Решение о возложении обязанности предоставить помещения



Дело № 2-208/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 мая 2011 года г. Советская Гавань

Советско – Гаванский городской суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Прозапас Н.И.

при секретаре Сергушевой Ю.В.

с участием:

помощника прокурора Советско – Гаванской городской прокуратуры Шарапова А.А.

представителя ответчика – Администрации муниципального образования ….. «……» Шпортеева А.В., действующего на основании доверенности № ….. от … года,

представителя третьего лица – Отдела внутренних дел по ……… району ……. края – Дивакова И.В., действующего на основании доверенности № …….. от ……. года

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Советско – Гаванского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования … «…..» о возложении обязанности предоставить помещения под участковые пункты милиции на административных участках – М., Х., 5 к. и оборудовании данных участковых пунктов милиции вывеской, необходимой мебелью, средствами связи и оргтехникой; возложении обязанности оборудовать участковый пункт милиции по адресу: г. ….. улица ….. – ….. вывеской, необходимой мебелью, средствами связи и оргтехникой, сигнализацией, телефонной линией, электроэнергией, производства ремонта сантехники на данной участковом пункте милиции; возложении обязанности оборудовать участковый пункт милиции по адресу: г. ……… улица … вывеской, необходимой мебелью, средствами связи и оргтехникой, сигнализацией, металлическими решетками на оконных проемах, телефонной линией, металлическим сейфом

У С Т А Н О В И Л:

Советско – Гаванский городской прокурор обратился в Советско – Гаванский городской суд Хабаровского края с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «……» о возложении обязанности предоставить помещения под участковые пункты милиции на административных участках – М., Х., 5 к. и оборудовании данных участковых пунктов милиции вывеской, необходимой мебелью, средствами связи и оргтехникой; возложении обязанности оборудовать участковый пункт милиции по адресу: г. …. улица …… – ……. вывеской, необходимой мебелью, средствами связи и оргтехникой, сигнализацией, телефонной линией, электроэнергией, производства ремонта сантехники на данной участковом пункте милиции; возложении обязанности оборудовать участковый пункт милиции по адресу: г. …….. улица ……….. вывеской, необходимой мебелью, средствами связи и оргтехникой, сигнализацией, металлическими решетками на оконных проемах, телефонной линией, металлическим сейфом. В обоснование заявленных требований указал на то, что Советско – Гаванской городской прокуратурой проведена соблюдения законодательства об организации местного самоуправления в …… районе, а также Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026 – 1 в редакции от 22 июля 2010 года «О милиции». В результате проверки установлено: ……… года в Советско – Гаванскую городскую прокуратуру от начальника ОВД по … району поступило письмо, согласно которому на территории городского поселения «…..» в микрорайонах М., Х. и 5 к. отсутствуют участковые пункты милиции; два помещения, выделенные под участковые пункты милиции, не отвечают требованиям Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции. В силу требований статьи 36 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 года № 1026 – 1 « О милиции», соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предоставляют милиции служебные помещения, а участковым уполномоченным милиции – помещения для работы на обслуживаемых административных участках, оборудованные мебелью, оргтехникой и средствами связи. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации обеспечивают техническую эксплуатацию, в том числе отопление и освещение предоставляемых милиции служебных помещений и их капитальный ремонт. Приказом МВД Российской Федерации от 16.2002 № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции утверждена Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного милиции. Приложения № 5 Инструкции устанавливает требования, предъявляемые к участковому пункту милиции. Частью 1 Приложения № 5 установлен порядок организации участковых пунктов милиции.1.1. Участковые пункты милиции организуются:1.1.1 в Городах – в границах одного административного участка участкового уполномоченного милиции либо нескольких смежных участков. 1.1.2 В сельской местности – в границах сельского (поселкового)административно – территориального образования. 1.2 Решение о выделении служебного помещения под участковый пункт милиции, в соответствии со статьей 36 Закона Российской Федерации « О милиции», должно приниматься городским или районным органом местного самоуправления по предложению руководства, соответственно, городского, районного или линейного органа внутренних дел. 1.3 При рассмотрении вопроса о выделении служебного помещения под участковый пункт милиции учитывается возможность размещения в нем для совместной работы участковых уполномоченных милиции, их помощников, инспектора по делам несовершеннолетних и представителей общественности. 1.4 Участковый пункт милиции должен располагаться, как правило, в центре административного участка (микрорайона). Статьей 2 Инструкции установлены требования к помещению участкового пункта милиции, которое должно: быть изолированным от жилых помещений, иметь двери с надежными запорами (замками): наружную – дощатую, толщиной не менее 40 мм, обитую с наружной стороны листовым металлом, либо цельнометаллическую и внутреннюю – решетчатую металлическую, на оконных проемах иметь металлические решетки, иметь охранную сигнализацию, по возможности с выводом на пульт централизованного наблюдения органа внутренних дел или автономную сигнализацию типа « сирена» на наружной стороне здания, отвечать требованиям пожарной безопасности и санитарно – гигиеническим нормам. В соответствии с частью 3 Инструкции участковый пункт милиции на видном и доступном для населения месте должен иметь световое табло с надписью « участковый пункт милиции», а также вывеску о днях и времени приема граждан с телефонами участковых уполномоченных и дежурной части горрайоргана внутренних дел. Помещение участкового пункта милиции оснащается мебелью, инвентарем, оргтехникой, средствами связи и специальной литературой. Проведенной проверкой установлено, что городском поселении « …» на административных участках в микрорайонах М., Х., 5 к. участковые пункты милиции отсутствуют, 2 помещения, выделенные под участковые пункты милиции, не отвечают требованиям вышеуказанной Инструкции. Так, на участковом пункте милиции, расположенном по адресу: г. ……. края улица ….. дом …… квартира ……, отсутствует вывеска, сигнализация, телефонная линия, электроэнергия, ремонт сантехники. На участковом пункте милиции, расположенном в МОУ СОШ № ……… по адресу: г. …… края улица ……дом ….., отсутствует вывеска, оргтехника, сигнализация, металлические решетки на оконных проёмах, телефонная линия, отсутствует металлический сейф. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Согласно пункта 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Согласно части второй статьи 14.1 указанного Закона, устанавливающей права органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений, органы местного самоуправления вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. В соответствии со статьёй 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со статьёй 1 Закона РФ от 18 апреля 1991 года № 1026 – 1 «О милиции» милиция в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами. Согласно статьи 2 указанного Закона задачей милиции является охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. В соответствии со статьей 3 Закона РФ от 18 апреля 1991 года № 1026 – 1 «О милиции» милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимосвязи с органами местного самоуправления. Отсутствие на территории городского поселения «Рабочий поселок Лососина» участкового пункта милиции препятствует реализации милицией, являющейся органом государственной исполнительной власти, вышеперечисленных задач и целей, а также может повлечь нарушение прав на защиту от преступных посягательств, обеспечение общественной безопасности граждан, круг которых не определен, нарушение интересов Российской Федерации, поскольку не обеспечивает в полной мере доступность правоохранительных органов для граждан на конкретном административном участке, возможность осуществления государственных функций сотрудниками милиции на указанной административном участке, что обуславливает возможность прокурора обратиться в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ с требованием о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.

