Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 октября 2011 года г. Советская Гавань Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Прозапас Н. И., при секретаре Сергушевой Ю. В., с участием: истца Медведева А. Н., представителя третьего лица - Общества с ограниченной ответственностью … - Гурса Е. И., действующей на основании доверенности на основании доверенности от … года рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Медведева А. Н. и Медведевой Т. Л. к Открытому акционерному обществу о признании действий по взиманию платы за электроэнергию на общедомовые нужды незаконными, возложении обязанности прекратить выставление счетов на оплату электроэнергии на общедомовые нужды, взыскании произведенной платы за электроэнергию на общедомовые нужды за период с … года по … года включительно в сумме … рублей УСТАНОВИЛ: Медведевы А. Н. и Т. Л., с учетом уточненных требований, обратились в Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края с иском к Открытому акционерному обществу … о признании действий по взиманию платы за электроэнергию на общедомовые нужды незаконными, возложении обязанности прекратить выставление счетов на оплату электроэнергии на общедомовые нужды, взыскании произведенной платы за электроэнергию на общедомовые нужды за период с … года по … года включительно в сумме … рублей. В обоснование иска указали, что строка на оплату ОДН по дому, в котором они проживают, появилась в счетах-квитанциях с … года. Выставление счетов на оплату ОДН произведено ответчиком с … года по … года и с … по … года. С … по … года начисление платы за ОДН ответчиком было приостановлено в связи с предостережением Советско-Гаванского городского прокурора от … года о недопустимости нарушений закона по выставлению счетов за ОДН и представлением об устранении таких нарушений. С … года ответчик возобновил незаконное выставление счетов за ОДН, не устранив указанные в представлении нарушения: не произведен перерасчет начислений по оплате электроэнергии, не исключена из квитанций незаконно начисленная плата за ОДН. Заявление от … года о добровольном возврате ответчиком внесенной платы за ОДН за … год осталось без удовлетворения, а сигналы о незаконно начисленных суммах, которые указаны во всех квитанциях, начиная с … года оставлены без внимания. Ответчик незаконными действиями понудил оплатить незаконно и необоснованно начисленную плату за ОДН в сумме … рублей … копейки. Действия ответчика по начислению платы за ОДН грубо нарушают действующее законодательство в части определения организации, которой жильцы многоквартирного дома обязаны оплачивать коммунальные услуги электроснабжения. В соответствии с п. 37 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения. В соответствии с Правилами... исполнителем могут быть управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, иной специализированный потребительский кооператив. Согласно ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей компанией (далее - УК), плату за коммунальные услуги жильцы должны вносить этой УК.Согласно ч. 8 ст. 155 ЖК РФ, энергосбытовая организация может быть исполнителем коммунальной услуги только в отношении граждан, которые выбрали непосредственное управление домом. Дом, в котором они проживают, находится в управлении ООО … (далее - УК). Исполнителем услуги могут быть только они и плату за коммунальные услуги, включая ОДН, необходимо вносить этой УК. В соответствии с пп. 89, 90 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных Постановлением Правительства от 31.08.2006 № 530, право приобретать электроэнергию на основе договора энергоснабжения у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) имеет исполнитель коммунальных услуг для целей оказания гражданам, проживающим в многоквартирном доме, коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды, для компенсации потерь во внутридомовых электрических сетях. При этом потери электроэнергии во внутридомовых сетях определяются исполнителем коммунальных услуг, а не энергосбытовой организацией. В нарушение указанных нормативно-правовых актов выставление счетов за ОДН по их дому по-прежнему не приостановлено, о чем свидетельствуют квитанции за 2011 года, до настоящего времени ответчик не имеет договора энергоснабжения с УК, обслуживающей наш дом. Ответчиком нарушены требования ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» от 23.11.2009 № 261-ФЗ в части процедуры установки обще домового прибора учета электроэнергии (далее - ОДПУ) в домах, которые введены в эксплуатацию на день принятия закона. Проектом строительства дома, в котором они проживают, ОДПУ не был предусмотрен. Его установка является реконструкцией электрооборудования дома, которое является общим имуществом собственников дома (ст. 36 ЖК РФ). Право принимать решение о такой реконструкции имеет общее собрание собственников помещений многоквартирного дома (ст. 44 ЖК РФ). В их доме собственники такого решения не принимали. Никто не был приглашен во время установки ОДПУ и не видел ни счетчика, ни Акта на его установку, ни журнала учета потребления электроэнергии, что подтверждается актами (прил. 5, 6, 7, 8). Им не известны показания в момент установки до настоящего времени. Впервые увидеть вышеперечисленные документы удалось только … года. В момент установки ОДПУ не проводилось ревизии внутридомовых сетей с привлечением представителей собственников дома, что нарушает право потребителя на безопасность услуги для его жизни и здоровья. Тем самым, были грубо нарушены права собственников дома и лично мои. ОДПУ установлен незаконно и не может быть принят для коммерческого учета электроэнергии. ОДПУ, установленные до … года не по проекту дома и не по решению общего собрания собственников жилья, не являются общими (коллективными) приборами учета в значении, указанном в Правилах.предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307. Эти приборы установлены по соглашению между УК и энергосбытовой организацией (ответчиком). Следовательно, являются приборами учета между этими организациями, к собственникам жилья отношения не имеют и не порождают для них обязанностей, предусмотренных Постановлением № 307 об оплате энергоресурсов по ОДПУ. До начала судебного заседания от ответчика - ОАО …. поступил отзыв на исковое заявление, в котором ответчик заявление требования не признает, указывая, что в соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительтвом РФ. Во исполнении указанной правовой нормы Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее-Правила), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием учёта, а при их отсутствии порядок перерасчёта платы за отдельные услуги. В силу п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами помещений является общим имуществом собственников помещений в указанном доме. Статья 210 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Жилищный кодекс РФ в ч. 3 ст. 30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и если данное помещение является квартирой, содержание общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. В соответствии со статьёй 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое иное оборудование, находящееся в данном доме, за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество многоквартирного дома). Потребление электроэнергии на общедомовые нужды многоквартирного дома включает в себя: освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии общего имущества многоквартирного дома, а также компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей (п. 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства от 31.09.2006 № 530). Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего использования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306 должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение". Согласно п.52 Правил одной из обязанностей граждан - потребителей коммунальных услуг является внесение своевременной и в полном объеме оплаты, как за индивидуальное потребление. В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата электроэнергии производится за фактически потребленное абонентом количество энергии в соответствии с данными приборов учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, соглашением сторон. Указание в первом предложении пункта 22 Правил обязывает собственников помещений в квартирном доме нести обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, согласуется с вышеперечисленными предложениями Гражданского кодекса РФ и Жилищного кодекса РФ. Кроме того, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных утвержденными Постановлением Правительства РФ №306 от 23.05.06 года предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учёта размер платы за потреблённую электрическую энергию определяется исходя из норматива потребления. При таких обстоятельствах даже при отсутствии прибора учёта общего потребления электроэнергии в многоквартирном доме, где проживают потребители на них лежит обязанность производить оплату электроэнергии на общедомовые нужды. В соответствии со статьёй 153 Жилищного кодекса, собственники помещений в многоквартирном несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с частью 2 статьи 39 Жилищного кодекса РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ. Статья 153 Жилищного кодекса РФ обязывает граждан и организации своевременно и полностью плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства о 13.08.2006 года № 491 (далее - Правила № 491), внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учёта соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учёта с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. Действующим законодательством на Управляющую компанию возложена обязанность по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями на приобретение соответствующего вида коммунальных ресурсов в целях опредоставления гражданам их избравшим. Отношения по поставке электроэнергии в данный дом, а также предъявления к оплате платёжных документов потребителям построены в рамках заключённого Договора энергоснабжения № … от … года (далее Договор), заключенного между ОАО … и ООО « … г. …, которая в свою делегировала ОАО … все права по начислению и предъявлению