Решение края о признании незаконным бездействия, выражающегося в отсутствии содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Советская Гавань 27 октября 2011 года

Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Прозапас Н. И.,

при секретаре Сергушевой Ю. В.,

с участием заместителя прокурора Советско-Гаванской городской прокуратуры Матченко Е. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Советско-Гаванского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации … района … края о признании незаконным бездействия, выражающегося в отсутствии содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения, понуждении к устранению в полном объеме допущенных нарушений прав граждан на обеспечение предупреждения и защиты от чрезвычайных ситуаций путем проведения аттестации аварийно-спасательного формирования,

УСТАНОВИЛ:

Советско-Гаванский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края с иском к Администрации … района … края о признании незаконным бездействия, выражающегося в отсутствии содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения, понуждении к устранению в полном объеме допущенных нарушений прав граждан на обеспечение предупреждения и защиты от чрезвычайных ситуаций путем проведения аттестации аварийно-спасательного формирования. В обоснование заявленных требований указал, что Советско-Гаванской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций в…., в ходе которой установлено, что Администрацией …. полномочия по созданию, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или)аварийно-спасательных формирований на территории поселения реализованы путем принятия Главой … года постановления №…. Из пунктов 1 и 2 указанного Положения следует, что аварийно-спасательное формирование, созданное в поселении, осуществляет задачи в сфере соблюдения пожарной безопасности, участие в ликвидации пожаров и их последствий, осуществлении мероприятий по гражданской обороне, осуществлении мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. То есть, в нарушение норм законодательства, регулирующего правоотношения в рассматриваемой сфере, Положением о создании и организации нештатного аварийно-спасательного формирования в ….не предусмотрена такая функция нештатного аварийно-спасательного формирования поселения, как проведение аварийно-спасательных работ в том смысле, который вкладывает в это понятие Федеральный закон от 22.08.1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Аттестация нештатного аварийно-спасательного формирования Администрации поселения в установленном законом порядке не проведена, в аварийно-спасательном формировании отсутствуют аварийно-спасательный инструмент и оборудование. Денежные средства на проведение аттестации и приобретение необходимого оборудования и медикаментов для аварийно-спасательных работ в бюджете поселения на 2011 год не предусмотрены. Изложенное свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления …. полномочий по содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения, в результате чего не организовано проведение аварийно-спасательных работ в поселении в случае их необходимости.

До начала судебного заседания от ответчика – Администрации … какого-либо отзыва на исковое заявление не поступило.

В судебном заседании заместитель прокурора Матченко Е.А. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика - Администрации …, своевременно и надлежащим образом извещенный о дате и месте судебного разбирательства, в суд не явился.

В соответствии с частью четвертой статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив представленные материалы, заслушав пояснения заместителя прокурора Матченко Е.А., суд приходит к следующему:

В судебном заседании установлено:

… года Главой …. района … края принято постановление № … в соответствии с которым утверждено Положение о создании и организации нештатного аварийно – спасательного формирования в …, заместителю главы администрации поручено разработать пакет организационных документов по созданию, обеспечению и комплектованию нештатного аварийно – спасательного формирования, принято решение предусмотреть финансовые средства из бюджета городского поселения на материально – техническое обеспечение нештатного аварийно – спасательного формирования (приобретение техники и аварийно – спасательного вооружения, расходы по их содержанию, приобретению одежды и специального снаряжения), поручено определить место дислокации, здание и помещения подразделения аварийно – спасательного формирования, в течение первого полугодия … года решено организовать работу по созданию нештатного аварийно – спасательного формирования, подбор кандидатов и комплектование подразделения личным составом / л.д. л.д. 13-17/.

… года Главой … принято постановление №… в соответствии с которым назначен начальник нештатного аварийно – спасательного формирования, поручено соответствующим должностным лицам разработать, утвердить и довести до всех членов аварийно – спасательного формирования табель боевого расчета; разработать и утвердить планы занятий с нештатным аварийно – спасательного формированием; утверждено место сбора подразделения, установлено время прибытия; назначен ответственный за хранение аварийно – спасательного имущества / л.д. л.д. 13 – 23/.

Часть 1 статьи 20 и часть 1 статьи 41 Конституции РФ гарантируют каждому право на жизнь и здоровье.

В целях соблюдения данных принципов, 21.12.1994 года законодателем был принят Федеральный закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В соответствии с пунктами «а» и «з» части 2 статьи 11 указанного Закона органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях, а также создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений отнесено создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения.

