Дело № 2-81/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 мая 2011 года г. Советская Гавань
Советско – Гаванский городской суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Прозапас Н.И.
при секретаре Сергушевой Ю.В.
с участием представителя ответчика – Межмуниципального Общества с ограниченной ответственностью ….. «…..» Кондратюк А.Г., действующего на основании доверенности № ….. года
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фатеевой К.В. к Министерству Финансов Российской Федерации в лице Федерального казначейства Российской Федерации, Негосударственному учреждению здравоохранения «……» Открытого Акционерного Общества «…..» ….., Межмуниципальному Обществу с ограниченной ответственностью ……… «……..» о возмещении расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с …….. года по ….. года в сумме …… рублей …….. копеек и судебных расходов в размере ….. рублей
У С Т А Н О В И Л:
Фатеева К.В. обратилась в Советско – Гаванский городской суд Хабаровского края с иском к Министерству Финансов Российской Федерации в лице Федерального казначейства Российской Федерации, Негосударственному учреждению здравоохранения «…..» Открытого Акционерного Общества « …..» ….., Межмуниципальному Обществу с ограниченной ответственностью ….. «….» о возмещении расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с …. года по …. года в сумме ……рублей …… копеек и судебных расходов в размере …. рублей. В обоснование заявленных требований указала на то, что основанием для предъявления данного иска явилось то обстоятельство, что после принятия Федерального Закона от 22 августа 2004 года № 122 – ФЗ с 01 января 2005 года она как квалифицированный специалист, работающая зубным врачом в Негосударственном учреждении здравоохранения «…» ОАО «…..» …, не имеет возможности получать льготу по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных пунктом 9 части 2 статьи 63 Закона от 22 июля 1993 года № 5487 – 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Местность, где расположено данное учреждение здравоохранения, относится к сельской местности. До ……. года врачи и работники со средним медицинским образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, имели согласно части 2 статьи 68 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122 – ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Так, согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции данного Федерального закона меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть четвёртая), организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - их органами государственной власти (часть пятая), муниципальных организаций здравоохранения – органами местного самоуправления (часть шестая). Соответственно, в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности (поселках городского типа) организации здравоохранения должен определяться в настоящее время уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих в ней и проживающих в той же местности медицинских работников. Таким образом, полномочием по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с …… года мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, федеральный законодатель наделил органы местного самоуправления, которые, как следует из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122 – ФЗ, при переходе к основанной на положениях данного Федерального закона системе социальной защиты граждан, предусматривающей замену основной части ранее предоставляющихся им льгот в натуральной форме денежными выплатами, обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня социальной защиты населения указанной категории медицинских работников в жилищно-коммунальной сфере. Во исполнение выше указанного Федерального закона Законодательной Думой Хабаровского края был принят Закон Хабаровского края «О мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников (специалистов) краевых государственных и муниципальных организаций здравоохранения, работающих в сельской местности и рабочих посёлках (посёлках городского типа), отдельных категорий граждан» от 14 февраля 2005 года № 262, который предусмотрел компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг только для медицинских специалистов краевых государственных и муниципальных организаций здравоохранения в виде повышения на 25% окладов и тарифных ставок по сравнению со ставками медицинских работников, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях. Однако работники негосударственных учреждений здравоохранения, являясь медицинскими специалистами в выше указанных Федеральных нормативных документах, а также Законе Хабаровского края от 14 февраля 2005 года № 262 не упоминаются. Её заработная плата существенно не отличается от заработной платы медицинских работников государственных и муниципальных организаций здравоохранения. В коллективной договоре негосударственного учреждения здравоохранения «…..» ОАО «…..». . работодателем предусмотрен пункт 4.4.26, в котором указано, что работодатель, исходя их финансовой возможности Учреждения, должен предусмотреть Работникам, работающим и проживающим в сельской местности, вне населенных и иных пунктах установленных законодательством, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг или денежной компенсации, а также дополнительные социальные гарантии, предусмотренные в аналогичных территориальных учреждениях