Дело № 2-305/2011
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Советская Гавань 30 марта 2011 года.
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Бугаёва К.П. с участием истицы Бородкиной И.В., представителя ответчика – администрации городского поселения «С» Пчельникова П.В., действующего по доверенности
При секретаре Мурадян О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бородкиной И.В. к администрации городского поселения «С» о сохранении принадлежащей ей квартиры № в доме № по ул. № в г. С. в переустроенном состоянии – с автономной электрической системой отопления
У С Т А Н О В И Л :
Бородкина И.В. обратилась в суд с иском к администрации городского поселения «С» (Далее – администрация г. С.) указав в обоснование заявленных исковых требований, что она является собственником кв. № в доме № по ул. № в г. С.. 12.01.2011 года межведомственная комиссия при администрации г. С. отказала ей в сохранении принадлежащей ей квартиры в переустроенном состоянии – с установленным альтернативным отоплением электрическими конвекторами. Данный отказ считает незаконным, поскольку работы по переустройству квартиры были выполнены еще в 2006 году ООО «Х» на основании и в соответствии с техническими условиями № 489 от 11.10.2005 года, в процессе работ был составлен акт от 09.02.2006 года, по окончанию работ было получено заключение от 06.04.2006 года, согласно которому установленное в квартире альтернативное отопление соответствует технической документации и отвечает требованиям СНиП, «Правилам устройства электроустановок» и «Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей». С этого времени ей не начисляется плата за отопление квартиры, требований о приведении системы отопления в первоначальное состояние ей не выдвигалось. В декабре 2010 года она узнала, что в технический паспорт квартиры не были внесены сведения о произведенном переустройстве и для узаконивания произведенного переустройства она 16.12.2010 года обратилась в администрацию г. С. с заявлением, объяснив, что работы уже выполнены. В связи с тем, что формы заявления об узаконивании переустройства нет, ей было предложено оформить заявление по утвержденной форме как для получения разрешения на переустройство. При таких обстоятельствах не может быть предъявлен проект планируемых ремонтно-строительных работ, поскольку они уже были выполнены. По этим основаниям считает отказ неправомерным. В связи с тем, что произведенное переустройство квартиры соответствует требованиям безопасности, строительным и иным установленным законодательством требованиям, не нарушает права и законные интересы других лиц, в соответствии с п.4 ст. 29 ЖК РФ просила суд сохранить принадлежащую ей квартиру № в доме № по ул. № в г. С. в переустроенном состоянии.
В возражениях на иск Глава администрации г. С. указал, что из искового заявления Бородкиной И.В. непонятно, оспариваются ли ей действия администрации г. С. об отказе в проведении работ по переустройству жилого помещения или она просит сохранить жилое помещение в переустроенном виде. В соответствии с п. 15 ст. 14 ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения. Переустройство жилого помещения должно производиться с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления. Истица самовольно произвела переустройство не получив разрешения в органе местного самоуправления. Представленные истицей технические условия также содержат ссылку на необходимость получения разрешения на переустройство. Истица не представила в администрацию города проект переустройства, в котором должны быть отражены: обоснование возможности перевода квартиры на автономное отопление, тип автономного отопления, последствия снятия радиаторов отопления, приведены технические расчеты и мероприятия для регулировки системы централизованного отопления в доме после снятия радиаторов отопления, являющихся часть централизованной системы отопления. Представленная истицей чертеж-схема таким документом не является. Истица не может отказать от централизованного отопления поскольку это невозможно технически, так как многоквартирный дом, в котором расположена принадлежащая истице квартира построен и спроектирован с учетом наличия в нем централизованного отопления, изменение которой путем исключения из схемы отопления одной квартиры требует внесения изменений в технический паспорт многоквартирного дома. В соответствии со ст. 36 ЖК РФ, «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 указано, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Снятие обогревающих элементов не означает отсоединение от системы отопления, так как через квартиру проходит часть системы отопления – стояки отопления. В соответствии с п. 5.2.5 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 увеличивать поверхность или количество отопительных приборов без специального разрешения организации по обслуживанию жилищного фонда не допускается, указанные Правила и нормы не предусматривают перевод квартиры в многоквартирном доме с централизованного на автономное отопление путем демонтажа радиаторов и установки автономного электрического отопления. В соответствии с 1.7.2 Правил переоборудование квартир (комнат), ведущее к нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования не допускаются. Расчет тепловых нагрузок дома и, в том числе, на квартиры, производится в совокупности отопления всех помещений, уменьшение площади греющих поверхностей ведет к изменению тепловой нагрузки здания в целом, разрегулированию системы отопления, нарушению теплового баланса. Тарифы на тепловую энергию рассчитываются с учетом отопления всех жилых помещений, самовольное переустройство (демонтаж радиаторов) и последующее снятие платы за отопление приведет к образованию убытков у управляющей организации, являющейся заказчиком услуг. Действия истицы по снятию радиаторов отопления и установке электрических обогревателей не являются установкой автономной системы отопления. На основании изложенного просил суд отказать в удовлетворении иска.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора была привлечена управляющая многоквартирным домом, в котором расположена принадлежащая истице квартира, организация – ООО «Г», от которой до судебного заседания письменного мнения или возражений на иск в суд не поступало, представитель третьего лица, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте его проведения в суд не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил и не представил доказательств уважительности причин неявки, об отложении дела слушанием или о рассмотрении дела в его отсутствие суд не просил.
