Дело № 2 – 23/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июня 2011 года г. Советская Гавань
Советско – Гаванский городской суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Прозапас Н.И.
при секретаре Сергушевой Ю.В.
с участием:
истца Толоконникова Ю.Н.
представителя истца Толоконникова Ю.Н. – Гормаковой Л.В., действующей на основании доверенности от ……… года,
представителя ответчика Федерального Бюджетного Учреждения – войсковая часть ………..Шевердякова А.В., действующего на основании доверенности № ……… от ………. года
представителя ответчика – Федерального бюджетного учреждение войсковая часть ……….. Серебрякова Н.С., действующего на основании доверенностей от …….. года
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Толоконникова Ю.Н. к Федеральному Бюджетному Учреждению – войсковая часть ………, Федеральному бюджетному учреждению войсковая часть …….., войсковой части ……., Федеральному бюджетному учреждению «……» о взыскании ……… рублей
У С Т А Н О В И Л:
Толоконников Ю.Н. обратился в Советско – Гаванский городской суд Хабаровского края с иском к войсковой части ……., войсковой части ……., войсковой части ……, войсковой части ……. о взыскании …….. рублей ……… копейки. В обоснование заявленных требований указал на то, что он проходил службу по контракту в должности начальника ….. лаборатории …….. (……..) до …….. года. В …. году в связи с предстоящим увольнением с военной службы в соответствии с избранным им способом обеспечения жильём с разрешения вышестоящего командования он вступил в жилищно-строительный кооператив № …….. г. ……… (ЖСК – …..) для участия в строительстве жилого дома и дальнейшего получения в нём квартиры. ……….. года командиром вышестоящей воинской части ……….. издан приказ № ………., которым командиру войсковой части ………., являвшейся на тот момент довольствующим финансовым органом по отношению к ……….., предписано выплатить ему безвозмездную помощь в размере ……..% от предполагаемой на тот момент стоимости кооперативной квартиры на сумму ……… неденоминированных рублей. …….. года командиром войсковой части ……… издан приказ № ………, на основании которого указанные выше денежные средства перечислены войсковой частью ………. на расчетный счет ЖСК – ……. в КБ «……….банк» по платежному поручению № ……… от …….. года. В связи с тем, что в намеченный срок в ……… году строительство дома ЖСК – ….. не было завершено, ……… года начальником финансово-экономического управления … – командиром войсковой части ……….. в адрес командира войсковой части ……. (…) и председателя ЖСК – …………. за исходящим № …….. было направлено гарантийное письмо, в котором указанное выше должностное лицо от имени Министерства обороны РФ взяло обязательство оплатить оставшуюся часть стоимости кооперативной квартиры – ……..% после завершения строительства дома и окончательного определения её стоимости на момент сдачи дома в эксплуатацию. Факт взятия на себя Министерством обороны РФ обязательства по оплате ему стоимости кооперативной квартиры после завершения строительства жилого дома, в котором она расположена, подтвердил Командующий … в своём письме на его имя от ……….. года № ……….. С учетом указанных обстоятельств он был вынужден расходовать собственные денежные средства для оплаты оставшейся части стоимости кооперативной квартиры, которая согласно справки ЖСК – …. исходящий № ………..от ……. года составила ……….. деноминированных рублей. ………… года жилой дом, построенный ЖСК – ………., в том числе и за счет его денежных средств, расположенный в г. ……….. ул. ……… дом ……….., введён в эксплуатацию, что подтверждается разрешением на ввод, выданным главой администрации г. ………. № … …… от …… года. ……….. года Управлением Федеральной регистрационной службы по ………. краю ему выдано свидетельство о праве собственности на двухкомнатную квартиру, расположенную в указанной выше доме, – квартира № …. Согласно расчету, произведённого должностными лицами финансово-экономического управления ТОФ, с учётом деноминации размер ранее оказанной ему Министерством обороны РФ безвозмездной финансовой помощи на строительство кооперативной квартира составил ……… рублей …….. копеек. Размер недовыплаченной ему указанным органом исполнительной власти безвозмездной финансовой помощи на строительство кооперативной квартира составил ……… рубля …… копейка. В …….. года он обратился в Командующему …, начальнику финансово-экономического управления …, командиру войсковой части ……….. (бывший довольствующий финансовый орган) и командиру войсковой части ……… (с. . года является довольствующим финансовым органом для войсковой части ………) с письменными заявлениями, в которых просил командование выплатить ему указанную выше денежную сумму. В удовлетворении обращений ему было отказано. Считает, действия вышеперечисленных должностных лиц незаконными по следующим основаниям: Право на выплату ему безвозмездной финансовой помощи на строительство жилья в жилищно-строительном кооперативе в размере …% её стоимости (с учётом имеющейся у него выслуги лет свыше ………. лет) гарантировано пунктом 2 «Положения о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации на наём (поднаём) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года № 604, с изменениями от 21 сентября 2000 года, а также пунктами 1 и 4 «Инструкции о порядке оказания военнослужащим безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья», утверждённого Приказом Минобороны РФ от 21 апреля 1997 года № 150, с изменениями от 24 марта 2001 года. При этом пунктом 10 указанной выше Инструкции определено, что по просьбе военнослужащего, вступившего в жилищно-строительный (жилищный) кооператив, в счет причитающейся ему безвозмездной финансовой помощи может выдаваться аванс в размере первоначального паевого взноса; выданный аванс засчитывается при окончательном расчете безвозмездной финансовой помощи после определения стоимости строительства кооперативной квартиры на момент ввода жилого дома в эксплуатацию; в случае увольнения военнослужащего с военной службы документы для окончательного расчета по безвозмездной финансовой помощи оформляются через воинскую часть по последнему месту его военной службы. То обстоятельство, что вышеупомянутые им нормативно-правовые акты Правительства РФ и Министерства обороны РФ к настоящему времени отменены в связи с принятием государством решения об обеспечении военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей по избранному последними месту жительства путём предоставления им квартир, построенных за счет средств МО РФ, либо путём выдачи государственных жилищных сертификатов, значение для разрешения его жалобы судом не имеет, поскольку спорные взаимоотношения между ним и Министерством обороны РФ возникли в период действия этих нормативно-правовых актов, закон обратной силы не имеет. Отказ должностных лиц в выплате ему компенсации его расходов по строительству кооперативной квартиры, строительство которой должно было осуществляться за счет средств МО РФ путём выплаты ему безвозмездной финансовой помощи в размере …..% стоимости квартиры, нарушает его законные права на обеспечение жильём за счет средств государства РФ в связи с его увольнением с военной службы по льготному основанию.
В представленных в Советско – Гаванский городской суд Хабаровского края возражениях командир войсковой части …….. указал, что исковые требования Толоконникова Ю.Н. не признает по следующим основаниям: Войсковая часть …. не является правопреемником войсковой части ……., которая с ……… года переведена на финансовое довольствие. В ……. года войсковая часть ….. была ликвидирована. Войсковой частью ……. была подана заявка на выделение денежных средств на оплату расходов БФП в ЖСК по обращению Толоконникова Ю.Н.. До настоящего момента ответа и денежных средств от распорядительного органа не поступало. / том 1 л.д. 57/.
Допрошенный Владивостокским гарнизонным военным судом Приморского края на основании определения Советско – Гаванского городского суда Хабаровского края представитель войсковой части ……. пояснил, что заявленные исковые требования Толоконникова Ю.Н. не признает. Толоконников Ю.Н. представил документы до оказания безвозмездной финансовой помощи, которые были неправильно оформлены. К тому же отсутствует справки о вводе жилого дома в эксплуатацию, о размере и стоимости предоставляемой квартиры и акт государственной комиссии об окончании строительства дома. Выяснить построен ли дом по улице ……… в г. …….. они не пытались, но знают, что строительство дома там велось. Расчет величины денежных средств, выданных в виде паевого взноса в ЖСК – …… с учетом деноминации представить не может, поскольку функции по данному перерасчету на ТОФ не возложены. Они могут предварительно отправить в Департамент финансирования и планирования, но нет специалистов, которые могут провести данный расчет / том 1 л.д. 75 – 78/.