здравоохранении. Вопреки данному коллективному договору Работодатель льгот по оплате ЖКУ не предусмотрел, денежной компенсации на оплату ЖКУ не выплачивал. Правительство РФ, а также Законодательная Дума Хабаровского края в издании выше указанных нормативных документов и законов не предусмотрели и не отнесли к категории граждан, имеющих право на компенсацию расходов по оплате жилья и коммунальных услуг медицинских работников негосударственных организаций здравоохранения. В результате попустительства и бездействия Правительства РФ она неправомерно лишена социальных гарантий и равноценной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, что ухудшает её материальное положение и тем самым противоречит статьям 2, 7, 18 и 55 Конституции Российской Федерации, а также преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122 – ФЗ. Более того, она вынуждена была оплатить квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг в полном объёме за период с ….. года по …… года, в связи с чем ей причинён материальный ущерб в сумме ……….. рублей …………. копеек, который в соответствии со ст.ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит возмещению за счёт Казны Российской Федерации; от имени Правительства РФ выступает Министерство Финансов РФ. Просит взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в её пользу в счет возмещения причиненного ей материального ущерба, возникшего в связи с оплатой некомпенсированных ей по закону жилищно-коммунальных услуг за период с … года по …… года ……….. рубля …. копейки, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере …. рублей, а всего ……. рублей ……….. копейки.
В судебное заседание истица Фатеева К.В. и представитель ответчика - Негосударственного учреждения здравоохранения «……» ОАО «…..» ……, извещенные своевременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились, просят дело рассмотреть в их отсутствии.
В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Представитель ответчика - Министерства Финансов Российской Федерации в лице Федерального казначейства Российской Федерации, извещенный своевременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается почтовый уведомлением / л.д. 93/, в судебное заседание не явился.
Согласно части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Допрошенный Центральным районный судом города Хабаровска на основании определения Советско – Гаванского городского суда Хабаровского края представитель Министерства Финансов Российской Федерации в лице Федерального казначейства Российской Федерации заявленные Фатеевой К.В. исковые требования не признал и пояснил, что согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487 – 1 до 01 января 2005 года было определено, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Законодательством предусмотрено возмещение затрат только на отопление и освещение. С … года часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487 – 1 утратила силу, в соответствии со статьёй 59 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122 – ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» после 01 января 2005 года указанная льгота не предоставляется. На указанное обстоятельство обращалось внимание Верховным Судом РФ как при рассмотрении конкретных дел (определение Верховного Суда РФ от 18 апреля 2007 года № 9 – Г07 – 3), так и при обобщении материалов судебной практики. В частности, пункт 22 «Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2005 года» в отношении части 2 статьи 63 Основ указано – из данной нормы следует, что право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением имели медицинские и фармацевтические работники государственной и муниципальной систем здравоохранения. Более того, отсутствие после …….. года чьей – либо обязанности компенсировать работникам здравоохранения, проживающим в сельской местности, затрат на коммунальные услуги также подтверждена правовой позицией Верховного Суда РФ. В частности, Верховным Судом РФ отмечено, что отмена натуральных льгот, касающихся жилищно-коммунальных услуг, в том числе отопления и освещения, работникам здравоохранения, проживающим на селе, которыми они пользовались до 01 января 2005 года не противоречит пункту 2 статьи 153 Федерального Закона РФ № 122 – ФЗ, так как названные льготы предоставлялись медицинским работникам только в натуральной, а не в денежной форме. При этом Верховный Суд РФ разъяснил, что Жилищный кодекс Российской Федерации вступил в силу с 01 марта 2005 года. Льгота была отменена уже 01 января 2005 года. В связи с этим, прежний порядок предоставления льгот не может применяться до внесения изменений в федеральное законодательство, так как он утратил силу. Часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487 – 1 определила, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное жильё, то есть передаваемое указанным гражданам безвозмездно с обустроенным освещением и отоплением. Названная норма не предусматривает, что предоставленные услуги по освещению и отоплению не должны оплачиваться гражданами, проживающими в предоставленном жилье. Истцом не доказаны его расходы на оплату коммунальных услуг, взыскиваемые по делу – не представлены оплаченные истцом квитанции о предоставленных ему услугах по отоплению и освещению квартиры, в связи с чем не представляется возможным проверить сумму иска. Просит в иске Фатеевой К.В. отказать / л.д. 69 – 74/.
