Дело № Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И г. Советская Гавань 20 октября 2011 года. Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Бугаёва К.П. с участием истицы Бекбаевой Л.К. При секретаре Мурадян О.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бекбаевой Л.К. к ОАО «ДЭК» об обязании произвести снятие платы за электрическую энергию на общедомовые нужды с лицевого счета № -- квартиры № дома № по ул. № в г. № за период с декабря 2010 года по июль 2011 года в сумме -- рублей -- копеек и прекратить ей выставление квитанций с требованием оплаты за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды указанного дома У С Т А Н О В И Л : Бекбаева Л.К. обратилась в суд с иском к ОАО «ДЭК» об обязании произвести снятие платы за электрическую энергию на общедомовые нужды с лицевого счета № -- квартиры № дома № по ул. № в г. № за период с декабря 2010 года по июль 2011 года в сумме № рублей № копеек и прекратить ей выставление квитанций с требованием оплаты за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды (Далее – ОДН) указанного дома. Из поданного Бекбаевой Л.К. иска следует, что она является нанимателем жилого помещения по указанному адресу на основании ордера № -- от 04.02.1988 года, в период с декабря 2010 года по июль 2011 года ОАО «ДЭК» ей начислены и предъявлены к оплате денежные средства в сумме -- рублей -- копеек для оплаты электроэнергии, потребленной на ОДН, с чем она не согласна, поскольку дом, в котором она проживает признан аварийным и подлежащим сносу. Дом находится в управлении ООО «ГУК-СЗ», которой она и обязана вносить плату за коммунальные услуги, в том числе за электроэнергию, потребленную на ОДН в соответствии с положениями ч.4 ст.155 ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года, в связи с чем требования ответчика об оплате электроэнергии, потребленной на ОДН непосредственно ей, считает незаконными и просит суд обязать ответчика снять начисленную ей плату за потребленную электроэнергию на ОДН в указанном в иске размере и прекратить выставление ей квитанций с требованиями об оплате этой электроэнергии. Судом к участию в деле в соответствии с ч.1 ст.43 ГПК РФ в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора была привлечена организация, управляющая многоквартирным домом № по ул. № в г. № – ООО «ГУК-СЗ». До судебного заседания письменного мнения на иск или возражений относительно иска от ответчика и третьего лица не поступало. В судебное заседание будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте его проведения представители ответчика и третьего лица не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщили и не представили доказательств уважительности причин неявки, об отложении дела слушанием или о рассмотрении дела в их отсутствие суд не просили. Учитывая изложенное, а также мнение истицы Бекбаевой Л.К., руководствуясь ч.ч.1,3 и 4 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица. В судебном заседании истица Бекбаева Л.К. заявленные исковые требования поддержала, дала пояснения, в целом аналогичные изложенным в исковом заявлении и просила суд удовлетворить иск. Изучив материалы дела, выслушав пояснения истицы, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Бекбаева Л.К. на основании ордера № -- от 04.02.1988 года является нанимателем жилого помещения по адресу г. № ул. № квартира №. Указанный дом является многоквартирным и на основании Договора доверительного управления муниципальным жилищным фондом от 29.12.20087 года, заключенного между ООО «ГУК-СЗ» и администрацией г. № управляется ООО «ГУК-СЗ». Заключением № 20 от 18.04.2009 года межведомственной комиссии, назначенной Постановлением Главы администрации г. № от 14.04.2008 года № 38 жилой многоквартирный дом по ул. № в г. № признан аварийным и подлежащим сносу. 03.08.2010 года между ООО «ГУК-СЗ» и ОАО «ДЭК» был заключен договор энергоснабжения № 3в, согласно которому (пункт 1.1) ОАО «ДЭК» обязалось осуществлять ООО «ГУК-СЗ» продажу электрической энергии и мощности через сетевую организацию, оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией для целей оказания потребителям ООО «ГУК-СЗ» (собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного дома) коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды и для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях жилых домов согласно Перечня (в данном перечне дом № по ул. № в г. № не указан). Пунктом 1.2 Договора предусмотрено, что оплата покупателем электроэнергии, поставленной в жилые дома для целей, указанных в п. 1.1. Договора производится на условиях, предусмотренных настоящим договором. Из пункта 1.3.1 Договора следует, что ООО «ГУК-СЗ» поручило ОАО «ДЭК» производить снятие показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии, получать плату за потребленную электрическую энергию от покупателей, определять размер платы за предоставленную коммунальную услугу для каждого потребителя в порядке и на условиях, определенных «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, осуществлять формирование, печать и доставку счет-квитанций потребителям от своего имени. С декабря 2010 года Бекбаевой Л.К. в счетах на оплату электрической энергии, потребленной в квартире, Советско-Гаванским отделением филиала ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт» дополнительно к требованиям об оплате потребленной электроэнергии в квартире стали выставляться требования об оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома: за декабрь 2010 года в количестве 2 355 кВт на сумму -- рубля -- копеек, в январе 2011 года выставлено к оплате ОДН 2721 кВт на сумму -- рубля -- копейки, в феврале 2011 года выставлено к оплате ОДН -- кВт на сумму -- рублей -- копеек, в марте 2011 года выставлено к оплате ОДН 2 246 кВт на сумму -- рублей -- копеек, в апреле 2011 года 1 794 кВт на сумму -- рублей -- копейки, в мае 2011 года 1 444 кВт на сумму -- рублей -- копейки, в июне счет на оплату ОДН не выставлялся, в июле 2011 года выставлено к оплате за ОДН 37 кВт на сумму -- рублей -- копейка. Всего с декабря 2010 года по июль 2011 года Бекбаевой Л.К. выставлены счета на оплату ОДН в количестве 14129 кВт на сумму -- рубля -- копеек. С выставленными ей счетами на оплату ОДН Бекбаева Л.К. не согласна и обратилась в суд с указанным иском, в котором просит суд обязать ответчика снять начисленные ей к оплате за ОДН денежные средства за указанный период в сумме -- рублей -- копеек. Основания заявленного Бекабевой Л.К. иска указаны в её исковом заявлении. В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Обсудив заявленные Бекбаевой Л.К. исковые требования, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.ч.1 и 4 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Согласно ч. 4 ст. 