Решение о признании незаконным начисления оплаты за электроэнергию



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Советская Гавань 18 ноября 2011 года

Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Прозапас Н. И.,

при секретаре Сергушевой Ю. В.,

с участием истцов – Кохонова Н. Н., Кохоновой Т. М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кохонова Н. Н. и Кохоновой Т. М. к …. отделению филиала … Открытого акционерного общества …. о признании незаконным начисления оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды за период с … года по … года, возложении обязанности прекратить выставление счетов на оплату электроэнергии на общедомовые нужды и произведении перерасчета начисленной платы за электроэнергию на общедомовые нужны за период с … года по … года в сумме … рублей … копеек

УСТАНОВИЛ:

Кохонов Н. Н. и Кохонова Т. М., с учетом уточненных требований, обратились в Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края с иском к ….отделению филиала …. Открытого акционерного общества …. о признании незаконным начисления оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды за период с … года по … года, возложении обязанности прекратить выставление счетов на оплату электроэнергии на общедомовые нужды и произведении перерасчета начисленной платы за электроэнергию на общедомовые нужны за период с … года по … года в сумме … рублей … копеек. В обоснование заявленных требований указали, что проживают по адресу: … и являются потребителями электроэнергии, предоставляемой ответчиком. Вся потребленная электроэнергия была оплачена ими в полном объеме согласно показаниям квартирного прибора учета электрической энергии. Тем не менее, согласно полученному вместе с квитанцией об оплате электроэнергии за … года уведомлению о введении ограничения режима потребления электроэнергии, за ними числилась задолженность в сумме … рублей … копеек. Данная задолженность являлась выставленной к оплате стоимости потребленной энергии на ОДН и была выставлена ответчиком. С выставляемыми счетами не согласны, так как ОАО …. не является организацией, предоставляющей коммунальные услуги, в связи с чем не вправе требовать оплаты за электроэнергию. Дом, в котором они проживают, находится под управлением УК ООО «…». Полагают, что требования об оплате электроэнергии на ОДН выставлено ответчиком необоснованно, поскольку такая оплата, в силу закона, должна производится управляющей компания, осуществляющей управление многоквартирным домом. Прямая оплата коммунальных услуг, в том числе и плату за электроэнергию, ресурсоснабжающей организации предусмотрена для собственников квартир, осуществляющих непосредственное управление домом. Более того, в нарушение «Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета энергетических ресурсов», утвержденного Приказом Министерства энергетики РФ от 07.04.2010 года № 149, ответчиком были установлены 4 коллективных (общедомовых) прибора учета электроэнергии при отсутствии соответствующего решения общего собрания жильцов многоквартирного дома. Кроме того, в доме имеются юридические лица – магазины, кабельное телевидение, также подключенные к общедомовым электросетям. На сегодняшний день обследованы только подъездные электрощиты и выявлены факты безучетного потреблении электроэнергии физическими лицами, не опломбированные индивидуальные счетчики. Состояние электросетей в доме не соответствует правилам и нормам эксплуатации. Подвальное помещение до сих пор комиссионно не обследовано.