Допрошенный Владивостокским гарнизонным военным судом Приморского края на основании определения Советско – Гаванского городского суда Хабаровского края представитель Федерального Бюджетного Учреждения войсковая часть ……… пояснил, что заявленные исковые требования Толоконникова Ю.Н. не признает. В ответе командующего ТОФ от …. года, адресованного Толоконникову Ю.Н. подробно указано, что в соответствии с Федеральным Законом «О федеральном бюджете РФ на 2004 год» действие статьи 7 Закона РФ «О статусе военнослужащих» в части оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство жилья приостановлено / том 1 л.д. 75 – 78/.
11 ноября 2010 года Толоконников Ю.Н. обратился в Советско – Гаванский городской суд Хабаровского края с заявлением об увеличении исковых требований, в котором указал, что в связи с получением им письма от финансово-экономического управления … флота Минобороны РФ от …… года № ….., подписанного ВрИО начальника управления, в котором указана итоговая сумма в размере …. рублей, перечисленная им в ЖСК – ….. ………… рубля и генеральному подрядчику при строительстве дома № ….. по ул. ……. в г. ……… – ООО «……» …………. рубля, он просит взыскать с ответчиков – войсковой части ……, войсковой части ….., войсковой части ……, войсковой части ……… в его пользу ………. рублей / том 1 л.д. 92/.
Определением Советско – Гаванского городского суда Хабаровского края от 03 декабря 2010 года заявление Толоконникова Ю.Н. об увеличении исковых требований принято к производству / том 1 л.д. 147/.
В представленных в Советско – Гаванский городской суд Хабаровского края возражениях командир войсковой части ……. указал, что исковые требования Толоконникова Ю.Н. не признает по следующим основаниям: ФБУ – Войсковая часть …… не является правопреемником войсковой части ….., которая с …….. года переведена на финансовое довольствие. В …….. года войсковая часть ………. была ликвидирована. ФБУ – Войсковой частью ………. была подана заявка на выделение денежных средств на оплату расходов БФП в ЖСК по обращению Толоконникова Ю.Н.. До настоящего момента ответа и денежных средств от распорядительного органа не поступало. В связи с ликвидацией финансовой службы ФБУ – войсковой части …. и закрытием банковских счетов с ………. года выплата …….. рублей, истраченных Толоконниковым Ю.Н. на строительство жилья по избранному месту жительства в связи с увольнением с военной службы, невозможна / том 1 л.д. 153 – 154/.
В представленных возражениях представитель войсковой части …….. указал, что с исковыми требованиями Толоконникова Ю.Н. не согласен по следующим основаниям: В адрес войсковой части ….. в …… года поступили копии первичных оправдательных документов – понесенных расходов Толоконниковым Ю.Н.. Из представленных документов следует, что указанным лицом производились банковские перечисления на расчетный счет в ОАО «……..банк» для ЖСК – …. в сумме ……….. рубля, производящим строительство квартиры по адресу: г. ………. улица ……… дом ……….. В тоже время были представлены копии банковских документов на перечисление ……… рублей в другую организацию – ООО «…..» на расчетный счет в АКБ «……….банк». Учитывая изложенное, Толоконникову Ю.Н. было предложено представить в адрес войсковой части … документы, свидетельствующие о законности предъявления к оплате средств, направленных в ООО «……» и юридические отношения указанной организации и ЖСК – ….. по строительству дома по адресу г. ……….. улица ……… дом ………. В дальнейшем, Толоконниковым Ю.Н. не были представлены документы, свидетельствующие, что между ним и ООО «……» имелись какие – либо обязательства, оформленные установленным законом порядке по строительству квартиры в доме по адресу: г. …….. улица ……..дом …….. (договора, соглашения и т.п.). Таким образом, войсковой частью ……… расходы в сумме ………. рублей, направленные Толоконниковым Ю.Н. в ООО «……» к учёту не приняты, о чём заявитель был извещён письмом исходящий № …….. от ……….. года. Считает, что требования Толоконникова Ю.Н. о взыскании ……… рублей не обоснованными и не подлежащими удовлетворению / том 1 л.д. 168 – 169; 173 – 174/.
