Решение о признании незаконными действий ... по выставлению счетов за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июля 2011 года г. Советская Гавань

Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края,

в составе председательствующего судьи Юманова Д.К.,

при секретаре Шороховой О.У., с участием:

истца Фомичевой М. Н.,

представителя ответчика – ОАО "Дальневосточная энергетическая компания", по доверенности от 01.01.2011 г. № ДЭК-20-15/351Д, М.А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" к Фомичевой М. Н. о взыскании задолженности по оплате электроэнергии и пени, а также встречному исковому заявлению

Фомичевой М. Н. к Открытому акционерному обществу "Дальневосточная энергетическая компания" о признании незаконными действий ОАО "ДЭК" по выставлению счетов за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды, возложении обязанности произвести перерасчет за потребленную электрическую энергию за ОДН, возложении обязанности не начислять плату за потребленную электрическую энергию за общедомовые нужды,

установил:

ОАО «ДЭК» обратилось в суд с иском к ответчику о взыскании долга за электрическую энергию за период с октября 2009 г. по февраль 2010 г. в сумме N руб. N коп., которой ответчик пользовался по адресу г.Советская Гавань ул. П., д. N. Также просит взыскать пеню на 10.03.2010 г. в сумме N руб. N коп. В обоснование требований, ссылаясь на ст.155 ЖК РФ указывает, что плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим. В связи с несвоевременным внесением платы была начислена пеня. Ссылаясь на ст. 309 ГК РФ указывает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом.

Фомичева М.Н. обратилась со встречными исковыми требованиями к ОАО «ДЭК» о признании незаконными действий ОАО "ДЭК" по выставлению иска, возложении обязанности произвести перерасчет за потребленную электрическую энергию за ОДН, возложении обязанности не начислять плату за потребленную электрическую энергию за общедомовые нужды. В обоснование своих требований сослалась на следующие обстоятельства. Потребленная ею электроэнергия в период с октября 2009 г. по февраль 2010 г. оплачена полностью, что подтверждается квитанциями. Она ежемесячно в последнее число месяца снимает показания счетчика. На самом деле, выставленная в иске сумма задолженности является начисленной платой за общедомовые нужды (ОДН). Каким образом рассчитана задолженность непонятно. Оператором ОАО «ДЭК» суммы ОДН были выписаны на листке. Иных разъяснений она не получила, несмотря на то, что письменно обращалась с заявлением. Указывает, что с начислением ОДН она не согласна. Ссылаясь на ст.157 ч.1 ЖК РФ указывает, что правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ 23.05.2006г. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. П.4 данных Правил установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч.1 ст. 21 ФЗ от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает правила оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков. Пунктом 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006г. № 350, установлено, что исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения. Ссылаясь на п. 90 правил указывает, что Договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенным с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений, а также право на уведомление исполнителя коммунальных услуг о потребителях, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате электрической энергии, и о необходимости введения в отношении таких потребителей ограничения режима потребления электрической энергии. Указывает, что счета за ОДН выставляются Советско-Гаванским отделением филиала «Хабаровскэнергосбыт» ОАО «ДЭК» гражданам, проживающим в доме N по ул. П. с сентября 2009 г. Советско-Гаванский филиал «Хабаровскэнергосбыт» ОАО «ДЭК» с исполнителем коммунальных услуг договора не имеет. Заключенное ОАО «ДЭК» соглашение о взаимодействии № 1 от 21.01.2009 г. с управляющей компанией, которым ОАО «ДЭК» переданы полномочия на снятие показаний с приборов учета электрической энергии, выставление квитанций, сбор денежных средств с населения за потребленную электроэнергию не может расцениваться как договор энергоснабжения, поскольку не содержит в себе составляющих, установленных Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в качестве обязательных при заключении таких договоров (п.71,113). Обследование внутридомовых электрических сетей многоквартирного дома расположенного по адресу г.Советская Гавань, ул. П., N на предмет готовности дома к начислению за ОДН было произведено комиссией в составе представителей ООО «Г.», ОАО «ДЭК», ООО «Ж.» 17.06.2010 г. Ссылаясь на п.49 Правил предоставления коммунальных услуг указывает, что исполнитель коммунальных услуг обязан при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных приборов учета. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, предоставить потребителю указанный журнал. Таких данных ООО «Г.» ей не представило. В нарушение указанных положений, счета за потребление ОДН выставляются населению исходя из показаний общедомовых приборов учета, которые снимаются Советско-Гаванским отделением филиала «Хабаровскэнергосбыт» ОАО «ДЭК» совместно с сетевыми организациями. Управляющая компания ООО «Г.» к решению вопроса о снятии показаний приборов учета, начислению платежей и взиманию платы за ОДН отношения не имеет, журналы учета показаний коллективного прибора не ведет. Состоянием внутридомовых сетей многоквартирного дома по адресу г. Советская Гавань, ул. П. ОАО «ДЭК» не занимается, поскольку исполнителем коммунальных услуг не является. ОАО «ДЭК» неизвестно состояние внутридомовых сетей, исключены ли факты хищений электрической энергии в доме Nпо ул. П. Считает, что поскольку снятие показаний общедомового прибора ОДН и начисление гражданам платы за потребление электрической энергии в местах общего пользования многоквартирного жилого дома по ул. П., д. N производится Советско-Гаванским отделением «Хабаровскэнергосбыт» ОАО «ДЭК» в нарушение требований действующего законодательства, без соответствующих полномочий, выставление ей счетов за использованное ОДН является незаконным. В подтверждение своей позиции ссылается на судебную практику, в частности определение ВАС РФ от 22.12.2008г. №№ 16058/08).