До начала судебного заседания от ответчика ОАО … Филиал ….отделение поступил отзыв на исковое заявление, в котором ответчик заявление требования не признает, указывая, при этом, что в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ. Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета, а при их отсутствии порядок перерасчета платы за отдельные услуги. В силу пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами помещений является общим имуществом собственников помещений в указанном доме. Статья 210 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Жилищный кодекс РФ в части 3 статьи 30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения, и если данное помещение является квартирой, содержание общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. В соответствии со статьей 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме, за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Потребление электроэнергии на общедомовые нужды многоквартирного дома включает в себя: освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии общего имущества многоквартирного дома, а также компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей (пункт 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.09.2006 года № 530). Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение». Согласно пункту 52 Правил одной из обязанностей граждан – потребителей коммунальных услуг является внесение своевременной и в полном объеме оплаты, как за индивидуальное потребление. В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса РФ оплата электроэнергии производится за фактически потребленное абонентом количество энергии в соответствии с данными приборов учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, соглашением сторон. Указание в первом предложении пункта 22 Правил обязывает собственников помещений в многоквартирном доме нести обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, согласуется с вышеперечисленными предложениями Гражданского кодекса РФ и Жилищного кодекса РФ. Кроме того, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за потребленную электрическую энергию определяется исходя из нормативов потребления. При таких обстоятельствах даже при отсутствии прибора учета общего потребления электроэнергии в многоквартирном доме, где проживают потребители, на них лежит обязанность производить оплату электроэнергии на общедомовые нужды. В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с частью 2 статьи 39 Жилищного кодекса РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ. Статья 153 Жилищного кодекса РФ обязывает граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. Действующим законодательством на Управляющую компанию возложена обязанность по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями на приобретение соответствующего вида коммунальных ресурсов в целях предоставления гражданам, их избравшим. Отношения по поставке электроэнергии в данный дом, а также предъявления к оплате платежных документов потребителям построены в рамках заключенного Договора энергоснабжения № ….от …. года, заключенного между ОАО …, и ООО …, которое в свою очередь делегировало ОАО …. все права по начислению и предъявлению к оплате гражданам платежных документов исходя из показаний, в том числе по показаниям коллективного прибора учета: право определять объем потребляемых энергоресурсов и размер платы за предоставленную коммунальную услугу для каждого потребителя в порядке и на условиях, определенных «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, все права по начислению и предъявлению к оплате гражданам платежных документов, исходя из показаний, в том числе по показаниям коллективного прибора учета. Условия заключенного Договора не противоречат нормам действующего законодательства, права потребителей не нарушают и не ущемляют. В соответствии с пунктом 22 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Для дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, и частично индивидуальными приборами учета, расчет платы за коммунальную услугу «электроснабжение» производится в соответствии с формулой 9 (подпункт 1, пункт 3 приложение 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением от 23.05.2006 года № 307). В соответствии с пунктом 7 вышеуказанных Правил общий объем электрической энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета – пропорционально их показаниям. Применение иного порядка расчета ОДН законодательством не предусмотрено. Правомерность производимых расчетов подтверждена Решением ВАС РФ от 24.08.2009 года № 7048/09. Тарифы на электрическую энергию для населения устанавливает Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, а тарифы на содержание и ремонт жилья формируют исполнители коммунальных услуг с учетом решения собственников жилья. Замена электрооборудования в местах общего пользования тарифом на электроснабжение не предусмотрена. На основании разъяснительного письма Министерства Регионального развития Российской Федерации от 18.06.2007 года № 11356-ЮТ/07 «Об отнесении снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу платы за коммунальные услуги» Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края исключил оплату за предоставление коммунальной услуги «электроснабжение» в местах общего пользования из раздела «Содержание и ремонт жилья». Многоквартирный жилой дом № … по ул. … пос. … оборудован общедомовыми приборами учета электроэнергии, что подтверждается Актом № … от … года. Начисление ОДН жильцам данного дома производится с … года. Снятие показаний общедомового и индивидуального приборов учета электроэнергии производится ежемесячно. В … года Кохонову Н. Н. и Кохоновой Т. М. было начислено: … кВт·ч. на общую сумму … рубля … копейки – индивидуальное потребление, … кВт·ч. на сумму … рублей … копеек – доля ОДН; в … года: … кВт·ч на общую сумму … рублей … копейки – индивидуальное потребление, … кВт·ч на сумму … рублей … копеек – доля ОДН; в … года: … кВт·ч на общую сумму … рублей … копеек – индивидуальное потребление, … кВт·ч на сумму … рублей … копеек – доля ОДН; в … года – … кВт·ч на общую сумму … рублей … копейки – индивидуальное потребление, … кВт·ч на сумму … рубля … копеек – доля ОДН; в … года – … кВт·ч на общую сумму … рублей … копеек – индивидуальное потребление, … кВт·ч на сумму … рубля … копеек – доля ОДН. Исходя из общих норм, регулирующих процедуру заключения договора энерогоснабжения, основными документами, требование которых у контрагента по договору допускается для