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. В редакции Федерального закона от 04.06.2011 года № 123-ФЗ часть 4 ст.155 ЖК РФ изложена в следующей редакции: наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью7.1 настоящей статьи. Согласно ч.7.1 ст.155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. В соответствии с ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации своим постановлением от 23.05.2006 года № 307 утвердило «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», которые в соответствии с п.п. 1 и 2 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов. Согласно п. 3 Правил, "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещения; "исполнитель" -юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений -иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; "потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; "управляющая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом; "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов; «коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг; "внутридомовые инженерные системы" - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме; В соответствии с п. 37 Правил, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1 -го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. В данном случае ОАО «ДЭК» является ресурсоснабжающей организацией по поставке в многоквартирный дом, в котором расположено занимаемое Бекбаевой Л.К. по договору социального найма жилое помещение коммунального ресурса - электрической энергии, управляющая компания ООО «ГУК-СЗ» является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению многоквартирного дома, Бекбаева Л.К. является потребителем этой услуги. Исходя из вышеприведенных положений жилищного законодательства, в плату за коммунальные услуги включается плата за электроснабжение (в том числе плата за ОДН), которую Бекбаева Л.К. обязана вносить управляющей организации в порядке, установленном Правительством РФ и Жилищным кодексом РФ, а ООО «ГУК-СЗ», в свою очередь, обязано рассчитываться с ОАО «ДЭК» за потребленную многоквартирным домом электроэнергию. ОАО «ДЭК» не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению дома, где располагается принадлежащая истице квартира, не является управляющей организацией для этого дома, не является платежным агентом по взиманию платы за коммунальные услуги, предоставленные исполнителем коммунальных услуг, поэтому не вправе выставлять счета за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды многоквартирного дома непосредственно жильцам дома – потребителям этой коммунальной услуги. Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей компании, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 2 мая 2007 года № 8167-ЮТ/07). Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 ЖК РФ). Предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя (абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307). Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальной услугой является не сама электрическая энергия, а электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. В то же время электроэнергия является коммунальным ресурсом (абз.7 указанного пункта), который продается ресурсоснабжающей организацией исполнителю для поставки потребителю. При этом индивидуальный прибор учета предназначен для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении (абз. 13 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), при оплате по такому прибору происходит возмещение стоимости коммунальных ресурсов. Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам). Возможность заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на приобретение электрической энергии предусмотрена только для собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или для собственников жилых домов при отсутствии заключенного с исполнителем договора (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам). В то же время исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530). Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Вместе с тем, такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу предписаний постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами. В свою очередь, указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжения, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения. Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома. Таким образом, действия ОАО «ДЭК» по выставлению Бекбаевой Л.К. напрямую счетов на оплату электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, являются незаконными, выставленные Бекбаевой Л.К. начисления на оплату ОДН со стороны ОАО «ДЭК» подлежат снятию с её лицевого счета. Заключенный между ответчиком и третьим лицом Договор энергоснабжения как противоречащий закону в силу ст.ст.166-168 ГК РФ является ничтожной сделкой в части передачи полномочий по начислению и выставлению счетов жильцам многоквартирного дома непосредственно ресурсоснабжающей организацией. Согласно ч.1 с. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решения суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. В соответствии с ч.1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрение дела. В силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В данном случае в силу подп.4 п.2 ст. 333.36 НК РФ Бекбаева Л.К. освобождена от уплаты государственной пошлины, ответчик от уплаты судебных расходов в соответствии с налоговым законодательством не освобожден, в связи с чем с него в доход бюджета Советско-Гаванского муниципального района подлежит взысканию в силу ч.2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина пропорционально удовлетворенной части иска. Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.198,199,103 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л : Иск Бекбаевой Л.К. удовлетворить. Обязать ОАО «ДЭК» произвести перерасчет выставленных Бекбаевой Л.К. к оплате денежных средств за электроэнергию путем исключения с лицевого счета № -- выставленных к оплате денежных средств за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды дома № по ул. № в г. № за период с декабря 2010 года по июль 2011 года в сумме -- рублей -- копеек. Обязать ОАО «ДЭК» прекратить выставление Бекбаевой Л.К. выставление квитанций с требованием об оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды дома № по ул. № в г. №. Взыскать с ОАО «ДЭК» в бюджет Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в сумме -- рубля -- копейки. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда. Мотивированное решение суда изготовлено 03 ноября 2011 года. Судья К.П. Бугаёв Решение не вступило в законную силу.
пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды.