Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Советская Гавань 27 октября 2011 года Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Прозапас Н. И., при секретаре Сергушевой Ю. В., с участием: помощника прокурора Советско-Гаванской городской прокуратуры Комоловой О. Н., представителей ответчика – Общества с ограниченной ответственностью ….» - генерального директора Лугининой О. Г. и Шиловой А. В., действующей на основании доверенности № … от … года представителя третьего лица – Администрации … - Пчельникова П. В., действующего на основании доверенности № … от … года рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Советско-Гаванского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью …. о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в лесах, а именно: обеспечить очистку при эксплуатации линии электропередач «…» в … и … кварталах Городского участкового лесничества КГУ … с переходом на территорию города …, на участке между трансформаторными подстанциями «…» и «…» на расстоянии 10 метров от проекции крайнего провода от древесно-кустарниковой растительности, УСТАНОВИЛ: Советско-Гаванский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края с иском к ООО … о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в лесах, а именно: обеспечить очистку территории от порубочных остатков, на расстоянии 10 метров от проекции крайнего провода, обеспечить очистку от древесно-кустарниковой растительности, при эксплуатации линий электропередач «…» в …, …, … и … кварталах Городского участкового лесничества КГУ … с переходом на территорию города …, на участке между трансформаторными подстанциями «…» и «…»; обеспечить очистку территории при эксплуатации линий электропередач «…» на участке между подстанциями «…» и «…» в кварталах …, … и … Городского участкового лесничества от древесно-кустарниковой растительности на расстоянии 10 метров от проекции крайнего провода; обеспечить очистку территории при эксплуатации линий электропередач «…» в …, …, … и … кварталах Городского участкового лесничества КГУ …, на участке между трансформаторными подстанциями «…» и «…» от порубочных остатков, на расстоянии 10 метров от проекции крайнего провода обеспечить очистку от древесно-кустарниковой растительности; обеспечить очистку при эксплуатации линии электропередач «…» в … и … кварталах Городского участкового лесничества КГУ …. с переходом на территорию города …., на участке между трансформаторными подстанциями «…» и «…» на расстоянии 10 метров от проекции крайнего провода от древесно-кустарниковой растительности. В обоснование заявленных требований указал, что в результате проверки, проведенной … года Советско-Гаванской городской прокуратурой, установлено, что в … районе … края в … кварталах Городского участкового лесничества КГУ …в защитных лесах (лесопарковых частях зеленых зон) с переходом на территорию города … предприятием ООО … допущены нарушения правил пожарной безопасности в лесах при эксплуатации линий электропередач. При эксплуатации линии электропередач «… в … кварталах Городского участкового лесничества КГУ … с переходом на территорию города …, на участке между трансформаторными подстанциями «…» и «…» не обеспечена очистка территории от порубочных остатков, на расстоянии 10 метров от проекции крайнего провода не обеспечена очистка от древесно-кустарниковой растительности; при эксплуатации линии электропередач «…» на участке между подстанциями «…» и «…» в кварталах … Городского участкового лесничества на расстоянии 10 метров от проекции крайнего провода не обеспечена очистка от древесно-кустарниковой растительности; при эксплуатации линии электропередач «…» в … кварталах Городского участкового лесничества КГУ …, на участке между трансформаторными подстанциями «… и «…» не обеспечена очистка территории от порубочных остатков, на расстоянии 10 метров от проекции крайнего провода не обеспечена очистка от древесно-кустарниковой растительности; при эксплуатации линии электропередач «…» в … кварталах Городского участковою лесничества КГУ … с переходом на территорию города …, на участке между трансформаторными подстанциями «…» и «…» на расстоянии 10 метров от проекции крайнего провода не обеспечена очистка от древесно-кустарниковой растительности. На основании передаточного акта от … года, составленного во исполнение договора № … от … года данные линии электропередач Администрацией … переданы в пользование ООО … В соответствии с пп.3.4.4, 3.4.5 вышеуказанного договора арендатор обязан соблюдать правила пожарной безопасности и не допускать захламления строительным мусором территорий, прилегающих к арендуемому имуществу. Таким образом, ответственность за несоблюдение правил пожарной безопасности согласно договору лежит на ООО ….. Указанные нарушения правил пожарной безопасности в лесах создают реальную угрозу возникновения пожароопасной ситуации, что может повлечь причинения вреда жизни и здоровью людей До начала судебного заседания от ответчика – ООО …. поступил отзыв на исковое заявление, в котором ответчик заявленные требования не признает и при этом указывает, что предприятие с … года получило утвержденный тариф на услуги по передачи электроэнергии от Комитета по политике цен и тарифам на … год и в … года заключались договора на услуги по передаче электроэнергии с ОАО …и на компенсацию потерь электроэнергии с ОАО …, это основные документы для деятельности предприятия. Поэтому начало своей деятельности ООО … начали после оформления договоров и фактически с … года начали прием работников на предприятие и продолжали по … года формировать штат согласно штатного расписания. Проверка прокурора Советско-Гаванской прокуратуры проводилась … года совместно с Городским участковым лесничества КГУ … в защитных