Решение об организации вывоза снега с территории поселения



Дело № 2-413/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Советская Гавань 28 апреля 2011 года.

Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Бугаёва К.П. с участием помощника Советско-Гаванского городского прокурора Шарапова А.А., представителя ответчика – Главы муниципального образования «Г» Русаковой Т.С., действующей на основании прав по занимаемой должности и Устава поселения

При секретаре Мурадян О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Советско-Гаванского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Г» организовать вывоз снега с территории поселения путем определения мест размещения снегоотвалов и согласовать расположения снегоотвалов с территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах

У С Т А Н О В И Л :

Советско-Гаванский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования «Г» указав в обоснование заявленных исковых требований, что Советско-Гаванской городской прокуратурой по заданию прокуратуры Хабаровского края соответствии с поручениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации и заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Гулягина Ю.А. была проведена проверка соблюдения законодательства при уборе снега и льда с дорог, тротуаров и крыш зданий, которой выявлены следующие нарушения закона. Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство территории поселения относится к вопросам местного значения поселения. Соответственно, в рамках предоставленных полномочий по решению указанных вопросов местного значения органами местного самоуправления должны быть приняты нормативные правовые акты, регламентирующие организацию работы в данной сфере. В сферу организации благоустройства, помимо прочего, входит и размещение снегоотвалов в зимнее время. В силу части. 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Согласно пунктам 4.11, 4.12 СаНПин 42-128-4690-88 в зимний период участки размещения и устройства снежных «сухих» свалок необходимо согласовывать с районными санэпидстанциями с учетом конкретных местных условий, исключая при этом возможность отрицательного воздействия на окружающую среду. Запрещается перемещение, переброска и складирование скола льда, загрязненного снега и т.д. на площади зеленых насаждений. Пунктом 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Согласно п. 3.1.8 ГОСТа 50597-93 не допускается формирование снежных валов: на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости; ближе 5 м от пешеходного перехода; ближе 20 м. от остановочного пункта общественного транспорта; на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром; на тротуарах. Таким образом, из изложенных выше требований федерального законодательства вытекает необходимость уборки снега с территории поселений (в частности, с обочин дорог и тротуаров), что влечет за собой обязанность органов местного самоуправления поселения организовать вывоз снега с территории поселения, определить места размещения снегоотвалов, согласовав их с органами Роспотребнадзора. Проверкой установлено, что органами местного самоуправления Г. сельского поселения вывоз снега с территории поселения не организован, места размещения снегоотвалов не определены, устройство снежных «сухих» свалок с территориальным отделом управления Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах не согласовано. Какое-либо нормативно-правовое регулирование данного вопроса (определение мест размещения снегоотвалов) на муниципальном уровне отсутствует. Обращение прокурора с настоящим исковым заявлением в суд обусловлено нарушением прав неопределённого круга лиц, поскольку бездействие администрации Г. сельского поселения нарушает права неопределенного круга лиц на охрану здоровья человека, поддержание благоприятного состояния окружающей среды и обеспечение безопасности дорожного движения. На основании изложенного прокурор просил суд обязать администрацию муниципального образования «Г» организовать вывоз снега с территории поселения путем определения мест размещения снегоотвалов и согласовать расположения снегоотвалов с территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица на стороне прокурора, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора было привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах, руководитель которого Попова А.В. в письменном отзыве на иск прокурора указала, что Федеральный закон от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отношения, возникающие в области охраны окружающей природной среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации по охране окружающей природной среды и настоящим Федеральным законом (ст. 4 Федерального закона № 259-ФЗ). В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Порядок и условия содержания территорий городских и сельских поселений устанавливаются органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии указанных порядка и условий санитарным правилам. В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, относится к вопросам местного значения поселения. В сферу организации благоустройства, помимо всего прочего, входит и размещение снегоотвалов в зимнее время. Согласно пунктам 4.11, 4.12 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» в зимний период участки размещения и устройства снежных «сухих» свалок необходимо согласовывать с районными санэпидстанциями, с учетом конкретных местных условий, исключая при этом возможность отрицательного воздействия на окружающую среду. Запрещается перемещение, переброска и складирование скола льда, загрязненного снега и т.д. на площади зеленых насаждений. Администрацией Гаткинского сельского поселения до настоящего момента не определены места размещения снегоотвалов, устройство снежных «сухих» свалок не согласовано с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах. С учетом вышеизложенного, Роспотребнадзор полностью поддерживает исковые требования Советско-Гаванского городского прокурора в части возложения на администрацию Гаткинского сельского поселения обязанностей по организации вывоза снега с территории поселения путем определения мест размещения снегоотвалов и согласования их расположения с Роспотребнадзором.