Гарантирующего поставщика, определены в пункте 62 Правил функционирования розничных рынков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2010 года № 530 и обычаями делового оборота, которыми предусмотрено предоставление юридических документов, подтверждающих статус контрагента по договору. При заключении договора энергоснабжения, Гарантирующий поставщик не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность управляющей компании, в том числе истребовать документы, подтверждающие согласие собственников многоквартирного дома на получение коммунальной услуги «энергоснабжение» по показаниям коллективного прибора учета, а также сведений, подтверждающих, что указанный прибор учета является общей собственностью собственников многоквартирного дома, на что указывает истец, поскольку обязанность по содержанию общего имущества, а также внесению платы на собственников возложена императивно Жилищным кодексом РФ и Гражданским кодексом РФ. Понятие общедомового прибора учета дано в пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307: общедомовой прибор учета – это средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или жилом доме. Положение пункта 7 Постановления Правительства РФ от 13.08.2010 года № 491 предусматривает, что общедомовой прибор учета электроэнергии может быть установлен внутри многоквартирного жилого дома. Только в данном случае он входит в состав общедомового имущества многоквартирного жилого дома. При этом, состав общего имущества определяется на основании общего собрания собственников жилья, в случае принятия решения об установлении общедомового прибора учета электрической энергии. В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ в структуру платы за жилое помещение входит, в том числе, плата за содержание и ремонт жилого помещения, включая в себя плату за услуги работы по управлению многоквартирным домом, а также расходы на капитальный ремонт (их размер) определяется решением общего собрания собственников помещений, что согласуется с требованиями пункта 7 Постановления Правительства РФ от 13.08.2010 года № 491, а именно, принятие решения об установке общедомового прибора учета электроэнергии за счет средств собственников должно быть принято на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, при этом оплата установки прибора учета должна быть заложена в размер платы за капитальный ремонт. Но согласно положению пункта 138 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530 приборы учета электроэнергии могут быть установлены как со стороны потребителя, так и со стороны сетевой организации, к электрическим сетям которой присоединен данный потребитель, при этом, в случае наличия одного прибора учета, он используется в качестве расчетного, при наличии двух приборов учета в качестве расчетного, используется тот, у которого выше класс точности, при равных классах точности – по договоренности. Общедомовые приборы учета установлены на границе балансовой принадлежности и фиксируют весь объем электрической энергии, отпускаемой в многоквартирный дом, расположенный по адресу: …, что полностью соответствует требованию пункта 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307. Установлены общедомовые приборы учета электрической энергии Сетевой организацией самостоятельно в соответствии с разделом IX Постановления Правительства РФ от 31.08.2008 года № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», вмешиваться в административно-хозяйственную сетевой организации ОАО …. не имеет права. Кроме того, принятие данных приборов учета в эксплуатацию в качестве расчетных производилось в комиссионном порядке в присутствии представителя ООО …., осуществляющей управление многоквартирным жилым домом, при этом комиссией полностью исследовалось электрооборудование мест общего пользования на предмет выявления несанкционированных подключений, с целью недопущения несанкционированного использования нежилых помещений многоквартирного дома. Таким образом, представителям организации, обслуживающей многоквартирный дом и собственникам помещений в многоквартирном доме было известно об установке общедомового прибора учета электроэнергии в доме, препятствий к установке показаний прибора учета, как и при его установке, так и в последующем со стороны ОАО «ДЭК» не имелось. В соответствии с положениями пункта 42 Правил, утвержденных Постановлением правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, ОАО …. неоднократно извещал жильцов данного дома об изменении порядка расчета за предоставление коммунальной услуги «Электроснабжение», с учетом доли потребления электроэнергии на общие нужды, путем расклеивания информационных писем на подъездах и направлял письмо уведомительного характера. Данное письмо было направлено гражданам-потребителям, во … года совместно с пакетом счетов-квитанций. Доказательств, подтверждающих, что прибор учета, установленный в указанном многоквартирном жилом доме, не соответствует требованиям, предъявляемым действующим законодательством к таким приборам истцом не представлено. При таких обстоятельствах следует принимать во внимание и согласиться с тем, что применение установленного прибора учета электроэнергии (общедомового) в качестве расчетного является правомерным, его установка соответствует положениям пунктов 89, 139 Постановления Правительства РФ от 31.08.2008 года № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики». Полагает, что в данном случае ссылка пункта10 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении» от 23.11.2009 года № 261 неосновательна, поскольку данная правовая норма регулирует отношения по возмездному характеру предоставления услуг организацией, на которую законов возложена обязанность по совершению определенных действий по отношению к потребителям и, соответственно, предполагают, что после того, как собственник жилого помещения оплатит работы по установке приборов учета, данный прибор учета автоматически станет собственностью собственников жилого дома. Согласие собственника в данном случае выражается в пользу организации, а не в пользу выбора за потребителем оборудовать или не оборудовать прибором учета дом и квартиру. Кроме того, положения пункта 10 статьи 13 распространяются для ресурсоснабжающей организации исключительно в части направления до 01.07.2010 года собственникам перечня организаций, которые имеют право производить соответствующие виды работ по оборудованию многоквартирного дома коллективными и индивидуальными приборами учета, которая была исполнена ОАО …. в полном объеме.