Допрошенный Ванинским районный судом Хабаровского края на основании определения Советско – Гаванского городского суда Хабаровского края представитель Негосударственного учреждения здравоохранения «…..» ОАО «…» …. заявленные Фатеевой К.В. исковые требования не признал и пояснил, что они не выплачивают денежные средства, которые просит взыскать Фатеева К.В. В коллективном договоре указано – только при наличии денежных средств. Ранее до ………. года пока их поликлиника была государственной, то компенсацию выплачивали, в …… году произошла реорганизация. В ……… года был подписан действующий коллективный договор, исходя из сметы доходов и расходов на …… год никаких финансовых средств на компенсацию не выделялось. Согласны на рассмотрение дела в отсутствие представителя / л.д. 59/.
В предоставленном в Советско – Гаванский городской суд Хабаровского края отзыве главный врач Негосударственного учреждения здравоохранения «….» ОАО «…» ……… заявленные Фатеевой К.В. исковые требования не признала и пояснила, что все положенные Фатеевой К.В. выплаты были произведены в соответствии с требованиями текущего законодательства. Каких – либо письменных претензий по оплате коммунальных платежей от Фатеевой К.В. не поступало. В соответствии с пунктом 4.4.26 Коллективного договора Негосударственного учреждения здравоохранения «………» ОАО «….» ……… льготы по оплате жилья и коммунальных услуг или денежной компенсации работникам, работающим и проживающим в сельской местности, вне населенных пунктов предусмотрены, однако с учётом финансовой возможности Учреждения. Негосударственное учреждение здравоохранения «…..» ОАО «…..» ……… расположено по адресу: п. ……… района …….. края ул. ……… дом …….. Посёлок ……… не относится к сельской местности; имеет статус городского поселения «….» ………. района ……. края», следовательно, действие вышеуказанного пункта Коллективного договора на территорию посёлка …. не распространяется. Помимо изложенного, в период работы Фатеевой К.В. в Негосударственном учреждении здравоохранения «……..» ОАО «…» ………. последнее реальной финансовой возможности по оплате жилья и коммунальных услуг или выплаты денежных компенсаций работникам не имело и не имеет до настоящего времени. Просят в удовлетворении требований Фатеевой К.В. отказать / л.д. 76 – 77/.
В судебном заседании представитель ответчика - Межмуниципального Общества с ограниченной ответственностью …… «…» Кондратюк Г.А. заявленные требования не признал и пояснил, что Межмуниципальное Общество с ограниченной ответственностью …… «….» не является стороной обязательств, а только начисляет и собирает денежные средства по оплате коммунальных услуг. У истицы Фатеевой К.В. отсутствует задолженность по коммунальным платежам, льготой по оплате коммунальных услуг Фатеева К.В. не пользуется.
Выслушав представителя Межмуниципального Общества с ограниченной ответственностью ………. «…..» Кондратюк А.Г., изучив материалы дела, суд считает, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям:
В судебном заседании установлено:
Согласно выписки из лицевого счета квартиросъёмщика, выданной Администрацией городского поселения «……» Фатеева К.В. с ……. года зарегистрирована в квартире …….. дома ………. по улице …… в п. …….района ……… края / л.д. 5/.
Согласно справки № ……… от ……. года Фатеева К.В. работает в Негосударственном учреждении здравоохранения «…..» ОАО «……» ……. в должности зубного врача с …….. года (приказ № ……. от ….. года) по настоящее время / л.д. 6/.
