Решения об обязании устранить нарушения требований санитарных правил



Дело № 2-628/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Советская Гавань 24 мая 2011 года.

Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Бугаёва К.П. с участием помощника Советско-Гаванского городского прокурора Шарапова А.А., представителя ответчика – ООО «№» Татарникова А.А., действующего по доверенности

При секретаре Шороховой О.У.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Советско-Гаванского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «№» об обязании устранить нарушения требований санитарных правил, а именно: провести оценку условий труда в рентгеновских кабинетах с учетом воздействия опасных и вредных производственных факторов – свинцовой пыли на поверхности оборудования и стенах и повышенного уровня шума, создаваемого техническим оснащением, организовать проведение санитарно-гигиенической паспортизации организации в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.2353-08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности»

У С Т А Н О В И Л :

Советско-Гаванский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «№» об обязании устранить нарушения требований санитарных правил указав в обоснование заявленных исковых требований, что в соответствии со статьёй 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. В силу части 1 статьи 39 Федерального закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор. Нормативным документом, устанавливающим основные требования и нормы по обеспечению радиационной безопасности персонала, пациентов и населения при проведении медицинских рентгенологических процедур с диагностической, профилактической, терапевтической или исследовательской целями, являются Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.6.1.1192-03 «Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований», введенные в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.02.2003 года № 8. Согласно пункту 2.17 СанПиН 2.6.1.1192-03 при оценке условий труда в рентгеновских кабинетах должно учитываться воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов: - повышенный уровень ионизирующего излучения; - опасный уровень напряжений в электрических сильноточных цепях, замыкание которых может пройти через тело человека; - повышенная температура элементов технического оснащения; - повышенные физические усилия при эксплуатации рентгеновского оборудования; - возможность воздушной и контактной передачи инфекции; - наличие следов свинцовой пыли на поверхности оборудования и стенах; - повышенный уровень шума, создаваемого техническим оснащением; - пожарная опасность. В соответствии с пунктом 8.1 СанПиН 2.6.1.1192-03 ответственной за организацию производственного контроля за соблюдением и выполнением норм радиационной безопасности и требований настоящих Правил является администрация лечебно-профилактического учреждения. Согласно пункту 8.4 СанПиН 2.6.1.1192-03 производственный контроль включает осуществление (организацию) контроля за нерадиационными факторами. В силу пункта 10.1 СанПиН 2.6.1.1192-03 для обеспечения безопасных условий проведения рентгенологических исследований должны быть приняты меры защиты от воздействия электричества, свинца и других нерадиационных факторов, а также проведены противопожарные и противоэпидемические мероприятия. Положения Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» СанПиН 1.2.2353-08, введённых в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.04.2008 года № 27, устанавливают гигиенические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику онкологической заболеваемости. Согласно пункту 1.6. СанПиН 1.2.2353-08 юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими деятельности обязаны проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия по обеспечению требований настоящих санитарных правил в целях профилактики онкологической заболеваемости. Согласно разделу 2.2. СанПиН 1.2.2353-08 «Канцерогенные факторы» ионизирующее излучение относится к физическим канцерогенным факторам. В соответствии с пунктом 3.6. СанПиН 1.2.2353-08 в рамках мероприятий социально-гигиенического мониторинга с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в канцерогеноопасных организациях проводится санитарно-гигиеническая паспортизация, по результатам которой формируется база данных о канцерогеноопасных организациях. В ходе проверки Советско-Гаванской городской прокуратурой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований при оценке условий труда в рентгеновском кабинете стоматологической поликлиники ООО «№» по адресу г. № ул. № не учитывается воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов, не проводится их контроль, отсутствуют протоколы исследований на наличие следов свинцовой пыли на поверхности оборудования и стенах; на повышенный уровень шума, создаваемого техническим оснащением. В рентгенологическом кабинете используются физические канцерогенные факторы - ионизирующее излучение, организация является канцерогеноопасной, однако санитарно-гигиеническая паспортизация не проведена. Права на жизнь и охрану здоровья человека закреплены статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации и являются высшей ценностью, охраняемой государством. Согласно статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Выявленные в ходе проверки нарушения требований санитарных правил нарушают конституционные права неопределенного круга лиц, посещающих ООО «№»», на охрану здоровья и жизни, что обуславливает возможность прокурора обратиться в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ с требованием о защите прав и законных интересов данных лиц. На основании изложенного, руководствуясь статьёй 45 ГПК РФ и статьёй 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» просил суд обязать ООО «№» устранить нарушения требований санитарных правил, а именно: провести оценку условий труда в рентгеновских кабинетах с учетом воздействия опасных и вредных производственных факторов – ионизирующего излучения, организовать проведение санитарно-гигиенической паспортизации организации в соответствии с СанПиН 1.2.2353-08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности».