В отзыве на иск представитель Администрации муниципального образования городское поселение «…..» указал, что исковые требования Советско – Гаванского городского прокурора об обязании Администрации ……предоставить помещения под участковые пункты милиции, оборудовать их в соответствии с требованиями Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной Приказом МВД РФ от 16 сентября 2002 года № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции», считает противоречащими законодательству, вмешательством в деятельность органов местного самоуправления, по следующим основаниям: Прокурор, ссылаясь на статью 36 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года « 1026 – 1 «О милиции» утверждает, что органы местного самоуправления предоставляю милиции служебные помещения, а участковым уполномоченным милиции – помещения для работы на обслуживаемых административных участках, оборудованные мебелью, оргтехникой и средствами связи; обеспечивают техническую эксплуатацию, в том числе отопление и освещение помещений и их капитальный ремонт. Решение указанных вопросов в соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относятся к вопросам местного значения. В силу части 2 статьи 14.1 указанного закона органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьёй 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено Федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Прокурором не приняты во внимание положения части 4.1 статьи 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьёй 19 настоящего Федерального закона, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий. Поскольку такое решение не принималось, Администрация ……… не вправе решать данные вопросы. При этом вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в порядке реализации данного положения, должны быть отражены в Уставе муниципального образования (пункт 2 статьи 44 Закона). Таким образом, в соответствии со статьёй 35 Закона РФ от 18 апреля 1991 года № 1026 – 1 «О милиции» финансирование милиции должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование полномочий, не переданных в соответствии со статьёй 19 настоящего Федерального закона, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Осуществление полномочий, не отнесенных к вопросам местного значения, возможно, если это участие предусмотрено федеральными законами. Прокурор в своих требованиях по оснащению предоставляемых помещений под участковый пункт милиции ссылается на Приказ МВД РФ от 16 сентября 2010 года «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции», который является ведомственным нормативно – правовым актом и не может считаться обязательным для исполнения органами местного самоуправления. Прокурор не вправе был обращаться с данным исковым заявлением, поскольку из существа заявленных требований предполагается нарушение интересов ОВД по …. району, который вправе самостоятельно обратиться в суд. На основании изложенного, просит суд в исковых требованиях Советско – Гаванского городского прокурора отказать полностью / л.д. 20 – 21/.

В судебном заседании помощник прокурора Советско – Гаванской городской прокуратуры Шарапов А.А. поддержал заявленные требования, дал показания, аналогичные изложенным в исковом заявлении, уточнив, что просит обязать Администрацию муниципального образования городское поселение «……» предоставить помещения под участковые пункты милиции на административных участках №№ …..,…..,…..,………. и ……….