В представленных возражениях представитель Командующего … флотом – Федерального Бюджетного Учреждения войсковая часть …….. указал, что заявленные исковые требования Толоконникова Ю.Н. не признает. В связи с не предоставлением командованию документов, свидетельствующих о законности предъявления к оплате средств, направленных в ООО «…..» и юридические отношения по строительству дома по адресу: г. ……….. улица ……. дом ……. считает необходимым в удовлетворении требований Толоконникову Ю.Н. отказать / том 1 л.д. 172 - 174/.
28 марта 2011 года Советско – Гаванским городским судом Хабаровского края произведена замена ненадлежащего ответчика – войсковой части ….. на надлежащего – Федеральное бюджетное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны России по ….. краю» / том 1 л.д. 216 – 217/.
Допрошенный Владивостокским гарнизонным военным судом Приморского края на основании определения Советско – Гаванского городского суда Хабаровского края представитель Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны России по …… краю» пояснил, что заявленные исковые требования Толоконникова Ю.Н. не признает. Привлечение к участию в деле в качестве надлежащего ответчика ФБУ «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по …… краю» считает незаконным по следующим основаниям: в соответствии с директивами Министра обороны Российской Федерации от ……. года № …….. и Генерального штаба Российской Федерации от …. года № ……. финансовое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации с …… года производится по территориальному признаку. Согласно уставу, утвержденному ……….. года Министром обороны Российской Федерации ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по ….. краю» обслуживает только воинские части (организации), дислоцирующиеся в …… крае. В соответствии с указанными директивами с ……… года ………. район состоит на финансовом обеспечении во ….м филиале ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по …. краю» с местом дислокации …….. района ……… края. ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по ….. краю» не является правопреемником войсковой части ……… и не несёт ответственности по обязательствам последней. Считает, что привлечение к участию в деле ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по ….. краю» как надлежащего ответчика необоснованно. Просит рассмотреть дело в отсутствии представителя ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по ….. краю» / том 2 л.д. 27 – 29/.
В судебном заседании истец Толоконников Ю.Н. поддержал заявленные требования и пояснил, что проходил службу с …….. года по ……… года. Перед увольнением в запас он выбрал место жительства в г. ……и выбрал способ обеспечения жильем: в ……. году вступил в жилищно – строительный кооператив – ……… г. ……….. На основании приказа Министра Обороны № ………. восковой частью ……… в ………. году был издан приказ об оказании ему финансовой помощи в размере ….% стоимости жилья и о выделении ему денежных средств для строительства кооперативной квартиры в размере … неденоминированных рублей. Платежным поручением № ……… указанную сумму войсковая часть …….. перечислила на счет ЖСК – …….. Впоследующим строительство квартиры он осуществлял на свои личные средства, израсходовав ….. рублей. Данную сумму он согласовал с войсковой частью …, которая и пересчитала ему …. неденоминированных рублей в деноминированные и сумма составила …..рублей. Часть суммы он перечислил в ЖСК – ….., а часть – в ООО « ……..» - генеральному подрядчику ЖСК – ……… на основании устной просьбы председателя жилищно – строительного кооператива. Между ЖСК- ……… и ООО « ……» имелся договор на строительство дома по улице ……... В ……. году строительство квартиры было окончено. Жилищно – строительный кооператив выдал ему справку о полной стоимости квартиры. Он получил свидетельство о праве собственности на квартиру. Начиная с …….. года он обращался в войсковые части …, ………, ….. и ……… с вопросом о выплате денежных средств, лично им – Толоконниковым Ю.Н. затраченных на строительство кооперативной квартиры. Из войсковых частей ……. и …….. он получил отказ с указанием, что эти части не имеют денежных средств. Из войсковой части ……… ему пришел ответ, что приказ № ……. в ………. году утратил силу. Войсковая часть …………. затребовала у него копии всех платежных документов, по которым он перечислял денежные средства на строительства квартиры, которые он и предоставил. При этом войсковая часть ………. не отказывала в выплате ему денежных средств.
Представитель истца Толоконникова Ю.Н. – Гормакова Л.В. пояснила: Толоконников Ю..Н. проходил военную службу и по увольнению с военной службы имел право выбрать себе способ обеспечения жильем. Такой способ истец выбрал, начав строить кооперативную квартиру в г. ………. Толоконников Ю.Н. получил безвозмездную финансовую помощь на строительство квартиры в размере ….%. Также истец вложил свои личные средства в строительство кооперативной квартиры, которые и просит взыскать.
Представитель ответчика – войсковой части ……. Серебряков Н.С. пояснил: На момент обращения истца Толоконникова Ю.Н. с данным иском войсковая часть ….. в связи с ликвидацией финансового органа встала на довольствие в войсковую часть ….., у которой отсутствовали денежные средства по статье на строительство жилья. В соответствии с директивой начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ с ….. года войсковая часть ………. зачислена на финансовое довольствие в филиал № ……… Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по ….. краю.
Представитель ответчика – Федерального Бюджетного Учреждения войсковая часть ……..Шевердяков А.В. пояснил, что войсковая часть ……. – это Управление … флотом. В структуру Управления … флотом входило финасово – экономическое управление – войсковая часть …., которое до … года являлось распорядителем финансовых средств, с …. года по …. года распорядителем финансовых средств являлась войсковая часть …, а с … года распорядителем финансовых средств стало Федеральное бюджетное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по ….краю». Федеральное бюджетное учреждение – войсковая часть ……… в правовых отношениях с Толоконниковым Ю.Н. не состояла и никаких обязанностей перед ним не несет.
Представитель ответчика – Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по ….. краю», своевременно и надлежащим образом извещенный о дате и месте судебного разбирательства, что подтверждается уведомлением о вручении судебной повестки / т. 2 л.д. 43/, в суд не явился.
В соответствии с частью четвертой статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункт 7 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусматривал: "Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир) в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, с учетом дополнительной общей площади жилого помещения, предоставляемой в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации отдельным категориям военнослужащих-граждан и совместно проживающим с ними членам их семей, по месту военной службы на территории Российской Федерации предоставляются субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи при общей продолжительности военной службы в размере:
от 10 до 25 лет - не менее 75 процентов;
25 лет и более - 100 процентов стоимости жилых помещений, принадлежащих жилищно-строительным (жилищным) кооперативам, или строительства (покупки) индивидуальных жилых домов (квартир).
В таких же размерах оказывается безвозмездная финансовая помощь в соответствии с указанной в настоящем пункте общей продолжительностью военной службы гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий и осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир).
Указанная безвозмездная финансовая помощь оказывается:
военнослужащим-гражданам - по месту военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба);
гражданам, уволенным с военной службы, - по избранному постоянному месту жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет средств, выделяемых для этих целей Правительством Российской Федерации".
В развитие пункта 7 статьи 15Федерального закона "О статусе военнослужащих" было принято Положение о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 604, а также издан приказ Министра обороны Российской Федерации "О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации" от 21 апреля 1997 г. N 150.
Согласно личного дела истца / т. 1 л.д. 95 – 116/ Толоконников Ю.Н. подлежавший увольнению в запас по возрасту в …… году имел выслугу более ….. лет в календарном исчислении, с …….. года состоял на жилищном учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Являлся членом ЖСК -………..
Таким образом, согласно действующего на момент увольнения истца Толоконникова Ю.Н. с военной службы законодательства, он имел право на безвозмездную финансовую помощь в размере …… % стоимости жилого помещения.
В судебном заседании установлено:
……… года командиром войсковой части …….. издан приказ № ……… об оказании безвозмездной финансовой помощи начальнику ……. капитану …….. Толоконникову Ю.Н. в размере ……..% в ЖСК – ………. г. ……… ………. рублей. / том 1 л.д. 118/.