До судебного заседания письменного мнения или возражений на иск от ответчика в суд не поступало.

В судебном заседании прокурор Шарапов А.А. заявленные исковые требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении и просил суд удовлетворить иск.

Представитель ответчика Татарников А.А. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что проверка деятельности ООО «№» была проведена с нарушением требований закона без достаточных на то оснований, с привлечением специалиста, не обладающего достаточными познаниями в области ионизирующего излучения, ссылка прокурора на СанПиНы, указанные в иске, является необоснованной, поскольку в данном случае необходимо руководствоваться иными нормативными актами, согласно требованиям которых ООО «№» не подлежит учету как канцерогенно-опасное предприятие, паспортизация согласно требованиям указанных им нормативных актов должна проводиться только по предписанию главного санитарного врача после проведенных контрольных мероприятий и измерений, чего в данном случае сделано не было. Всю необходимую для работы документацию ООО «№» имеет. Просил суд отказать в иске.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля представитель Роспотребнадзора Харченко Г.В. показала, что на основании запроса Советско-Гаванского городского прокурора о предоставлении специалиста для проведения проверки деятельности, в том числе ООО «№» на предмет соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды. В ходе проверки было установлено, что ООО «№» не соблюдены требования СанПиН 1.2.2353-08 в части проведения санитарно-гигиенической паспортизации, о чем было указано в акте проверки. Её квалификация как специалиста в области ионизирующего излучения, подтверждается представленными суду документами. Использование ООО «№» в своей деятельности рентгенологического оборудования может повлечь за собой негативное воздействие на население и окружающую среду. Для причисления организации к канцерогеноопасной, достаточно самого факта наличия в ней источника ионизирующего излучения, никаких измерений для этого производить не нужно.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения прокурора и представителя ответчика, показания свидетеля, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 12.11.2010 года Советско-Гаванской городской прокуратурой с участием специалиста территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах была проведена проверка ООО «№» с целью проверки соблюдения законодательства о радиационной безопасности и защите окружающей среды и населения от воздействия ионизирующих излучений. Проверка была проведена в соответствии с заданием прокуратуры Хабаровского края.

Согласно заданию прокуратуры Хабаровского края, Советско-Гаванским городским прокурором должна была быть проведена проверка исполнения законодательства о радиационной безопасности и защите окружающей среды и населения от воздействия ионизирующего излучения, при этом в самом задании были указаны нормативные акты, которыми необходимо было руководствоваться при проведении проверки, в том числе: ФЗ «О радиационной безопасности населения», СанПиН 2.6.1.1192-03, СанПиН 2.6.1.2523-09, ОСПОРБ-99 СП 2.6.1799-99. В разделе 2 задания указано, что именно подлежит проверке.

Из акта проверки следует, что при оценке условий труда в рентгеновском кабинете ООО «№» не учитывается воздействие опасных и вредных производственных факторов: наличие следов свинцовой пыли на поверхности оборудования и стенах, повышенный уровень шума, создаваемый техническим оснащением, не производится их контроль, отсутствуют протоколы их исследования. В ООО «№» используются физические канцерогенные факторы (ионизирующее излучение), вследствие чего организация является канцерогеноопасной, несмотря на это санитарно-гигиеническая паспортизация организации не проведена.

Из указанного акта проверки следует, что она была проведена не по проверке исполнения законодательства о радиационной безопасности и защите окружающей среды и населения от воздействия ионизирующего излучения, а на предмет канцерогенной опасности предприятия, при проведении проверки факторы, подлежащие проверке, не проверялись, из задания краевой прокуратуры следует, что необходимо было установить, в том числе, имеется ли в организации радиационно-гигиенический паспорт, а не санитарно-гигиенический.

В судебном заседании представителем ответчика были представлены документы, подтверждающие проведение ООО «№» мероприятий по учету воздействия опасных и вредных производственных факторов: наличие следов свинцовой пыли на поверхности оборудования и стенах, повышенный уровень шума, создаваемый техническим оснащением: протокол № 1-4 от 25.01.2011 года и № 4 от 11.02.2011 года, из которых следует, что ООО «№» проведены исследования указанных опасных и вредных производственных факторов и превышения предельно допустимых значений не зафиксировано.