к оплате гражданам платежных документов исходя из показаний, в том числе по показаниям коллективного прибора учёта: право определять объем потребляемых энергоресурсов и размер платы за предоставленную коммунальную услугу для каждого потребителя в порядке и на условиях, определенных «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 все права по начислению и предъявлению к оплате гражданам платёжных документов исходя из показаний, в том числе по показаниям коллективного прибора учёта. Условия заключённого Договора не противоречат нормам действующего законодательства, права потребителей не нарушают и не ущемляют. В соответствии с п. 22 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 «О порядке доставления коммунальных услуг гражданам», собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Для дома оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, и частично индивидуальными приборами учета, расчет платы за коммунальную услугу «электроснабжение» производится в соответствии с формулой 9 (подпункт 1, пункт 3, приложение 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением № 307 от 23.05.2006 года. В соответствии с п. 7 вышеуказанных Правил «общий объём электрической энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учёта, распределяется при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учёта - пропорционально их показаниям». Приименение иного порядка расчета ОДН законодательством не предусмотрено. Правомерность производимых расчетов подтверждена Решением ВАС РФ № 7048/09 от 24.08. 2009 года. Тарифы на электрическую энергию для населения устанавливает Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, а тарифы на содержание и ремонт жилья формируют исполнители коммунальных услуг с учетом решения собственников жилья. Замена электрооборудования в местах пользования тарифом на электроснабжение не предусмотрена. На основании разъяснительного письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.06.2007 года № 11356-ЮТ/07 «Об отнесении снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу платы за коммунальные услуги» Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края исключил оплату за предоставление коммунальной услуги «электроснабжение» в местах общего пользования из раздела «Содержание и ремонт жилья». Многоквартирный жилой дом № … по ул. … оборудован общедомовым прибором учетом электроэнергии, что подтверждается Актом № … от … года. Начисление ОДН жильцам данного дома производится с … года. Снятие показаний общедомового и индивидуальных приборов учета электроэнергии производится ежемесячно. В … года Медведевой T. Л. и Медведеву А.Н. было начислено: … кВт.ч. на сумму … руб. - индивидуальное потребление, … квт.ч. на сумму … руб. - доля ОДН; в … года: … кВт.ч. на сумму … руб. - ;ивидуальное потребление, … кВт.ч. на сумму … руб. - доля ОДН; в … года: … кВт.ч. на сумму … руб. - индивидуальное потребление, … кВт.ч. на сумму … руб. - доля ОДН; в … года: … кВт.ч. на сумму … руб. - индивидуальное потребление, … кВт.ч. на сумму … руб. доля ОДН; в … года: … кВт.ч. на сумму … руб. - индивидуальное потребление, … кВт.ч. на сумму … руб. - доля ОДН. Исходя из общих норм, регулирующих процедуру заключения договора энергоснабжения, основными документами, требование которых у контрагента по договору допускается для Гарантирующего поставщика, определены п. 62 Правил функционирования розничных рынков, утверждённых постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2010 года и обычаями делового оборота, которыми предусмотрено предоставление юридических документов, подтверждающих статус контрагента по договору. При заключении договора энергоснабжения, Гарантирующий поставщик не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность управляющей компании, в том числе истребовать документы, подтверждающие согласие собственников многоквартирного дома на получение коммунальной услуги «энергоснабжение» по показаниям коллективного прибора учёта, а также сведений, подтверждающих, что указанный прибор учёта является общей собственностью собственников многоквартирного дома, на что в исковом заявлении указывает Советско-Гаванский городской прокурор, поскольку обязанность по содержанию общего имущества, а также внесению платы на собственников возложена императивно Жилищным кодексом РФ и Гражданским кодексом РФ. Понятие общедомового прибора учёта дано в пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307: общедомовой прибор учёта - это средство измерения, используемое для определения объёмов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или жилом доме. Положение пункта 7 Постановления Правительства РФ от 13.08.2010 года № 491 предусматривает, что общедомовой прибор учёта электроэнергии может быть установлен внутри многоквартирного жилого. Только в данном случае он входит в состав общедомового имущества многоквартирного дома, при этом состав общего имущества определяется на основании общего собрания собственников жилья, в случае принятия решения об установлении общедомового прибора учёта электрической энергии. В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ в структуру платы за жилое помещение входит, в том числе, плата за содержание и ремонт жилого помещения, включая в себя плату за услуги работы по управлению многоквартирным домом, а также расходы на капитальный ремонт (их размер) определяется решением общего собрания собственников помещений, что согласуется с требованиями п. 7 Постановления Правительства РФ от 13.08.2010 года № 491, а именно принятие решения об установке общедомового прибора электроэнергии за счёт средств собственников, должно быть принято на общем собрании собственников многоквартирного дома, при этом оплата установки прибора учёта должна быть заложена в размер платы за капитальный ремонт. Но согласно положения п. 138 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530 приборы учёта электроэнергии могут быть установлены как со стороны потребителя, так и со стороны сетевой организации, к электрическим сетям которой присоединён данный потребитель, при этом в случае наличия одного прибора учёта он используется в качестве расчетного, при наличии двух приборов учёта в качестве расчётного, используется тот, у которого выше класс точности, при равных классах точности - по договорённости. Общедомовой прибор учёта установлен на границе балансовой принадлежности фиксирует весь объем электрической энергии, отпускаемой в многоквартирный дом, расположенный по адресу г. ….. ул. …, д. …, что полностью соответствует требованию п. 3 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307. Установлен общедомовой прибор учёта электрической энергии был Сетевой организацией самостоятельно в соответствии с разделом IX Постановления Правительства РФ № 530 от 31.08.2008 года «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность сетевой организации ОАО … не имеет права. Кроме того, принятие данных приборов учёта в эксплуатацию в качестве расчётных производилось в комиссионном порядке в присутствии представителя ОАО … г. …, осуществляющей управление многоквартирным жилым домом, при этом комиссией полностью исследовалось электрооборудование мест общего использования на предмет выявления несанкционированных подключений, с целью недопущения несанкционированного использования нежилых помещений многоквартирного дома. Таким образом, представителям организации обслуживающей многоквартирный дом и собственникам помещений в многоквартирном доме было известно об установке общедомового прибора учёта электроэнергии в доме, препятствий к установлению показаний прибора учёта, как и при его установке, так и в последующем со стороны ОАО … не имелось. В соответствии с положениями п. 42 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ 23.05.2006 года № 307, ОАО … неоднократно извещал жильцов данного дома об изменении порядка расчёта за предоставление коммунальной услуги «электроснабжение», с учётом доли потребления электроэнергии на общие нужды, путём расклеивания информационных писем на подъездах и направлял письмо уведомительного характера. Данное письмо было направлено гражданам-потребителям, во втором квартале … года совместно с пакетом счетов-квитанций. Доказательств, подтверждающих, что прибор учёта, установленный в указанном многоквартирном жилом доме не соответствует требованиям, предъявляемым действующим законодательством к таким приборам прокурором не представлено. При таких обстоятельствах следует принимать во внимание и согласиться с тем, что применение установленного прибора учёта электроэнергии (общедомового) в качестве расчётного является правомерным, его установка соответствует положениям п.п. 88, 139 постановления Правительства РФ № 530 от 31.08.2008 года «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики». Считает, что в данном случае ссылка п. 10 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении» от 23.11.2009 года № 261 неосновательна, поскольку данная правовая норма регулирует отношения по возмездному характеру предоставления услуг, организацией, на которую законом возложена обязанность по совершению определенных действий по отношению к потребителям, и соответственно предполагают, что после того, как собственник жилого помещения оплатит работы по установке приборов учёта, данный прибор учёта автоматически станет собственностью собственников жилого дома. Согласие собственника в данном случае выражается в пользу организации, а не в пользу выбора за потребителем оборудовать или не оборудовать прибором учёта дом и квартиру. Кроме того, положения п. 10 ст. 13 распространяются для ресурсоснабжающей организации, исключительно в части направления до 01.07.10 года собственникам перечня организаций, которые имеют производить соответствующие виды работ по оборудованию многоквартирного дома коллективными и индивидуальными приборами учёта, которая была исполнена ОАО … в полном объёме. В судебном заседании истец Медведев А.Н. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске и пояснил, что является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, в котором избран способ управления и управляющей компанией является Общества с ограниченной ответственностью …. В … года он интересовался в Управляющей компании в отношении договора с …… и ему ответили, что такого договора нет. … года он впервые увидел общедомовой прибор учета электроэнергии, который находится в подвале второго подъезда дома. Согласно акта, счетчик установлен в … году в отсутствие собственников и жильцов дома. Истица Медведева Т.Л. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. В соответствии с частью пятой статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Представитель ответчика - Открытого акционерного общества … в суд не явился, о рассмотрении дела уведомлен своевременно и надлежащим образом. В соответствии с частью четвертой статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель третьего лица - Общества с ограниченной ответственностью … - Гурса Е. И. пояснила, что управляющая компания начала свою деятельность с … года. С собственниками дома, в котором проживают истцы, Управляющая компания заключила договор на управление, содержание и ремонт дома. … года Управляющая компания заключила договор с ответчиком. Согласно данного договора Общество с ограниченной ответственностью … делегировала Открытому акционерному обществу … функции по установке общедомового прибора учета электроэнергии, снятию показаний с прибора, начисления оплаты и выставление квитанций. Изучив материалы дела, выслушав пояснения истца, представителя третьего лица, суд приходит к следующему: В судебном заседании установлено, что Медведев А.Н. на основании договора № … на передачу и продажу квартир в собственность граждан от … года является собственником жилого помещения по адресу: г. ….. края ул. … дом … квартира № …. Указанный дом является многоквартирным и на основании Договора на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома от … года управляется Обществом с ограниченной ответственностью …. … года между ООО … и ОАО был заключен договор энергоснабжения №, согласно которому (пункт 1.1) ОАО … обязалось осуществлять ООО … продажу электрической энергии и мощности через сетевую организацию, оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией для целей оказания потребителям ООО …. (собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного дома) коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды и для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях жилых домов согласно Перечня. Пунктом 1.2 Договора предусмотрено, что оплата покупателем электроэнергии, поставленной в жилые дома для целей, указанных в п. 1.1. Договора производится на условиях, предусмотренных настоящим договором. Из пунктов 1.3 -1.3.5 Договора следует, что ООО … поручило ОАО … производить снятие показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии, получать плату за потребленную электрическую энергию от покупателей, определять размер платы за предоставленную коммунальную услугу для каждого потребителя в порядке и на условиях, определенных «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, осуществлять формирование, печать и доставку счет-квитанций потребителям от своего имени. … года в доме № … по ул. … в г. … края ОАО … комиссионно с ООО … и ООО … был проверен установленный в ВРУ дома общедомовой счетчик электрической энергии и дано заключение о его использовании в качестве расчетного с … года. С … года Медведевой Т.Л. в счетах на оплату электрической энергии, потребленной в квартире, …. отделением филиала ОАО … дополнительно к требованиям об оплате потребленной электроэнергии в квартире стали выставляться требования об оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома. С выставленными счетами на оплату ОДН Медведевы не согласны и обратились в суд с указанным иском. Ответчик - ОАО …с иском Медведевых не согласен и обосновывает правомерность выставления истицам счетов на оплату ОДН от имени ОАО … заключенным с ООО … Договором электроснабжения № … от … года, из которого следует, что ООО … передало полномочия ОАО … по начислению и сбору платы за потребленную жильцами обслуживаемого ими многоквартирного дома электроэнергию, в том числе электроэнергию, затраченную на общедомовые нужды. Обсудив заявленные Медведевыми исковые требования и возражения представителя ответчика относительно них, изложенные в отзыве на исковое заявление, суд находит иск Медведевых подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии с ч.ч.2 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Согласно части 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации своим постановлением от 23.05.2006 года № 307 утвердило «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», которые в соответствии с п.п. 1 и 2 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов. Согласно п. 3 Правил, "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещения; "исполнитель" -юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений -иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; "потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; "управляющая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом; "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов; «коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг; "внутридомовые инженерные системы" - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме. В соответствии с п. 37 Правил, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1 -го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. В данном случае ОАО … является ресурсоснабжающей организацией по поставке в многоквартирный дом, в котором расположена принадлежащая истцу Медведеву А.