В представленном на заявление Фомичевой М.Н. отзыве представитель ОАО «ДЭК» М.А.Ю. указывает, что в соответствии со статьей 539 ч.1 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным названным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (ч. 3 ст. 539). Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", согласно которому отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков. Не допускается принятие иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения (п. 4 ст. 37). Федеральным законом от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" установлено, что в течение переходного периода реформирования электроэнергетики (до 1 января 2011 года) оптовый рынок электрической энергии (мощности) и розничные рынки электрической энергии функционируют на основании правил переходного периода, утверждаемых Правительством Российской Федерации, которые обязательны для сторон публичного договора (ст. 6). Правила устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии в течение переходного периода реформирования электроэнергетики, а также определяют условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией (пункт 1) и в том числе особенности функционирования энергосбытовых организаций и участия организаций сферы жилищно-коммунального хозяйства в торговле электрической энергией на розничных рынках (раздел V). Пунктом 90 Правил установлено, что договором энергоснабжения, заключенным с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право гарантирующего поставщика на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Данная норма не является императивной и содержит условие договора энергоснабжения о порядке осуществления расчетов за электрическую анергию, что соответствует пункту 2 статьи 38 Федерального закона "Об электроэнергетике", согласно которому основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, предусматривается порядок осуществления расчетов за электрическую энергию, в том числе при продаже по нерегулируемым ценам. В соответствии со статьями 540, 541, 544 ГК РФ, п.64 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.06 г. № 530, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. При этом в правоотношениях с гарантирующим поставщиком действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. При этом гражданин, использующий энергию для бытового потребления, вправе использовать энергию в необходимом для него количестве. Договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора. Если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса. В статье 546 ГК РФ установлено, что, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии. Таким образом, при наличии у граждан - потребителей, проживающих в многоквартирных домах, документов об оплате потребленной им энергии и либо отсутствии исполнителя коммунальных услуг или совершение действий по оплате за потребленные коммунальные ресурсы непосредственно на расчетные счета ресурсоснабжающей организации, действуют ранее фактически заключенные договоры энергоснабжения. Кроме того, анализ норм действующего законодательства позволяет прийти к выводу, если такие договорные отношения возникли до вступления в законную силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.06 г. № 307 (до 9 июня 2006 г.), то они продолжают действовать до настоящего времени и не могут быть прекращены только на том основании, что не соответствуют Правилам. Акты жилищного законодательства, к которым относятся в том числе Правила, не имеют обратной силы, если это прямо не предусмотрено актом жилищного законодательства (ст. 6 ЖК РФ). Аналогичное условие содержится и в ст. 4 ГК РФ. Правила не содержат в себе указания на то, что они имеют обратную силу, поэтому они не могут распространять свое действие на отношения, возникшие до их принятия. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги (ч.1 ст. 153), которая включает в себя плату за электроснабжение (ч. 4 ст. 154). Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом (ч.1,2 ст. 157). Таким образом, обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, установлена законом и не обусловлена обязательным наличием письменного договора с управляющей организацией. В соответствии с частями 4, 7 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме и собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, управление которыми осуществляется управляющей организацией, должны вносить плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. В силу частей 2, 3 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, порядок определения цены договора, размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы. Из приведенных норм следует, что управляющая организация обязана предоставить коммунальные услуги и вправе требовать их оплаты. Таким образом, управляющая организация является кредитором в обязательстве внесения платы за потребленные коммунальные услуги и одновременно должником в обязательстве предоставления коммунальных услуг собственникам или нанимателям. В соответствии со статьей 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона (пункт 1). Передача гарантирующему поставщику права на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений в данном случае означает передачу исполнителем коммунальных услуг принадлежащего ему права требования на основании обязательства собственников и нанимателей по уплате потребленной электроэнергии. Передача прав в данном случае возможна, поскольку права не связаны неразрывно с личностью кредитора. При этом в силу пункта 2 статьи 382 ГК РФ согласие должника не требуется, если иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно, передача права на получение платы непосредственно от проживающих в жилых помещениях лиц может быть предусмотрена соглашением сторон, если договором управления многоквартирным домом не установлено иное. Поскольку оспариваемые действия ресурсоснабжающей организации не нарушают прав и законных интересов потребителей, следовательно, не представляется возможным на основании ст.ст. 166, 167, 168 ГК РФ признать ничтожными сделками Соглашения о взаимодействии, заключенные между ресурсоснабжающими организациями и управляющими организациями. Таким образом, у ОАО «ДЭК» существует законное основание не изменять сложившуюся схему договорных отношений с потребителями. На основании изложенного, в рамках ранее заключенных публичных договоров энергоснабжения с гражданами, Обществом проводится работа по выставлению потребителям в платежных документах расхода электрической энергии, потребленной собственниками многоквартирных жилых домов в порядке, установленным Постановлением Правительства РФ от 23.05.06г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам. Согласно статье 30 Жилищного кодекса собственник жилого помещения несет бремя его содержания и, если данное помещение является квартирой, в том числе общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В течение 2009 года ОАО «Дальневосточной энергетической компанией» в адрес Управляющих компаний, обслуживающих многоквартирные жилые дома на территории г.Советская Гавань и Советско-Гаванского района неоднократно направлялись оферты Договоров энергоснабжения. Реакции на данное предложение от большинства Управляющих компаний не последовало. С Управляющими компаниями заключены и действуют в настоящее время Соглашения о взаимодействии с передачей ОАО «Дальневосточной энергетической компании» функций по начислению и сбору денежных средств за потребленную электроэнергию с граждан, в том числе по г.Советская Гавань: с ООО «Г.» № 3 от 21.01.2009 года. Энергоснабжение является одним из видов коммунальной услуги, ОАО «ДЭК» не производит выставления отдельно платы за общедомовые нужды, а выставляет потребителям к оплате общую стоимость потребленной ими электрической энергии исходя из показаний общедомового прибора учета в строгом соответствии с разделом Расчета размера платы за коммунальные услуги, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», поскольку как следует из письма Минрегионразвития от 18.06.07 г. N 11356-ЮТ/07 понятие «освещение помещений общего пользования» неравнозначно понятию «потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования». Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».