В связи с указанным, исковые требования прокурора в части обязания ООО «№» провести оценку условий труда в рентгеновском кабинете с учетом воздействия опасных и вредных производственных факторов – свинцовой пыли на поверхности оборудования и стенах и повышенного уровня шума, создаваемого техническим оснащением удовлетворению не подлежат.

Из материалов дела следует, что ООО «№» имеет лицензию № ЛО-27-01-000344 от 04.02.2010 года на право осуществления медицинской деятельности, в том числе на право осуществления доврачебной медицинской помощи по рентгенологии.

В своей деятельности ООО «№» использует оборудование для проведения рентгенологических исследований и рентгеновский кабинет, соответствие которых требованиям санитарных норм и правил подтверждено сертификатом соответствия № РОСС RU.ИМ02.В13924, регистрационным удостоверением № ФС 022а2001/2144-05 от 15.08.2005 года, санитарно-эпидемиологическим заключением № 77.99.02.945 Д.001126.03.05 от 11.03.2005 года, санитарно-эпидемиологическим заключением № 27.99.25.000.Т.000620.09.09. от 15.09.2009 года.

Соответствие оказываемых ООО «№» услуг требованиям санитарных норм и правил подтверждено санитарно-эпидемиологическим заключением № 27.99.21.000.М.001110.11.09 от 06.11.2009 года.

Согласно ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.

В соответствии с ч.1 ст. 39 Закона, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 1.3-1.6 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 1.2.2353-08 "Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21 апреля 2008г. N27), они являются нормативным правовым документом, действующим на всей территории Российской Федерации и определяющим канцерогенную опасность для человека химических (исключая радиоактивные изотопы), физических и биологических факторов среды обитания, а также производственных процессов (далее - канцерогенные факторы), установленную по результатам эпидемиологических и экспериментальных исследований. Основной целью санитарных правил является определение перечня канцерогенных факторов для организации и проведения мероприятий по профилактике онкологической заболеваемости, а также для установления связи онкологического заболевания с производственной деятельностью или непроизводственным воздействием. Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику онкологической заболеваемости. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими деятельности обязаны проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия по обеспечению требований настоящих санитарных правил в целях профилактики онкологической заболеваемости.

Согласно разделу 2.2. Правил, ионизирующее излучение относится к физическим канцерогенным факторам.

В соответствии с п. 3,1, 3.6 и 3.7 Правил, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, деятельность организаций которых может привести к возникновению канцерогенной опасности, необходимо проводить мероприятия, направленные на устранение или уменьшение этой опасности.Действующие и проектируемые объекты, а также производственные процессы, использующие канцерогенные факторы, должны соответствовать требованиям настоящего документа, а также требованиям соответствующих санитарных правил. В рамках мероприятий социально-гигиенического мониторинга с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в канцерогеноопасных организациях проводится санитарно-гигиеническая паспортизация, по результатам которой формируется база данных о канцерогеноопасных организациях. Материалы санитарно-гигиенической паспортизации учитываются при санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности, работ и услуг, осуществляемых в таких организациях.

Из положений указанных Санитарных правил следует, что канцерогенная опасность организации, в данном случае ООО «№», в связи с использованием в ней рентгенологического оборудования, излучающего ионизирующее излучение, должна быть установлена по результатам эпидемиологических и экспериментальных исследований, которые при проведении проверки не производились. Только после установления канцерогенной опасности организации, администрацией организации должен быть составлен санитарно-гигиенический паспорт по предписанию Главного санитарного врача.

Свой вывод специалист Роспотребнадзора о канцерогенной опасности ООО «№» сделал исключительно о наличии в организации рентгеновского оборудования и использования его в работе ООО «№», то есть этот вывод является предположением.

Между тем, безопасность используемого в деятельности ООО «№» рентгенологического оборудования и его соответствие санитарным нормам и правилам подтверждена санитарно-эпидемиологическими заключениями, представленными суду ответчиком, о чем указано выше.

Обязанности организации, использующей источники ионизирующего излучения предусмотрены ст. 14 ФЗ «О радиационной безопасности населения».