В судебном заседании истица Кохонова Т. М. заявленные требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, при этом пояснила, что в квартире № … по улице …, д. … пос. … района она вместе с мужем проживает на основании договора купли-продажи. С … года по … года управлением домом, в котором они проживают, осуществляла управляющая компания УК ООО «…». За период с … по … года включительно на имя мужа – истца Кохонова Н.Н. ответчиком начислена оплата за электроэнергию на общедомовые нужды в сумме: за … – … рублей … копеек; за … – … рублей … копеек; за … – … рублей … копейки; за … – … рубля … копеек; за … – … рубля … копеек. В доме, в котором они проживают, расположен магазин «…», который снабжается электроэнергией через общедомовой счетчик.

В судебном заседании истец Кохонов Н. Н. заявленные требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.

В судебное заседание представитель ответчика - ОАО. . Филиал … отделение и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - УК ООО « ….своевременно и надлежащим образом извещенные о дате и месте судебного разбирательства, не явились.

Согласно части четвертой статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с частью третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого – либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Изучив представленные материалы, заслушав пояснения истцов, свидетеля, суд приходит к следующему:

Свидетель А. Г.И. пояснил, что он является директором ООО «…». С … года данная организация вступила в управление домом по улице …, … пос. …, в котором проживают истцы Кохоновы. С целью обследования состояния электросетей, был сделан обход, в результате которого было выявлено несанкционированное подключение к электросетям, как в подъездах, так и в подвале дома. В подъездах и в подвале дома установлены четыре счетчика. Он – А.Г.И. проживая в данном доме, не знает, кто покупал и устанавливал данные счетчики.

В судебном заседании установлено:

Истцы Кохоновы зарегистрированы и проживают в доме № … по улице … п. … в котором установлены общедомовые приборы учета электрической энергии.

Как следует из договора купли – продажи от … года собственником жилого помещения, расположенного по адресу: п. …, улица …, д. …, кв. … является истец Коханов Н. Н.

Филиалом открытого акционерного общества … – « Хабаровскэнергосбыт» …. производится начисление платы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды дома.

… года между ООО «…» и Открытым акционерным обществом ….был заключен договор энергоснабжения № …, согласно которому (пункт 1.1) ОАО ….обязалось осуществлять ООО «…» продажу электрической энергии и мощности через сетевую организацию, оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией для целей оказания потребителям ООО «…» (собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного дома) коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды и для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях жилых домов согласно Перечня.

Пунктом 1.2 Договора предусмотрено, что оплата покупателем электроэнергии, поставленной в жилые дома для целей, указанных в п. 1.1. Договора производится на условиях, предусмотренных настоящим договором.

В соответствии с пунктом 1.3.1 Договора следует, что ООО «…» поручило ОАО … производить снятие показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии, пункт 1.3.2 Договора - получать плату за потребленную электрическую энергию от покупателей на свой расчетный счет и зачислять полученные суммы в счет оплаты объемов потребленной электрической энергии покупателям по настоящему договору, пункт 1.3.3. Договора определять объем потребляемых энергоресурсов потребителями и размер платы за предоставленную коммунальную услугу для каждого потребителя в порядке и на условиях, определенных «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307.

Пункт 1.3.5 протокола разногласий к договору энергоснабжения № … от … года предусматривает, что ОАО …. осуществляет формирование, печать и доставку счет-квитанций потребителям от своего имени и за свой счет.

С … года Кохонову Н. Н. …. отделением филиала ОАО …. стали начислять плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды многоквартирного дома. Согласно представленным истцами счет – квитанций с … по … года включительно Кохонову Н. Н. начислена за ОДН сумма … рублей … копейки.

В соответствии с ч.ч.2 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Федеральным законом от 04.06.2011 года № 123-ФЗ часть 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации изложена в следующей редакции: собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью7.1 настоящей статьи.

Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации своим постановлением от 23.05.2006 года № 307 утвердило «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», которые в соответствии с п.п. 1 и 2 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно п. 3 Правил, "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещения; "исполнитель" -юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений -иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; "потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; "управляющая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом; "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов; «коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг; "внутридомовые инженерные системы" - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме.