лесах по кварталам … с переходом на территорию города … года прокурором Советско-Гаванской прокуратуры было вынесено предписание в срок до … года выполнить прорубку по следующим объектам воздушных линий … кВ: - «… » от подстанции «… » до … - «… » на участке между трансформаторными подстанциями «… » и «…». - «… » на участке между трансформаторными подстанциями «… » и «…». - «… » на участке между трансформаторными подстанциями-«… » и «…». По предписанию Советско-Гаванской прокуратуры объект воздушная линия передачи … кВ «… » от подстанции «… » до …, которая находится в аренде у ООО … (об этом свидетельствует выписка Администрации … из реестра муниципального имущества и договора аренды муниципального имущества по передаточному акту - пункт № …) прорубка была осуществлена. По остальным вышеуказанным воздушным линиям прорубку не производили, так как данные объекты не переданы в аренду по договору аренды муниципального имущества в ООО … Орган прокуратуры, ссылаясь на передаточный акт от … года к договору аренды муниципального имущества № … от … года не указывает конкретно перечисленные выше воздушные линии передач … кВ по порядковому номеру в акте. Согласно мероприятий по подготовке трансформаторных подстанций, кабельных и воздушных линий … кВ и … кВ, где указываются сроки выполнения работ, к осенне-зимнему периоду, в том числе и порубку древесно-кустарной растительности, с июня по ноябрь месяцы - это период, когда можно работать технике и людям (не нарушая правил техники безопасности п. 4.15.63- 4.15.71 «Правил по охране труда (Правил безопасности) при эксплуатации электроустановок» утв. Постановлением Минтруда РФ от 05.01.2001 года № 3. Приказом Минэнерго РФ от 27.12.2000 года № 163 (в ред. от 20.02.2003 года). Орган прокуратуры ссылается на нарушение правил Приказа Минсельхоза РФ № 28 от 05.02.2010 года по п. 11. При этом орган прокуратуры применил нормы Приказа № 28 без системного анализа их взаимосвязи. Нормы приказа № 28 от 05.02.2010 года не содержат приведенной в иске прокуратуры фразы «... обеспечивают периодическую расчистку трасс линий электропередачи и связи от древесной и кустарниковой растительности путем ее вырубки Отдельные деревья или группы деревьев растущие вне линии электропередачи должны своевременно вырубаться. В действительности орган прокуратуры самовольно переиначил содержание п. 13 Приказа № 28 от 05.02.2010 в тексте нормативного акта пункт имеет следующее содержание: «Допускается периодическая расчистка трасс линий электропередачи и связи от древесной и кустарниковой растительности путем ее вырубки. Отдельные деревья или группы деревьев, растущие вне просеки и угрожающие падением на провода или опоры линий электропередачи и связи, должны своевременно вырубаться. В опушках леса, примыкающих к линиям электропередачи или линиям связи (охранных зонах), в обязательном порядке убираются зависшие деревья». Очевидно, что между термином «допускается» примененным законодателем и термином «обеспечивают периодическую расчистку» примененным прокуратурой, существует значительная разница. Пункт 8 приказа № 28 от 05.02.2010 года устанавливает «При необходимости рубки лесных насаждений в зоне притундровых лесов и редкостойной тайги механизированная рубка деревьев, трелевка древесины, уборка порубочных остатков, способные нарушить растительный и почвенный покровы, должны осуществляться преимущественно в зимний период. При проведении рубок в данных природно-климатических условиях повреждение почвы с минерализацией ее поверхности не допускается». На территории Советско-Гаванского района распространены леса смешанного типа, в том числе такие как «даурского типа» и «аянского типа». Аянский тип лесов сформирован редкостойной тайгой, следовательно, осуществлять порубки таких лесов в весенний и летний период времени не допускается согласно закона, поэтому соответствующие мероприятия по подготовке к зиме были запланированы на зимний период … года, в противном случае действия организации вступали в прямое противоречие с законодательством, действующим в области лесоохраны. Осуществить порубку леса без использования механизированного метода невозможно технологически. Кроме того вопрос о понуждении ООО «Городские электросети» к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в лесах был решен с применением нормы Приказа Минсельхоза № 28 от 05.02.2010 года, указанный приказ прекратил действие 20.08.2011 года и в настоящее время применяются нормы Правил использования лесов для строительства реконструкции и эксплуатации линейных объектов, утвержденные Приказом Минсельхоза № 223 от 10.06.2011года. Приказ № 223 содержит существенные отличия от приказа № 28 и в значительной мере разъяснеет и систематизирует обязанности по использованию лесного фонда лицами осуществляющими пользование сетями. Полагают, что исковое требование о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в лесах не имеет основания и считают не подлежащим удовлетворению. В судебном заседании помощник прокурора Комолова О.Н. поддержала заявленные требования в части возложения на Общество с ограниченной ответственностью … обязанности обеспечить очистку при эксплуатации линии электропередач «…» в … кварталах Городского участкового лесничества КГУ … с переходом на территорию города … на участке между трансформаторными подстанциями «…» и «…» на расстоянии 10 метров от проекции крайнего провода от древесно-кустарниковой растительности, В судебном заседании представители ответчика - Общества с ограниченной ответственностью … Лугинина О.Г. и Шилова А.