В соответствии с Санитарными правилами и нормативами СП 2.6.1.2612-10
Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности
(ОСПОРБ-99/2010), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 апреля 2010г. N40, они устанавливают требования по защите людей от вредного радиационного воздействия при всех условиях облучения от источников ионизирующего излучения (далее - ИИИ), на которые распространяется действие СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)" Правила являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми юридическими и физическими лицами, независимо от их подчиненности и формы собственности, в результате деятельности которых возможно облучение людей, а также для администрации субъектов Российской Федерации, местных органов власти, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации. Правила распространяются на все юридические и физические лица, проектирующие, добывающие, производящие, хранящие, использующие, транспортирующие радиоактивные вещества и другие источники излучения, перерабатывающие и захоранивающие радиоактивные отходы, осуществляющие монтаж, ремонт и наладку приборов, установок и аппаратов, действие которых основано на использовании ионизирующего излучения, и устройств, генерирующих ионизирующее излучение, а также юридические и физические лица, от деятельности которых зависит уровень облучения людей природными источниками излучения, и организации, выполняющие работы на территории, загрязненной радиоактивными веществами. Правила являются обязательными при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, перепрофилировании и выводе из эксплуатации радиационных объектов. Настоящими Правилами должны руководствоваться в своей работе органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также иные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль в области обеспечения радиационной безопасности, специальные службы, осуществляющие контроль за безопасностью. Нормативные правовые акты в области обеспечения радиационной безопасности, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные правила не должны противоречить положениям настоящих Правил. Источники излучения подлежат обязательному учету и контролю. От радиационного контроля и учета освобождаются: электрофизические устройства, генерирующие ионизирующее излучение с максимальной энергией не более 5 кэВ; другие электрофизические устройства, генерирующие ионизирующее излучение, при любых возможных условиях эксплуатации которых мощность эквивалентной дозы в любой доступной точке на расстоянии 0,1 м от поверхности устройства не превышает 1,0 мкЗв/ч.; продукция, товары, содержащие радионуклиды, на которые имеется заключение органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор о том, что создаваемые ими дозы облучения не могут превышать значения, приведенные в пункте 1.4 НРБ-99/2009. Юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с источниками излучения, необходимо иметь специальное разрешение (лицензию) на право проведения этих работ, выданное органами, уполномоченными на ведение лицензирования. Разрешение на работу с источниками излучения не требуется в случаях, если: используются продукция, товары, перечисленные в пункте 1.7 Правил; на рабочем месте: удельная активность радионуклида меньше минимально значимой удельной активности (далее - МЗУА) или активность радионуклида в открытом источнике излучения меньше минимально значимой активности (далее - МЗА), приведенных в приложении 4 НРБ-99/2009, или сумма отношений активности отдельных радионуклидов к их табличным значениям меньше 1; а в организации: общая активность радионуклидов в открытых источниках излучения не превышает более чем в 10 раз МЗА или сумму отношений активности отдельных радионуклидов к их табличным значениям, приведенным в приложении 4 НРБ-99/2009; мощность эквивалентной дозы в любой точке, находящейся на расстоянии 0,1 м от поверхности закрытого радионуклидного источника излучения, не превышает 1,0 мкЗв/ч над фоном. При этом должна быть обеспечена надежная герметизация находящихся внутри источника радиоактивных веществ.

Согласно Санитарным правилам и нормативам СанПиН 2.6.1.2523-09
"Нормы радиационной безопасности НРБ-99/2009" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 7 июля 2009г. N47), нормы радиационной безопасности НРБ-99/2009 (далее - Нормы) применяются для обеспечения безопасности человека во всех условиях воздействия на него ионизирующего излучения искусственного или природного происхождения. Требования и нормативы, установленные Нормами, являются обязательными для всех юридических и физических лиц, независимо от их подчиненности и формы собственности, в результате деятельности которых возможно облучение людей, а также для администраций субъектов Российской Федерации, местных органов власти, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации. Настоящие Нормы устанавливают основные пределы доз, допустимые уровни воздействия ионизирующего излучения по ограничению облучения населения в соответствии с Федеральным законом от 9 января 1996г. N3-ФЗ "О радиационной безопасности населения". Нормы распространяются на следующие источники ионизирующего излучения: техногенные источники за счет нормальной эксплуатации техногенных источников излучения; техногенные источники в результате радиационной аварии; природные источники; медицинские источники. Требования Норм не распространяются на источники излучения, создающие при любых условиях обращения с ними: индивидуальную годовую эффективную дозу не более 10мкЗв; и коллективную эффективную годовую дозу не более 1чел.-Зв, либо когда при коллективной дозе более 1чел.-Зв оценка по принципу оптимизации показывает нецелесообразность снижения коллективной дозы; индивидуальную годовую эквивалентную дозу в коже не более 50мЗв и в хрусталике глаза не более 15мЗв.