Таким образом, суд устанавливает, что обязанность по организации и содержанию аварийно-спасательных служб и формирований законом возложена на администрацию ….

Как следует из статьи 17 Положения об аттестации аварийно - спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке на территории Российской Федерации», утвержденных Постановлением ГКЧС РФ от 27.09.1993 года N 4 «О совершенствовании деятельности ведомственных и территориальных комиссий по аттестации аварийно - спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке на территории Российской Федерации», аварийно-спасательное формирование должно соответствовать разработанной для него организационно-штатной структуре и размещено таким образом, чтобы обеспечить прибытие в установленные сроки к месту чрезвычайной ситуации. Формирование должно быть укомплектовано спасателями, знающими специфику ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территории. Аварийно-спасательное формирование должно быть оснащено табельными техническими и транспортными средствами, обеспечивающими выполнение возложенных на него задач и функций по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Табель оснащения устанавливается нормативными документами учредителя АСФ. Аварийно-спасательное формирование должно иметь помещение и оборудование, обеспечивающее несение круглосуточного дежурства, надежную связь с обслуживаемыми объектами и органами управления, системы оповещения личного состава формирования, размещения транспорта, имущества и установленных запасов материальных средств. Аварийно-спасательное формирование должно быть обеспечено учебно-тренировочной базой, позволяющей проводить все виды подготовки, необходимой для обеспечения соответствующего уровня готовности спасателей и формирования в целом.

Статьей 7 Федерального закона от 22.08.1995 года N 151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей» установлено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно- спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:

на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно- спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования;

на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.

Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются:

в федеральных органах исполнительной власти - решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию с органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Статьей 12 Федерального закона от 22.08.1995 года N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» установлено, что все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.

В соответствии с п.п. 1, 2, 5,6 Основных положений аттестации аварийно – спасательных служб, аварийно – спасательных формирований и спасателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1479 аттестации подлежат профессиональные аварийно - спасательные службы, профессиональные аварийно - спасательные формирования, нештатные аварийно - спасательные формирования, общественные аварийно - спасательные формирования, далее именуются - аварийно - спасательные службы (формирования), и спасатели. Аттестация проводится с целью определения возможности выполнения аварийно - спасательными службами (формированиями) и спасателями возложенных на них задач. В ходе аттестации обязательной проверке подлежат профессиональная подготовка работников органов управления и спасателей аварийно - спасательных служб (формирований), их оснащенность аварийно - спасательными средствами и степень готовности к выполнению аварийно - спасательных работ.. Аттестованным аварийно - спасательным службам (формированиям) выдаются свидетельства установленного образца на право ведения определенных видов аварийно - спасательных работ, а спасателям - удостоверение спасателя, книжка спасателя и жетон спасателя установленных образцов. Указанные свидетельства и удостоверения спасателя действительны на всей территории Российской Федерации.. Аварийно - спасательные службы (формирования) и спасатели подлежат первичной, периодической и внеочередной аттестации. Первичной аттестации подлежат вновь создаваемые аварийно - спасательные службы (формирования), а также граждане, решившие стать спасателями. Периодическая аттестация аварийно - спасательных служб (формирований) и спасателей проводится по истечении срока их аттестации, но не реже одного раза в 3 года. Внеочередная аттестация аварийно - спасательных служб (формирований) и спасателей проводится в случае изменения вида выполняемой ими аварийно - спасательной работы.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Не использование стороной указанного диспозитивного права на представление доказательств влечет соответствующие процессуальные последствия – в том числе и постановление решения только на основании тех доказательств, которые представлены в материалы дела другой стороной.

В нарушение требований гражданского процессуального законодательства ответчиком не представлены доказательства в подтверждение полного и надлежащего содержания и организации деятельности аварийно – спасательного формирования: оснащение техническими средствами, оборудованием, учебно - тренировочной базой, наличие запасов материальных средств, а также доказательства проведения аттестации аварийно – спасательного формирования, а поэтому заявленные требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Советско-Гаванского городского прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации …., выражающееся в отсутствии надлежащего содержания и организации деятельности нештатного аварийно – спасательного формирования на территории поселения.

Возложить на Администрацию … обязанность провести аттестацию нештатного аварийно – спасательного формирования.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в течение 10 суток со дня составления мотивированного решения..

Мотивированное решение изготовлено 07 ноября 2011 года.

Судья Н. И. Прозапас