляющей управление многоквартирным жилым домом, при этом комиссией полностью исследовалось электрооборудование мест общего пользования на предмет выявления несанкционированных подключений, с целью недопущения несанкционированного использования нежилых помещений многоквартирного дома. Таким образом, представителям организации обслуживающей многоквартирный дом и собственникам помещений в многоквартирном доме было известно об установке общедомового прибора учёта электроэнергии в доме, препятствий к установению показаний прибора учёта, как и при его установке, так и в последующем со стороны ОАО «…….» не имелось. В соответствии с положениями п. 42 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, ОАО «…..» неоднократно извещал жильцов данного дома об изменении порядка расчёта за предоставление коммунальной услуги «электроснабжение», с учётом доли потребления электроэнергии на общие нужды, путём расклеивания информационных писем на подъездах и направлял письмо уведомительного характера. Даное письмо было направлено гражданам – потребителям, во втором квартале …….. года совместно с пакетом счетов – квитанций. Доказательств подтверждающих, что прибор учёта, установленный в указанном многоквартирном жилом доме не сответствует требованиям предъявляемым действующим законодательством к таким приборам прокурором не представлено. При таких обстоятельствах следует принимать во внимание и согласиться с тем, что применение установленного прибора учёта электроэнергии (общедомового) в качестве расчётного является, правомерным, его установка соответствует положениям п.п. 88, 139 Постановления Правительства РФ № 530 от 31.08.2008 года «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики». В данном случае ссылка п. 10 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении» от 23.11.2009 грда № 261 неосновательна, поскольку данная правовая норма регулирует отношения по возмездному характеру предоставления услуг организацией, на которую законом возложена обязаность по совершению определеннных действий по отношению к потребителям, и соответственно предполагают, что после того, как собственник жилого помещения оплатит работы по установке приборов учёта, данный прибор учёта автоматически станет собственностью собственников жиого дома. Согласие собственника в данном случае выражается в пользу организации, а не в пользу выбора за потребителем оборудовать или не оборудовать прибором учёта дом и квартиру. Кроме того, положения п. 10 статьи 13 распространяются для ресурсоснабжающей организации исключительно в части направления до 01.07.2010 года собственникам перечня организаций, которые имеют право производить соответствующие виды работ по оборудованию многоквартирного дома коллективными и индивидуальными приборрами учёта, которая быа исполнена ОАО «…….» в полном объёме.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В судебном заседании установлено:

Истица Дрей М.П. зарегистрирована и проживает в доме № ……… по улице …… п. ……. района ……… края, в котором установлены общедомовые приборы учета электрической энергии.

Филиалом открытого акционерного общества « ……..» – « …..» ей производится начисление за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды дома.

…….. года между ООО « ……» и ОАО « …..» было заключено соглашение № ……. о взаимодействии / л.д. л.д. 33 – 36/.

……. года между Открытым акционерным обществом « ….» и ООО « …..» был заключен договор энергоснабжения № …….. для потребителей – исполнителей коммунальных услуг, имеющих общедомовые приборы учета с условиями агентского договора» / л.д. л.д. 11 – 32/.

Пункт 1.3.5 протокола разногласий к договору энергоснабжения № ….. от ….. года предусматривает, что ООО « …..» осуществляет формирование, печать и доставку счет – квитанций, содержащих сведения, предусмотренные действующим законодательством РФ, потребителям от своего имени и за свой счет.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроснабжение.

Статьей 151 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан (арендаторов, нанимателей, в том числе по договору социального найма, либо собственников жилых помещений) и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.

Из вышеприведенного следует, что обязанность по оплате потребленной электрической энергии как коммунальной услуги возникает у гражданина в связи с возникновением права на жилое помещение.

Организация, в которую гражданин обязан вносить платежи за коммунальные услуги, определена в статье 155 Жилищного кодекса РФ в зависимости от вида права, на основании которого гражданин пользуется жилым помещением, расположенном в многоквартирном доме, от способа управления многоквартирным домом и от участия гражданина в таком управлении.

Согласно части 4 статьи 155 Жилищного кодекса РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно –правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей компании.

В соответствии с частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей компанией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Таким образом, во всех случаях, когда управление жилым домом осуществляется управляющей компанией (ТСЖ, жилищным кооперативом), плату за коммунальные услуги жильцы такого дома вносят управляющей компании.

Как следует из части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.

Согласно пункта 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письма Министерства регионального развития России от ДД.ММ.ГГГГ №-ЮТ/07, расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов, организация приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, взыскание просроченной задолженности в зависимости от способа управления многоквартирным домом является обязанностью управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК, а при непосредственном управлении многоквартирным домом соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций.

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны ( собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам).

Согласно абзаца 1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя.

Исполнителем, согласно абзаца 2 пункта 3 Правил, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК).

Согласно пункту 6 Правил коммунальной услугой является не сама электрическая энергия, а электроснабжение – круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.

В то же время электроэнергия, согласно абзаца 7 пункта 6 Правил, является коммунальным ресурсом, который продается ресурсоснабжающей организацией исполнителю для поставки потребителю.

В соответствии с пунктом 4 Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункта 3 Правил возможность заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на приобретение электрической энергии предусмотрена только для собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или для собственников жилых домов при отсутствии заключенного с исполнителем договора.

В соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций.

Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений.

Решением Верховного Суда РФ от 6 октября 2008 года № ГКПИ08-1704 подтверждена законность положений пункта 90 названных Правил.

Вместе с тем, суд считает, что такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.

Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды.

Учитывая вышеизложенное суд считает, что действия ответчика – Открытого акционерного общества « ……» по начислению и выставлению Дрей М.П. платы за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды являются незаконными, а поэтому заявленные в этой части прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.

Советско – Гаванским городским прокурором заявлено требование о возложении на ответчика обязанности произвести Дрей М.П. перерасчет за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды за период с ……. года по ….. года в сумме …. рубля ….. копеек.

Однако, согласно представленной оборотно – сальдовой ведомости / л.д. л.д. 41 – 43/ за период с ….. года по ……. года истице Дрей М.П. начислена плата за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды в сумме … рублей …. копеек, в связи с чем суд полагает, что именно на эту сумму и надлежит произвести перерасчет.

Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решения суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрение дела.

В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, ответчик от уплаты судебных расходов в соответствии с налоговым законодательством не освобожден, в связи с чем с него в доход бюджета ….. района подлежит взысканию в силу ч.2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина в размере, установленном п. п. 1 и 3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ.

Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Советско – Гаванского городского прокурора удовлетворить частично.

Признать действия Открытого акционерного общества « …….» по начислению и выставлению Дрей М.П. платы за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды незаконными.

Обязать Открытое акционерное общество « ….» произвести перерасчет Дрей М.П. платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды за период с … года по …….. года в сумме …. рублей ….. копеек, в остальной части иска отказать.

Взыскать с Открытого акционерного общества « …..» государственную пошлину в бюджет ……. района в сумме …….. рублей.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Советско – Гаванский городской суд в течение 10 суток со дня составления мотивированного решения.

Судья - подпись.

Копия верна: судья Н.И. Прозапас.

Решение не вступило в законную силу.