Представитель ответчика М.А.Ю. в судебном заседании сослалась на доводы, изложенные в исковом заявлении и в возражениях на встречный иск, при этом дополнительно пояснила, что в настоящее время в связи с добровольной уплатой части долга Фомичевой М.Н. истец уменьшает размер исковых требований за потребленную электроэнергию до N рублей. Сумма пени и пошлина не изменилась. Считает, что данная задолженность образовалась и за ОДП и за индивидуальное потребление. В доме ответчика был установлен счетчик учета ОДП энергии в мае 2009 года и с июня 2009 года производятся начисления. Считает, что счетчик был установлен правомерно, с соблюдением всех требований закона, в присутствии сетевой организации и управляющей компании, составлен акт, сняты показания как при установке, так и каждый месяц, для чего имеется журнал, в который вносятся показания. Оснований не доверять показаниям прибора не имеется. Расчет осуществляется по формуле №9, расчеты произведены верно. Встречный иск не признает, считает, что деятельность по начислению и взиманию платежей за ОДП ОАО "ДЭК" ведется законно, сначала на основании заключенного Соглашения, а с 03.08.2010 г. на основании договора с управляющей компанией ООО "Г.".

В судебном заседании истец Фомичева М.Н. предъявленный к ней иск не признала, полностью сослалась на доводы, изложенные в своем исковом заявлении. Уточнила свое первое требование, а именно, просит признать незаконными действия ОАО "ДЭК" не по выставлению иска, а по выставлению счетов за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды. Дополнительно пояснила, что добровольно она долг за ОДП не оплачивала и оплачивать не собиралась. Видимо истец без ее ведома зачислил переплату, произведенную ею за индивидуальное потребление на долг за ОДП, поскольку она оплачивает электроэнергию строго по показаниям счетчика на 01 число каждого месяца, задолженности у нее никогда не было и нет. ОАО "ДЭК" снимает показания около 24-25 числа каждого месяца и разницу реально потребленной энергии с 24 по 01 число считает переплатой и без ее ведома и согласия зачисляет на долг за потребление ОДП. Она является собственником жилого помещения, в котором проживает. На собрании собственников по выбору управляющей компании не присутствовала. Считает выставление счетов за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды именно ОАО "ДЭК" незаконно, т.к. этим должна заниматься управляющая компания. В настоящее время, по состоянию на 01 июня 2011 года ответчик по ее иску в квитанциях указывает, что она за ОДП задолжала N рублей, а с учетом июня эта сумма составляет N рублей. Помимо изложенных требований просит суд по изложенным в иске основаниям не считать данную сумму долгом и не указывать в квитанциях.

Представитель третьего лица – ООО "Г.", по доверенности от 07.07.2011 г. № 1302, Ш.Ю.М., участвующий в судебном заседании 08.07.2011 г., полностью поддержал позицию, изложенную представителем ОАО "ДЭК". В ответ на предложения суда представить документы, подтверждающие проведение обследования электросетей многоквартирного дома в 2009 году на предмет установления их состояния, в том числе наличия или отсутствия незаконных подключений, и готовности использования общедомового прибора учета в качестве расчетного, ответил отказом ввиду отсутствия таких документов. Пояснил, что в настоящее время на предприятии введена процедура банкротства, назначен конкурсный управляющий, других документов, помимо имеющихся в деле, представить не может.

Судом установлено, что Фомичева М.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г.Советская Гавань ул. П., д. N, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 31 мая 2007 года.

Согласно договора управления многоквартирным домом от 01.03.2008 г., управляющей компанией, осуществляющей управление многоквартирным домом, в котором проживает Фомичева М.Н., является ООО "Г.".

Начисление оплаты за электрическую энергию, подаваемую на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования многоквартирного дома N по ул. П., производится ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с июня 2009 года на основании соглашения о взаимодействии от 21.01.2009 № 3 В, заключенного между ООО "Г." и ОАО "Дальневосточная энергетическая компания". А с 03 августа 2010 года на основании договора энергоснабжения № 3 В.

Как установлено судом, ответчик Фомичева М.Н. не оплачивала только энергию, потребленную на общедомовые нужды. Электрическую энергию для бытового потребления, согласно показаниям прибора индивидуального учета, ответчик оплачивает, что подтверждено предоставленными квитанциями.

Проанализировав доводы, изложенные в исковом заявлении, встречном исковом заявлении, возражении ответчиков на предъявленные иски, выслушав стороны, представителя третьего лица, изучив представленные сторонами документы, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 153 Жилищного кодекса РФ, Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Согласно ст. 154 Жилищного кодекса РФ, Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Организация, в которую гражданин обязан вносить платежи за коммунальные услуги, определена в статье 155 Жилищного кодекса РФ в зависимости от вида права, на основании которого гражданин пользуется жилым помещением, расположенном в многоквартирном доме, от способа управления многоквартирным домом и от участия гражданина в таком управлении.

Согласно части 4-7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, во всех случаях, когда управление жилым домом осуществляется управляющей компанией, плату за коммунальные услуги жильцы такого дома вносят управляющей компании. Прямая оплата коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям предусмотрена для собственников квартир, осуществляющих непосредственное управление домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса РФ).

Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей компании, а при непосредственном управлении многоквартирным домом соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 2 мая 2007 года № 8167-ЮТ/07).

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ).

Предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя (абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307). Исполнителем согласно абз.2 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК).

Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальной услугой является не сама электрическая энергия, а электроснабжение, круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. В то же время электроэнергия является коммунальным ресурсом (абз.7 указанного пункта), который продается ресурсоснабжающей организацией исполнителю для поставки потребителю. При этом индивидуальный прибор учета предназначен для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении (абз. 13 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), при оплате по такому прибору происходит возмещение стоимости коммунальных ресурсов.

Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

Возможность заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на приобретение электрической энергии предусмотрена только для собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или для собственников жилых домов при отсутствии заключенного с исполнителем договора (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

В то же время исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530).

Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений.

Вместе с тем, такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.

Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды. Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу предписаний постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами.

В свою очередь, указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжения, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения. Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.

Учитывая изложенное, действия Открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" по выставлению Фомичевой М.Н. счетов за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды, суд признает незаконными.

Как следует из материалов дела, обследование внутридомовых электрических сетей многоквартирного дома, в котором проживает Фомичева М.Н., производилось только один раз 17 июня 2010 года. Документов, подтверждающих степень готовности инженерных сетей к принятию коммунального ресурса – электричества с применением общедомового прибора расчетного учета до указанной даты, в том числе в том периоде, за который ОАО "ДЭК" требует взыскать с Фомичевой М.Н. плату за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды, не представлено.

Имеющийся акт от 20.05.2009 г. № 200 подтверждает только факт установки общедомового прибора учета энергии (л.д.210). Также, только факт замены 10.09.2010 г. прибора подтверждается актом от 10.09.2010 г. № 268 (л.д.209).

Не смотря на то, что обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в соответствии с п.13 Правил № 307, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором, фактически готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем не обеспечена. Учитывая изложенное, начисление и взимание платы за предоставление коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем не обоснованно, поскольку в данном случае не исключены факты неконтролируемых потерь энергии, в том числе в результате ее хищения.

Доводы представителя ОАО "ДЭК" в качестве оснований для взыскания платы за ОДП, положения ч.1 ст.539 ГК РФ и ч.1 ст.540 ГК РФ, согласно которым энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, и в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети, является необоснованной, поскольку данные нормы регулируют индивидуальное, бытовое потребление гражданами энергии, а не общедомовое. По мнению суда, жилец многоквартирного дома не имеет возможности в своем жилом помещении подключиться в установленном порядке к присоединенной сети и потребить энергию, используемую на общедомовые нужды.

Учитывая изложенное, требования ОАО "ДЭК" к Фомичевой М.Н. суд признает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Встречные требования Фомичевой М.Н. в части признания незаконными действия Открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" по выставлению счетов за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды, а также понуждении исключить из начислений и произвести перерасчет сумм, подлежащих оплате Фомичевой М.Н. за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за период с июня 2009 года по июнь 2011 год, подлежат удовлетворению.

Требование Фомичевой М.Н. о понуждении ответчика не начислять плату за потребленную электрическую энергию за общедомовые нужды до полного устранения нарушений законов и законодательных актов РФ удовлетворению не подлежит, поскольку указанное требование распространяется на еще не возникшие правоотношения, то есть на будущее время, что в соответствии с нормами гражданско-процессуального законодательства, недопустимо.

Кроме того, данное требование полностью разрешается удовлетворением первого требования Фомичевой М.Н. о признании действий ОАО "ДЭК" по выставлению Фомичевой М.Н. счетов за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды незаконными.

06.05.2011 г. Постановлением Правительства РФ N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утверждены новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Указанные Правила не вступили в законную силу к моменту принятия решения суда, в связи с чем применению при разрешении настоящего спора не подлежат.

В соответствии с п.40 данных Правил, Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы закоммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно п.64 Правил, потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно вресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива.

Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины в бюджет Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

В удовлетворении иска Открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" к Фомичевой М. Н. о взыскании долга за электрическую энергию за период октябрь 2009 года по февраль 2010 года, а также пени за несвоевременную оплату коммунальной услуги, - отказать.

Иск Фомичевой М. Н. к Открытому акционерному обществу "Дальневосточная энергетическая компания" удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" по выставлению Фомичевой М. Н. счетов за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды.

Обязать Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" исключить из начислений и произвести перерасчет сумм, подлежащих оплате Фомичевой М. Н. за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за период с июня 2009 года по июнь 2011 год.

В остальной части иска Фомичевой М.Н. отказать.

Взыскать с Открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" в бюджет Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в размере N рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд в 10-дневный срок через Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 21 июля 2011 года.

Судья Д. К. Юманов