………. года командиром войсковой части ……… на основании приказа командира войсковой части ….№ …….. от ……. года издан приказ № ……. об оказании безвозмездной финансовой помощи начальнику ……… капитану …… Толоконникову Ю.Н. в размере …..% в ЖСК – ……… г. ……… ……… рублей / том 1 л.д. 119/.
Платежным поручением № ……… от …….. года безвозмездная финансовая помощь на оплату строительства кооперативной квартиры Толоконникова Ю.Н., в размере ……. рублей перечислена на расчетный счет ЖСК – …….. / том 1 л.д. 120/.
Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию № ……. от ……. года Администрация города ……… разрешает ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства – жилой дом № ….. (……, ….., …. блок – секции), расположенного по адресу: …….. край г. ……… улица ….., ……… / том 1 л.д. 12/.
Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. ……. края улица ……. дом ……. квартира ….., является Толоконников Ю.Н., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ….. – …….. № ……, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по ….. краю ……… года / том 1 л.д. 13/.
Согласно справки Жилищно-Строительного кооператива № …… от ….. года № ……. Толоконников Ю.Н. действительно является членом ЖСК – …., свой паевой взнос в сумме ….. рубля оплатил в полном объёме за строительство двухкомнатной квартиры № ….., ……… блок секция, общей площадью …… квадратных метров, расположенной по адресу: г. ……. улица ……, ….., которая передана по акту приёма – передачи квартиры от ……… года. Жилой дом № ……… (……, ……, ………. блок – секции), расположенный по адресу: ……… край г. …….. улица ……, ……, введён в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № ….. от ……… года Администрации города ………. / том 1 л.д. 14/.
С 1 января 2005 года в соответствии со статьей 100 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ норма Федерального закона "О статусе военнослужащих" (п.7 ст.15)) была признана утратившей силу.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004года N909 Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 604 признано утратившим силу с 1 января 2005 г.
Приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 1997 года N 150, изданный в развитие Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 604, приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005года N235 признан утратившим силу.
Таким образом, с 1 января 2005 года такая форма обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, как предоставление безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья, была упразднена.
Однако, несмотря на это, в соответствии с частью 3 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо начавшим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир) до 1января 2004г. в пределах установленной социальной нормы общей площади жилого помещения, предоставляемой в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по месту военной службы на территории Российской Федерации, предоставляются субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи.
Согласно разъяснений, данных Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 16 октября 2007 года N 652-О-О « Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сенецкого ФИО8 на нарушение его конституционных прав подпункта 37 пункта 1 приложения 20 к Федеральному закону «О Федеральном бюджете на 2004 год» и пунктом 8 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122- ФЗ, нет оснований утверждать, что военнослужащие, приобретшие до даты, с которой было приостановлено действие пункта 7 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", право на получение субсидии в виде оказания безвозмездной финансовой помощи за счет средств федерального бюджета, впоследствии оказались его лишены.
Таким образом, истец Толоконников Ю.Н. несмотря на внесенные изменения в законодательство, не утратил право на получение безвозмездной финансовой помощи на строительство квартиры.
Положением о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 604, установлено, что размер безвозмездной финансовой помощи при покупке жилья исчисляется исходя из средней для каждого субъекта Российской Федерации рыночной стоимости приобретения жилья (в расчете на один квадратный метр общей площади), определяемой в установленном порядке.
Одновременно в соответствии с пунктом 4 Инструкции о порядке оказания военнослужащим безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 1997 года N 150, размер безвозмездной финансовой помощи исчислялся: вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы - исходя из стоимости строительства предоставляемой квартиры в ценах на момент ввода дома в эксплуатацию. При этом, стоимость строительства определяется с учетом возможных компенсационных выплат жилищно-строительным (жилищным) кооперативам из бюджетов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 года N 1337-р установлено, что размер безвозмездной финансовой помощи и иных жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета военнослужащим в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами на строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир), устанавливается исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья (жилых помещений), определяемой в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. N 394-р, и является предельным.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" от 21 марта 2006г. N153 федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным определять норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации и среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, используемые при расчете размера социальных выплат, предоставляемых гражданам - участникам подпрограммы (получения и реализации государственного жилищного сертификата), является Министерство регионального развития Российской Федерации.