Н. квартира коммунального ресурса - электрической энергии, управляющая компания ООО … является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению многоквартирного дома, Медведев А.Н. является потребителем этой услуги. Исходя из вышеприведенных положений жилищного законодательства, в плату за коммунальные услуги включается плата за электроснабжение (в том числе плата за ОДН), которую Медведев А.Н. обязан вносить управляющей организации в порядке, установленном Правительством РФ, а ООО ….в свою очередь, обязана рассчитываться с ОАО … за потребленную многоквартирным домом электроэнергию. ОАО … не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению дома, где располагается принадлежащая истице квартира, не является управляющей организацией для этого дома, не является платежным агентом по взиманию платы за коммунальные услуги, предоставленные исполнителем коммунальных услуг, поэтому не вправе выставлять счета за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды многоквартирного дома непосредственно жильцам дома – потребителям этой коммунальной услуги. Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей компании, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 2 мая 2007 года № 8167-ЮТ/07). Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам. Предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя (абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307). Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальной услугой является не сама электрическая энергия, а электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. В то же время электроэнергия является коммунальным ресурсом (абз.7 указанного пункта), который продается ресурсоснабжающей организацией исполнителю для поставки потребителю. При этом индивидуальный прибор учета предназначен для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении (абз. 13 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), при оплате по такому прибору происходит возмещение стоимости коммунальных ресурсов. Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам). Возможность заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на приобретение электрической энергии предусмотрена только для собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или для собственников жилых домов при отсутствии заключенного с исполнителем договора (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам). В то же время исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530). Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Вместе с тем, такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды. Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу предписаний постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами. В свою очередь, указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжения, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения. Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома. Таким образом, действия ОАО … по выставлению истцам напрямую счетов на оплату электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды и взыскании за неё платы, являются незаконными. Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решения суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Часть статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрение дела. В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В данном случае в силу подп.4 п.2 ст. 333.36 НК РФ Медведевы освобождены от уплаты государственной пошлины, ответчик от уплаты судебных расходов в соответствии с налоговым законодательством не освобожден, в связи с чем с него в доход бюджета района подлежит взысканию в силу ч.2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина пропорционально удовлетворенной части иска. Руководствуясь статьями 194-199 ГПКРФ, суд, РЕШИЛ: Иск Медведева А. Н. и Медведевой Т. Л. удовлетворить. Признать действия Открытого акционерного общества … по взиманию платы с Медведева А. Н. и Медведевой Т. Л. за электроэнергию на общедомовые нужды незаконными. Обязать Открытое акционерное обществ прекратить выставление Медведевой ФИО6 и Медведеву ФИО7 счетов на оплату электроэнергии на общедомовые нужды. Взыскать с Открытого акционерного общества …. в пользу Медведева А. Н. и Медведевой Т. Л. произведенную оплату за электроэнергию на общедомовые нужды за период с … года по … года включительно в сумме … рублей … копейки. Взыскать с Открытого акционерного общества ….. государственную пошлину в бюджет … района … края в размере … рублей. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Советско – Гаванский городской суд в течение 10 суток со дня вынесения решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2011 года Судья Н.И. Прозапас и