Учитывая изложенное, а также мнение участвующих в деле лиц, руководствуясь ч.ч. 1 и 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Истица Бородкина И.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала уточнив их и просила суд сохранить принадлежащее ей жилое помещение в переустроенном состоянии – с автономной электрической системой отопления, дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении дополнительно пояснив, что для получения разрешения на установку в квартире электрического автономного отопления она в 2005 году обращалась с заявлением в УЖКХ, копии заявления у неё нет, при обращении в эту организацию её заявление отыскать не смогли. Ей разрешили производство работ, выдали технические условия, которые были выполнены ею, с УЖКХ приходили специалисты и отсоединили в квартире радиаторы отопления, оставив стояки отопления. В квартиру был проведен отдельный кабель, сделаны отдельные розетки, квартира с тех пор обогревается электрическими конвекторами, плату за централизованное отопление ей не начисляют. Для оформления технического паспорта на квартиру она обратилась в БТИ, где ей сказали обратиться в администрацию г. С. для получения разрешения на переустройство. В администрации города в сохранении квартиры в переустроенном состоянии ей было отказано со ссылкой на отсутствие проекта переустройства, хотя такого не требуется, так как мощность установленных электрических приборов не превышает 10 кВа. Иных документов, подтверждающих произведенное переустройство и его безопасность, кроме представленных суду, у неё не имеется. На основании изложенного просила суд удовлетворить иск.
Представитель ответчика Пчельников П.В. в судебном заседании иск не признал и просил суд отказать в его удовлетворении, дал пояснения, аналогичные изложенным в письменном отзыве на иск, дополнительно пояснив, что администрация г. С. была образована и начала осуществлять свои полномочия с 01.01.2006 года. Никаких документов по переустройству квартиры истицы в администрацию города из администрации района не передавалось.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Бородкина И.В. является собственником квартиры №, расположенной в многоквартирном доме № по ул. № в г. С. на основании свидетельства о праве собственности серии № от 01.11.2005 года.
11.10.2005 года Бородкиной И.В. были выданы технические условия № 489 на реконструкцию внутриквартирных электрических сетей в её квартире для автономного отопления квартиры, в которых перечислены работы, которые необходимо произвести для этого. Эти технические условия были выданы специалистом УЖКХ (что следует из оригинала технических условий, осмотренного в судебном заседании).
Указанные технические условия были согласованы Бородкиной И.В. с держателем электрических сетей, с управляющей домом организацией – МУП «П», энергосбытовой организацией.
Одним из требований технических условий являлось необходимость получения разрешения комиссии по переоборудованию установленной формы.
Из плана квартиры (выкипировка из поэтажного плана дома) и чертежа следует, что в квартире проведена дополнительная проводка для подключения электрических приборов в квартире в 4-х комнатах общей мощностью 4,5 кВт.
Из акта на скрытые работы от 09.02.2006 года, подписанного представителями исполнителя работ – ООО «Х», обслуживающей дом организацией – МУП «П» и балансодержателя многоквартирного дома – УЖКХ следует, что в квартиру выполнен отдельный ввод от ВРУ дома, выполненные работы соответствуют требованиям СНиП 3.05.06-85, ПУЭ Р7.1, ППБ-2003.
Из заключения государственного инспектора по энергетическому надзору Ростехнадзора от 06.04.2006 года следует, что им было произведено обследование квартиры Бородкиной И.В. и установлено, что электрооборудование объекта (Автономное отопление квартиры № в доме № по ул. № в г. С. смонтировано в соответствии с «Правилами устройства электроустановок», паспортной документацией и эксплуатируется в соответствии с «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей».
Как установлено в судебном заседании, в квартире Бородкиной И.В. были демонтированы радиаторы централизованного отопления с оставлением стояков отопления, проведена дополнительная проводка для подключения электрических конвекторов, используемых для отопления квартиры, что истица подтвердила в судебном заседании.
Документов, подтверждающих разрешение на демонтаж радиаторов отопления и собственно производство их демонтажа, а также безопасность произведенных работ истицей не представлено, Бородкина И.В. пояснила, что таких документов у неё нет.