Из представленных ответчиком документов следует, что ООО «№» освобождается от радиационного учета и контроля (л.д. 44-48).

В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010г. N58), они устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность (далее - ООМД). Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими правилами. Медицинская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности. Надзор за выполнением настоящих правил проводится органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Ответственность за соблюдение требований настоящих правил возлагается на индивидуальных предпринимателей, юридических и должностных лиц. Медицинская техника, мебель, оборудование, дезинфекционные средства, изделия медицинского назначения, строительные и отделочные материалы, а также используемые медицинские технологии должны быть разрешены к применению на территории Российской Федерации в установленном порядке. Администрация ООМД обязана организовать производственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов с проведением лабораторно-инструментальных исследований и измерений в соответствии с действующими нормативными документами.

Согласно разделу 7 для реализации требований санитарных правил администрация должна обеспечить проведение комплекса мероприятий по соблюдению требований радиационной безопасности и оформлению документов: лицензия на деятельность с источниками ионизирующих излучений; санитарно-эпидемиологическое заключение на деятельность с источниками ионизирующих излучений (ИИИ); санитарно-эпидемиологическое заключение на рентгеновский аппарат или его заверенная копия; заверенная копия свидетельства о государственной регистрации рентгеновского аппарата; санитарно-эпидемиологическое заключение на проект (рентгеновский кабинет) или проектные материалы (стоматологический кабинет с рентгеновским аппаратом); эксплуатационная документация на рентгеновский аппарат; технический паспорт на рентгеновский кабинет; протокол дозиметрических измерений на рабочих местах, в смежных помещениях и на прилегающей территории; протокол исследования эксплуатационных параметров рентгеновского аппарата; протокол испытания передвижных и индивидуальных средств защиты; акты проверки заземления; акты проверки эффективности работы вентиляции (при наличии приточно-вытяжных вентиляционных систем с механическим побуждением); заключение медицинской комиссии о прохождении персоналом группы "А" предварительных и периодических медицинских осмотров; приказ о допуске сотрудников к работе с ИИИ и отнесении их к персоналу группы "А"; приказ на лицо, ответственное за радиационную безопасность; документы, подтверждающие учет индивидуальных доз облучения пациентов; программа производственного контроля по обеспечению радиационной безопасности (допускается как раздел общего плана производственного контроля медицинской организации); наличие у сотрудников, работающих с рентгеновским аппаратом, документов, подтверждающих обучение правилам работы на аппарате; инструкция по охране труда и радиационной безопасности, предупреждению и ликвидации радиационных аварий; журнал регистрации инструктажа на рабочем месте; карточки учета индивидуальных доз облучения персонала по результатам индивидуального дозиметрического контроля персонала группы "А".

Все документы, предусмотренные СанПиН 2.1.3.2630-10, которые имеют отношение к рассматриваемому вопросу, у ответчика имеются и представлены им суду.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010г. N541н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", согласно которому эксперт-физик по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений осуществляет контроль за применением ионизирующих излучений и других электромагнитных полей, загрязненностью окружающей среды, используя современные методы радиометрических, дозиметрических и спектрометрических исследований. Изучает и применяет различные способы защиты от ионизирующих излучений и других электромагнитных полей, методы математической статистики. Обеспечивает прецизионность всех видов радиационного контроля на объектах надзора за состоянием окружающей среды. Проводит оценку эффективно эквивалентных доз облучения работающих на различных производственных и бытовых объектах от всех источников электромагнитного и радиационного воздействия. Оценивает обоснованность и целесообразность применения источников ионизирующих излучений и других электромагнитных полей на объектах, подлежащих предупредительному и текущему надзору, эффективность биологической защиты от вредного излучения и технических средств дистанционного контроля. Оценивает степень радиационной опасности на подведомственной территории. Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; физические основы радиометрии, дозиметрии и спектрометрии, защиты от ионизирующих и неионизирующих излучений; методы математической статистики; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности. Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности "Физика", "Физика атомного ядра и частиц" без предъявления требований к стажу работы.

Из представленных Харченко Г.В. документов, подтверждающих её квалификацию, следует, что она высшее профессиональное образование по указанным выше специальностям не имеет, поэтому её выводы о канцерогенной опасности предприятия судом приняты во внимание быть не могут.

При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в мотивированной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 30.05.2011 года.

Судья К.П. Бугаёв

Решение не вступило в законную силу.