В. иск не признали и пояснили, что действительно в аренде у Общества с ограниченной ответственностью … находится воздушная линия …, однако все работы по очистке данной линии от древесно-кустарниковой растительности, выполнены еще … года. В судебном заседании представитель третьего лица – Администрации … - Пчельников П. В. пояснил, что Администрацией в аренду Обществу с ограниченной ответственностью … передана воздушная линия …, что подтверждается пунктом … передаточного акта. Изучив представленные материалы, заслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему: В судебном заседании установлено: Согласно передаточного акта от … года Администрация … передало в аренду Обществу с ограниченной ответственностью … воздушную линию … / л.д. 54/ Из акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности в лесах при эксплуатации линий электропередач от … года следует, что при эксплуатации линии электропередач «…» в … кварталах Городского участкового лесничества КГУ…. с переходом на территорию …, на участке между трансформаторными подстанциями «…» и «…» на расстоянии 10 метров от проекции крайнего провода не обеспечена очистка от древесно – кустарниковой растительности / л.д. 25/. Часть 1 статьи 20 и часть 1 статьи 41 Конституции РФ гарантируют каждому право на жизнь и здоровье. В целях соблюдения данных принципов, 21.12.1994 года законодателем был принят Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В преамбуле данного закона указывается на то, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Статья 2 указанного закона определяет, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Согласно статье 37 Закона о пожарной безопасности руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. В соответствии с условиями Закона о пожарной безопасности Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 были утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (далее – Правила пожарной безопасности). В соответствии с пунктом 1 указанные Правила пожарной безопасности в устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. . В соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. Частью 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» утверждены соответствующие Правила пожарной безопасности в лесах (далее ППБ). Разделом 9 указанных Правил установлены требования к пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов. В соответствии с пунктом 34 ППБ просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. В соответствии с пунктом 35 ППБ при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов. В соответствии с частью 5 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с пунктом 16 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Рослесхоза № 223 от 10.06.2011 года лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами. Требования к параметрам очистки от лесных насаждений охранных зон линий электропередач установлены приказом Минэнерго РФ от 20.05.2003 года № 187 «Об утверждении глав правил устройства электроустановок» (вместе с «Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). Издание седьмое. Раздел 2. Передача электроэнергии. Главы 2.4, 2.5»). В соответствии с названным приказом требования Правил устройства электроустановок обязательны для всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а также для физических лиц, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Требования главы 2.5 Раздела 2 (передача электроэнергии) распространяются на воздушные линии электропередачи напряжением выше 1 кВ и до 750 кВ, выполняемые неизолированными проводами (BJI), и напряжением выше 1 кВ и до 20 кВ, выполняемые проводами с защитной изолирующей оболочкой - защищенными проводами (BЛ3). Пунктом 2.5.207 главы 2.5 Раздела 2 Правил предусмотрены критерии определения ширины просек в зависимости от группы лесов, где проходят линии электропередач. При этом, из содержания подпункта 1 пункта 2.5.207 следует, В насаждениях с перспективной высотой пород до 4 м ширина просек принимается равной расстоянию между крайними проводами ВЛ плюс по 3 м в каждую сторону от крайних проводов. А согласно подпунктам 2 и 3 пункта 2.5.207 ширина просеки должна быть значительно большей в зависимости от группы лесов и составлять не менее 10 метров в сторону по горизонтали между крайним проводом воздушной линии и кроной дерева для лесов 1 группы. В соответствии с п/п 2.5.209 главы 2.5 Раздела 2 Правил по всей ширине просеки по трассе BЛ должны быть произведены ее очистка от вырубленных деревьев и кустарников, корчёвка пней или срезка их под уровень земли и рекультивация. В судебном заседании представители ответчика - Общества с ограниченной ответственностью … Лугинина О.Г. и Шилова А.В. пояснили, что все работы по очистке данной линии от древесно-кустарниковой растительности, выполнены еще … года. В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требовании и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Поскольку представителями ответчика не представлены никакие доказательства в подтверждение факта устранения нарушений требований пожарной безопасности, изложенных в акте от … года, то суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Советско-Гаванского городского прокурора удовлетворить. Возложить на Общество с ограниченной ответственностью … обязанность устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в лесах, а именно: обеспечить очистку при эксплуатации линии электропередач «…» в … кварталах Городского участкового лесничества КГУ … с переходом на территорию города …, на участке между трансформаторными подстанциями «…» и «…» на расстоянии 10 метров от проекции крайнего провода от древесно-кустарниковой растительности. Решение может быть обжаловано и опротестовано в Судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в течение 10 суток со дня составления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 07 ноября 2011 года. Судья Н. И. Прозапас