Согласно техническому паспорту жилого помещения в квартире истицы предусмотрено централизованное отопление.
16.12.2010 года Бородкина И.В. обратилась с заявлением в администрацию г. С. для получения разрешения на переустройство принадлежащего ей жилого помещения (установку автономного отопления с помощью электрических конвекторов), представив вышеуказанные документы (технические условия, чертежи, акты).
Фактически Бородкина И.В. обратилась в орган местного самоуправления для узаконивания произведенных ею ранее работ.
Решением межведомственной комиссии по переводу жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение и приемке переустройства и (или) перепланировки жилого помещения № 1 от 12.01.2011 года Бородкиной И.В. в согласовании работ по перепланировке было отказано на основании п.4 ч.1 ст. 24 ЖК РФ в связи с несоответствием проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Бородкина И.В. обратилась в суд с иском к органу местного самоуправления о сохранении принадлежащей ей квартиры в переустроенном состоянии, в судебном заседании Бородкина И.В. уточнила свои требования и просила сохранить квартиру с автономной электрической системой отопления.
С 01.03.2005 года введен в действие Жилищный кодекс РФ.
Согласно ч.1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии со ст. 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения представляет: 1) заявление о переустройстве по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого жилого помещения. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Форма заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и форма документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения утверждены постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2005года №266.
Согласно ст. 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства жилого помещения допускается в случае: 1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства. Решение об отказе в согласовании переустройства жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решение об отказе в согласовании переустройства жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
В соответствии со ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Предусмотренный жилищным законодательством порядок получения разрешения на переустройство принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения Бородкиной И.В. соблюден не был, доказательств обратного истицей суду не представлено, поскольку разрешения на производство переустройства от органа местного самоуправления в надлежащей форме истицей не получено, акт приемочной комиссии не составлен. Представленные истицей технические условия, чертеж-схема и другие документы не являются разрешением на проведение переустройства и не заменяют акт органа местного самоуправления о принятии работ после переустройства жилого помещения.
Согласно ч.ч. 1-3 ст. 29 ЖК РФ самовольными является переустройство жилого помещения, проведенное при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Бородкиной И.В. произведено самовольное переустройство жилого помещения и для узаконивания произведенных работ Бородкина И.В. обратилась в орган местного самоуправления, которым ей в этом было отказано со ссылкой на отсутствие среди представленных документов проекта переустройства.
В силу ч.4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Таким образом, истица должна представить суду доказательства того, что произведенные ею работы: демонтаж радиаторов отопления в своей квартире, проводка в квартиру отдельного ввода от общего ВРУ дома и обогрев квартиры электрическими обогревателями не нарушают права и законные интересы граждан либо не создают угрозы их жизни или здоровью.
Таких доказательств представленные Бородкиной И.В. документы не содержат, поскольку из этих документов следует лишь то, что отдельный ввод для электроснабжения квартиры в квартиру истицы от общего распределительного устройства в доме и проводка, проложенная дополнительно в квартире для подключения электрических конвекторов, выполнены надлежащим образом из материалов, соответствующих требованиям ГОСТ.
Доказательств безопасности произведенных работ по демонтажу радиаторов отопления в своей квартире истица суду не представила, не имеется и документов, подтверждающих, что отсоединение обогревающих элементов в её квартире не повлияло на нормальную работу системы централизованного отопления всего дома.
В данном случае говорить о том, что в квартире Бородкиной И.В. установлена автономная электрическая система отопления, по мнению суда, нельзя, так как через квартиру проходят стояки централизованной системы отопления, а истица лишь заменила радиаторы отопления на электрические обогреватели, для которых в квартиру провела новую электрическую проводку с учетом мощности этих обогревателей.
Согласно п.п. 1.7.1, 1.7.2 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения. Переоборудование квартир (комнат), ведущее к нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования не допускаются.
Доказательств того, что произведенные работы по демонтажу нагревательных элементов в квартире не повлекли за собой нарушении в работе системы централизованного отопления всего дома, истицей не представлено.
Согласно ст. 1 ФЗ «О теплоснабжении», он устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В соответствии с п.15 ст.14 Закона (данный пункт вступил в силу с 01.01.2011 года), запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В многоквартирном доме, где расположена принадлежащая истице квартира, предусмотрено централизованное отопление всех жилых помещений в доме, дом подключен с системе централизованного отопления, в связи с чем переход одной квартиры в этом доме на альтернативное топление прямо запрещен законом.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Бородкиной И.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Советско-Гаванский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в мотивированной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 01.04.2011 года.
Судья К.П. Бугаёв
Решение не вступило в законную силу.