Согласно справки Межмуниципального Общества с ограниченной ответственностью … «…..» № ……… у Фатеевой К.В., проживающей по адресу п. …….. района ….. края ул. ….. дом ….. квартира …, на …….. года отсутствует задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг / л.д. 8/.
Согласно справки Общества с ограниченной ответственностью «……» № ….. у Фатеевой К.В., проживающей по адресу: п. ……. района ….. края ул. ….. дом ….. квартира ….., на ….. года отсутствует задолженность за жилищные услуги / л.д. 9/.
Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 63 Закона от 22 июля 1993 года № 5487 – 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья, согласно статье 2 Федерального закона от 6 мая 2003 года № 52 – ФЗ « О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации « Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты» устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122- ФЗ « О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов « О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон « Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть вторая признана утратившей силу. Статья 63 дополнена частями четвертой, пятой, шестой следующего содержания: «Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Хабаровского края от 19 января 2005 года № 249 « О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» право на компенсацию имеют специалисты учреждений здравоохранения, социального обслуживания населения, ветеринарной службы, культуры и искусства, а также специалисты здравоохранения, культуры, состоящие в штате образовательных учреждений, независимо от вида занимаемого ими жилищного фонда, указанные в статье 1 настоящего закона.
Статья 1 указанного Закона предусматривает, что специалистами являются лица, занятые на должностях, предполагающих наличие высшего или среднего профессионального образования по профилю (учреждения), а социальные работники, работники культуры и искусства также, в виде исключения, среднего полного (общего) или начального профессионального образования, в краевых государственных и муниципальных учреждениях и проживающие в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно пункта 1 статьи 2 Закона Хабаровского края от 25 ноября 2009 года № 286 « О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа). Право на ежемесячную денежную выплату имеют специалисты учреждений здравоохранения, социального обслуживания населения, ветеринарной службы, культуры и искусства, а также специалисты здравоохранения, культуры и искусства, состоящие в штате образовательных учреждений, независимо от вида занимаемого ими жилищного фонда.
Из трудовой книжки на имя истицы Фатеевой К.В. следует, что с …. года и по настоящее время она работает на должности зубного врача Негосударственного учреждения здравоохранения «……» Открытого Акционерного Общества « …..» / л.д. л.д. 16 – 21/.
Негосударственное учреждение здравоохранения « ……» Открытого Акционерного Общества « …..» к федеральным специализированным организациям здравоохранения не относится, что следует из постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 872 « О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля».
Таким образом, поскольку истица Фатеева К.В. работает в негосударственном учреждении здравоохранения Открытого Акционерного Общества, то согласно Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также Законов Хабаровского края, она не относится к категории работников, которым данными нормативными актами предусмотрена денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Пункт 4.4.26 Коллективного договора Негосударственного учреждения здравоохранения « …….» Открытого Акционерного Общества « …» предусматривает льготы по оплате жилья и коммунальных услуг или денежной компенсации работникам, работающим и проживающим в сельской местности, вне населенных пунктов и иных пунктах установленных законодательством, но только исходя из финансовой возможности Учреждения / л.д. 45 – 58/.
Как следует из протокола допроса представителя Негосударственного учреждения здравоохранения « …….» Открытого Акционерного Общества « …», финансовой возможности для предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг истице у Учреждения нет.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В иске Фатеевой К.В. к Министерству Финансов Российской Федерации в лице Федерального казначейства Российской Федерации, Негосударственному учреждению здравоохранения « ……» Открытого Акционерного Общества « …..» …, Межмуниципальному Обществу с ограниченной ответственностью …. «…..» о возмещении расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с …. года по ….. года в сумме ….. рублей ….. копеек и судебных расходов в размере ….. рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского Краевого суда через Советско – Гаванский городской суд в течение 10 суток со дня составления мотивированного решения.
Судья – подпись.
Копия верна: судья Н.И. Прозапас
Решение не вступило в законную силу.
«Согласовано»