В соответствии с п. 37 Правил, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1 -го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

В данном случае ОАО …. является ресурсоснабжающей организацией по поставке в многоквартирный дом, в котором расположено занимаемое Кохоновым Н. Н. на праве собственности жилое помещение коммунального ресурса - электрической энергии, управляющая компания ООО «…» являлась в спорный период исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению многоквартирного дома, Кохонов Н. Н. является потребителем этой услуги.

Исходя из вышеприведенных положений жилищного законодательства, в плату за коммунальные услуги включается плата за электроснабжение (в том числе плата за ОДН), которую Коханов Н. Н. обязан вносить управляющей организации в порядке, установленном Правительством РФ и Жилищным кодексом РФ, а ООО «…», в свою очередь, обязано рассчитываться с ОАО … за потребленную многоквартирным домом электроэнергию.

ОАО …. не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению дома, где располагается принадлежащая истцу квартира, не является управляющей организацией для этого дома, не является платежным агентом по взиманию платы за коммунальные услуги, предоставленные исполнителем коммунальных услуг, поэтому не вправе начислять плату за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды многоквартирного дома непосредственно жильцам дома – потребителям этой коммунальной услуги.

Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей компании, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 2 мая 2007 года № 8167-ЮТ/07).

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам РФ).

Предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя (абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307).

Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальной услугой является не сама электрическая энергия, а электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. В то же время электроэнергия является коммунальным ресурсом (абз.7 указанного пункта), который продается ресурсоснабжающей организацией исполнителю для поставки потребителю.

При этом индивидуальный прибор учета предназначен для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении (абз. 13 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), при оплате по такому прибору происходит возмещение стоимости коммунальных ресурсов. Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

Возможность заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на приобретение электрической энергии предусмотрена только для собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или для собственников жилых домов при отсутствии заключенного с исполнителем договора (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

В то же время исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530).

Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений.

Вместе с тем, такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.

Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды.

Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу предписаний постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами.

В свою очередь, указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжения, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения.

Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.

Таким образом, действия ОАО …. по начислению собственнику квартиры … дома № … по ул. … района …. края – Кохонову Н. Н. платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, являются незаконными,

Поскольку истица Кохонова Т. М. не является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: …, ответчиком начисление ей платы за электроэнергию на общедомовые нужды не производится, то суд полагает, что ей в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Требование истца Кохонова Н. Н. о возложении на ответчика обязанности прекратить выставлять счета за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды удовлетворению не подлежит, поскольку указанное требование распространяется на еще не возникшие правоотношения, то есть на будущее время, что в соответствии с нормами гражданско-процессуального законодательства, недопустимо.

Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решения суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрение дела.

Истцом Кохоновым Н. Н. при обращении в суд с данными требованиями была уплачена государственная пошлина в размере … рублей. Так как суд полагает необходимым требования Кохонова Н.Н. удовлетворить, то с ответчика в его пользу подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПКРФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Кохоновой Т. М. к … отделению филиала … Открытого акционерного общества ….о признании незаконным начисления оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды за период с … года по … года, возложении обязанности прекратить выставление счетов на оплату электроэнергии на общедомовые нужды и произведении перерасчета начисленной платы за электроэнергию на общедомовые нужны за период с … года по … года в сумме … рублей … копеек отказать.

Иск Кохонова Н. Н. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия …отделения филиала Открытого акционерного общества …. по начислению Кохонову Н. Н. платы за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды.

Обязать ….отделение филиала Открытого акционерного общества отменить начисленную Кохонову Н. Н. за период с … года по … года включительно в качестве оплаты электроэнергии на общедомовые нужды сумму … рублей … копейки.

В остальной части иска Кохонову Н. Н. отказать.

Взыскать с Открытого акционерного общества … в пользу Кохонова Н. Н. расходы по уплате государственной пошлины в размере … рублей.

Принятые Советско – Гаванским городским судом меры по обеспечению иска в виде запрета на прекращение и ограничение подачи электроэнергии в квартиру № … по улице … пос. … района …. края сохраняют свое действие до вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Советско – Гаванский городской суд в течение 10 суток со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 28 ноября 2011 года.

Судья - подпись.

Копия верна: судья Н. И. Прозапас