Представитель третьего лица – Отдела внутренних дел по ………. района Диваков И.В. пояснил, что в настоящее время в г. ……….. действует один участковый пункт милиции по улице ….., в котором отсутствует вывеска и сантехника. В конце прошлого года выделили помещение под участковый пункт милиции по улице ….., но это помещение не оборудовано решеткой, металлической дверью.

Представитель ответчика – Администрации муниципального образования городское поселение «………..» Шпортеев А. В. заявленные Советско – Гаванским городским прокурором требования не признал и пояснил: В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие 9 бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии со статьей 48 Фе6дерального закона « О полиции» органы местного самоуправления обязаны предоставлять в пределах границ муниципальных образований сотруднику полиции, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, помещения для работы на обслуживаемом административном участке. Оборудование помещений мебелью, оргтехникой и средствами связи и обеспечение технической эксплуатации этих помещений осуществляются за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета. Следовательно, в данном случае, предмет спора материально- техническое обеспечение полиции. Прокурор, обращаясь в суд, подменяет собой государственные органы. В соответствии с п. 2 ст. 21, п. 2 ст. 26 Федерального закона « О прокуратуре» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, а также органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно - хозяйственную деятельность организаций. В данном случае нарушается право полиции на материально – техническое обеспечение, которое он вправе потребовать от органа местного самоуправления в судебном порядке. Обратившись в суд в интересах неопределенного круга лиц, прокурор превысил свои полномочия, так как участковые работают, выполняют свои обязанности, работают с гражданами. В соответствии с п. 2 ст. 21 и 26 Федерального закона « О прокуратуре» участковые вправе сами обращаться в суд с данными требованиями. Прокурор основывает свои требования на законе о милиции, который в настоящее время не действует. В соответствии со статьей 48 Федерального закона о полиции, органы местного самоуправления не обязаны заниматься обеспечением органов полиции.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно статьи 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ « О полиции» на полицию возлагается обязанность принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования.

В соответствии с п.п. 9, 9.1 Приказа МВД Российской Федерации от 16.09.2002 года № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» участковый уполномоченный в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений должен: принимать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, незамедлительно сообщать о ее получении дежурному по органу внутренних дел и в пределах своих полномочий принимать по ним своевременные меры, предусмотренные законодательством.

Поскольку к участковому уполномоченному вправе обратиться любой гражданин, то, по мнению суда, прокурор имеет право обраться с заявленными требованиями в интересах неопределенного круга лиц.

Согласно части 7 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ « О полиции» органы местного самоуправления обязаны предоставлять в пределах границ муниципальных образований сотруднику полиции, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, помещение для работы на обслуживаемом административном участке.

В соответствии с пунктом 55 Приказа МВД Российской Федерации от 16.09.2002 года № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предоставляют участковому уполномоченному на обслуживаемом административном участке участковый пункт милиции.

Приказом МВД Российской Федерации от 16.2002 № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» утверждена Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, Приложение № 5 Инструкции, устанавливающее требования, предъявляемые к участковому пункту милиции.

Частью 1 Приложения № 5 установлен порядок организации участковых пунктов милиции.

1.1. Участковые пункты милиции организуются:

1.1.1. В городах – в границах одного административного участка участкового уполномоченного милиции либо нескольких смежных участков;

1.1.2. В сельской местности – в границах сельского (поселкового) административно-территориального образования.

Из приказа начальника Отдела внутренних дел ……… № …….. от ……… года следует, что в микрорайонах: М., Х., 5 к. расположены административные участки №№ ……….,……..,………., …….. и № ……...

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что именно на ответчика действующими правовыми актами возложена обязанность предоставить Отделу внутренних дел по …… району …… края помещения под участковые пункты милиции на административных участках №№ …..,…..,……, …….. и № ……….

Согласно с пунктом 56 Приказа МВД Российской Федерации от 16.09.2002 года № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» участковый пункт милиции в установленном порядке оборудуется мебелью, средствами связи и иной офисной техникой, необходимой для выполнения участковым уполномоченным возложенных на него задач и функций.

В соответствии с частью 7 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ « О полиции» оборудование помещений на административных участках мебелью, оргтехникой и средствами связи и обеспечение технической эксплуатации этих помещений (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) осуществляются за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета.

С доводами представителя прокуратуры в той части, что в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ « О полиции» именно на Администрацию муниципального образования городское поселение «…..» возложена обязанность оборудовать участковые пункты полиции необходимой мебелью, оргтехникой и средствами связи, суд не может согласиться, так как данная норма закона регулирует финансовое обеспечение деятельности полиции, а материально – техническое обеспечение данного органа предусмотрено статьей 48 данного Федерального закона.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Советско – Гаванского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать Администрацию муниципального образования городское поселение «…….» выделить Отделу внутренних дел по ……… району ……. края помещения под участковые пункты милиции на административных участках №№ ……,…..,….., …….. и № …….., в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского Краевого суда через Советско – Гаванский городской суд в течение 10 суток со дня вынесения.

Судья: подпись

Копия верна. Судья Н.И. Прозапас

Решение не вступило в законную силу.

«Согласовано»