Однако в силу того, что Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006года N153 регламентирует порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, нормативные правовые акты Министерства регионального развития Российской Федерации в части установления лимита стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, используемые при расчете размера социальных выплат, не могут быть применены к отношениям, связанным с реализацией военнослужащими права на получение безвозмездной финансовой помощи при строительстве или покупке жилья.
Таким образом, правоположения, содержащиеся в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и изданные в их развитие приказы Министерства регионального развития Российской Федерации не регулируют порядок и условия выплаты безвозмездной финансовой помощи военнослужащим, вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо начавшим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир) до 1января 2004года.
В связи с изложенным на сегодняшний день ограничением размера выплаты военнослужащим безвозмездной финансовой помощи является пункт 7 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.), а также предел установленной социальной нормы общей площади жилого помещения.
Согласно статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" норма предоставления площади жилого помещения предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным в собственность бесплатно или по договору социального найма составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ……… года Толоконников Ю.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: …….. край, г. ……, улица ……, д…….., кв. ……… общей площадью ……… квадратных метра.
С учетом самого истца и троих членов его семьи – жены и двоих детей, которые были учтены при вступлении Толоконникова Ю.Н. в члены жилищно – строительного кооператива, что подтверждается личным делом истца, предел установленной социальной нормы общей площади для получения безвозмездной финансовой помощи не превышен.
Из представленных истцом Толоконниковым Ю.Н. платежных документов следует, что им за счет личных денежных средств в счет оплаты стоимости кооперативной квартиры внесено: на счет ЖСК – …… ….. рублей, на счет ООО « …..» - ……. рубля, а всего ……… рубля.
Поскольку … года между ЖСК – …….и ООО « …..» был заключен договор подряда на строительство именно жилого дома по улице ……, в том числе …… блок секция, в котором и расположена квартира истца, согласно представленных документов в адрес ООО « ………» Толоконников Ю.Н. перечислял денежные средства именно на строительство квартиры и как пояснил сам истец в суде деньги подрядчику он перечислял по указанию председателя жилищно – строительного кооператива и эти пояснения Толоконникова Ю.Н. ответчиками не опровергнуты, суд считает, что сумма – … рубля, уплаченная истцом в адрес генерального подрядчика – ООО « ……» подлежит взысканию в пользу Толоконникова Ю.Н.
Согласно Положения Федеральное бюджетное учреждение – войсковая часть ………(Управление … флота) является распорядителем и получателем средств федерального бюджета.
На основании директивы Министра обороны Российской Федерации № … от …… года « Об организационных мероприятиях, направленных на совершенствование финансовой деятельности Министерства обороны Российской Федерации», приказа Министра Обороны Российской Федерации от 20 сентября 2010 года № 1144 « О реорганизации федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и указаний Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 23 октября 2010 года № 314/9/4238 федеральное бюджетное учреждение – войсковая часть …( Управление …) переформировано в федеральное бюджетное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по …… краю».
В соответствии с приказом командующего … флотом № …….. от ………. года финансово – экономическое управление подлежит расформированию.
Согласно представленного штатного расписания № ……., введенного в действие с ……… года в Управлении …. флота финансово- экономическое управление (войсковая часть ………) исключено в полном составе.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что обязанность по выплате безвозмездной финансовой помощи истцу Толоконникову Ю.Н. в сумме …… рублей должна быть возложена на федеральное бюджетное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по …… краю».
Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворённых судом исковых требований.
Частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Учитывая то, что заявленные истцом требования суд полагает необходимым удовлетворить частично, то с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере …… рублей …….копейки.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Толоконникова Ю.Н. удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации по …… краю» в пользу Толоконникова Ю.Н. …… рубля и возврат госпошлины в размере …… рублей …… копейки, а всего …… рубля …… копейку, отказав в остальной части иска.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского Краевого суда через Советско – Гаванский городской суд в течение 10 суток со дня составления мотивированного решения.
Судья - подпись.
Копия верна: судья Н.И. Прозапас.
Решение не вступило в законную силу.
«Согласовано»