В судебное заседание будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте его проведения представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил и не представил доказательств уважительности причин неявки, об отложении дела слушанием или о рассмотрении дела в его отсутствие письменно суд не просил.

Учитывая изложенное, а также мнение участвующих в деле лиц, руководствуясь ч.ч. 1 и 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

В судебном заседании прокурор Шарапов А.А. заявленные исковые требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении и просил суд удовлетворить иск.

Представитель ответчика - Глава Г. сельского Русакова Т.С. в целом с иском была согласна и пояснила, что в связи с отсутствием денежных средств в бюджете поселения, вывоз снега с территории поселения в зимнее время не производится. Администрацией поселения определено место для размещения снегоотвалов на территории поселения, это место согласовано с отделом природопользования администрации № муниципального района, после чего все документы направлены для согласования в Управление Роспотребнадзора, до настоящего времени заключение Роспотребнадзора не сделано, по предварительной информации будет готово 29.04.2011 года и будет отрицательным, поскольку определенное место размещения снегоотвалов расположено в водоохраной зоне, которая находится практически вокруг всего населенного пункта. После получения официального отказа от Роспотребнадзора администрацией поселения будет определяться иное место для размещения снегоотвалов.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему.

Советско-Гаванский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Г. сельского поселения об обязании организовать вывоз снега с территории поселения путем определения мест размещения снегоотвалов и согласовать расположения снегоотвалов с территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в Ванинском и <адрес>х обосновывая свои исковые требования тем, что на территории поселения такие места не определены и не согласованы с Роспотребнадзором.

Представитель ответчика в судебном заседании факт отсутствия места для размещения снегоотвалов, согласованного с территориальным Управлением Роспотребнадзора не отрицала.

Согласно Преамбуле к ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 4 Закона, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом.

Согласно ч.2 ст. 21 Закона, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с ч.1 ст. 39 Закона, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п.19 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

В сферу организации благоустройства входит, в том числе, размещение снегоотвалов в зимнее время.

В соответствии с п.п. 4.11, 4.12 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года № 4690-88, в зимний период обработка тротуаров и дорожных покрытий поваренной солью (NaCl) запрещается. Все средства борьбы с гололедом и участки размещения и устройства снежных "сухих" свалок, необходимо согласовывать с районными санэпидстанциями, с учетом конкретных местных условий, исключая при этом возможность отрицательного воздействия на окружающую среду. Запрещается перемещение, переброска и складирование скола льда, загрязненного снега и т.д. на площади зеленых насаждений.

В администрации Г. сельского поселения места для размещения снегоотвалов не определены, устройство снежных «сухих» свалок с территориальным Управлением Роспотребнадзора не согласовано.

То обстоятельство, что снег с территории поселения из-за отсутствия денежных средств в бюджете поселения не вывозится, не освобождает администрацию поселения определить место для размещения снегоотвалов и согласовать его с Роспотребнадзором.

Исходя из положений ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ «О безопасности дорожного движения» администрация поселения обязана принимать меры к вывозу снега с территории поселения при его значительном скоплении, соответственно, заранее должны быть определены места складирования снега.

При таких обстоятельствах суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию муниципального образования «Г» определить места размещения снегоотвалов и согласовать расположения снегоотвалов с территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Советско-Гаванский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в мотивированной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 03 мая 2011 года.

Судья К.П. Бугаёв

Решение не вступило в законную силу.