Решение о восстановлении его в очереди на получение жилья



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

гг. Советская Гавань 18 ноября 2011 года.

Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Бугаёва К.П. с участием истца Алексеева И.И., представителя ответчика – войсковой части № Васина Д.В., действующего по доверенности, представителя ответчика – № ОМИС Мишениной М.В., действующей по доверенности

При секретаре Мурадян О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеева И.И. к войсковой части №, № ОМИС, Департаменту жилищного обеспечения и ФГУ «№» Министерства обороны РФ о восстановлении его в очереди на получение жилья, взыскании компенсации морального вреда и возмещения судебных расходов

У С Т А Н О В И Л :

Алексеев И.И. обратился в суд с иском к войсковой части № и № отделению морской инженерной службы МО РФ (Далее – № ОМИС) о восстановлении его в очереди на получение жилья, взыскании компенсации морального вреда и возмещения судебных расходов. Из поданного Алексеевым И.И. иска и приложенных к нему документов следует, что он с 01.01.1987 года по 09.08.2007 года проходил военную службу, общий срок службы составил 20 лет и 7 дней, был уволен с военной службы по подп. «в» п.2 ст.51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». По последнему месту службы в войсковой части № состоял в очереди на получение жилья с 10.05.1999 года. В период прохождения службы ему была распределена кв.№ в д.№ по уд. № в п. №, однако ордер на право занятия жилого помещения ему не выдавался, договор социального найма с ним не заключался, в квартире он не зарегистрирован, в 2007 году квартира была передана в муниципальную собственность администрации п. №. До настоящего времени он прописан при войсковой части №. 20.04.2011 года им была получена справка из № ОМИС о том, что он 02.06.2008 года был исключен из очереди нуждающихся в получении жилья. Из войсковой части № 27.07.2011 года он получил ответ, что командование воинской части его с учета не снимало. В № ОМИС ему сообщили, что он снят с учета на основании протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № от 02.03.2008 года в связи с увольнением по неисполнению им условий контракта. В настоящее время учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилья ведет ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, где ему сообщили, что он снят с учета на основании справки из войсковой части №. В связи со снятием его с учета он не может получить государственный жилищный сертификат для приобретения квартиры в г. М. и вынужден проживать в п. №. Действиями ответчиков ему причинены нравственные страдания, компенсацию которых он оценивает в -- рублей. На основании изложенного и ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» Алексеев И.И. просил удовлетворить заявленный им иск, возместить понесенные судебные расходы в сумме -- рублей.

Судом к участию в деле в соответствии с ч.3 ст.40 ГПК РФ в качестве соответчиков были привлечены Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ и Федеральное государственное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, представители которых будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания в суд не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщили и не представили доказательств уважительности причин неявки, об отложении дела слушанием или о рассмотрении дела в их отсутствие письменно суд не просили.

Учитывая изложенное, а также мнение явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, руководствуясь ч.ч.1,3 и 4 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей соответчиков.

В судебном заседании истец Алексеев И.И. заявленные исковые требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении и просил суд удовлетворить иск, дополнительно пояснив, что при увольнении с военной службы ему пояснили, что жилье ему не положено, так как он увольняется в связи с нарушением условий контракта. С имеющейся у него выслугой лет он должен быть обеспечен жильем при увольнении с военной службы. Во время прохождения ему было предоставлено служебное жилое помещение, в котором он не проживает с 2005 года, после расторжения брака в квартире проживала его бывшая жена, кто сейчас проживает в квартире и кто оплачивает жилищно-коммунальные услуги, ему неизвестно. После увольнения он не планировал оставаться проживать в п. №, однако в связи с не предоставлением ему жилья вынужден проживать здесь. В администрации п. № ему сообщили, что поскольку он не состоит на учете как нуждающийся в получении жилья, то на квартиру претендовать не может, ему было предложено арендовать квартиру. Такого основания для снятия с учета нуждающихся в получении жилья как нарушение условий контракта законодательством не предусмотрено.

Представитель ответчика Васин Д.В. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что Алексеев И.И. действительно проходил военную службу в войсковой части №, в период прохождения службы стоял на учете, как нуждающийся в получении жилья, ему была распределена квартира № в доме № по ул. № в п. №, но Алексеев уклонялся от получения ордера на эту квартиру, не прописывался в квартире, не отказывался от квартиры, проживал в ней. Позже Алексеев развелся, стал проживать в другом месте, в 2007 году был уволен с военной службы, никаких претензий по жилью не высказывал. Так как при увольнении истец был обеспечен жильем, он должен был сразу сняться с очереди нуждающихся в получении жилья в соответствии с п.31 Инструкции, утвержденной приказом МО РФ № 80, специального решения комиссии для этого не требуется. О том, что он снят с очереди, Алексеев знал в 2007 году, когда обращался в военный суд с аналогичным иском. Положения ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» о невозможности исключения военнослужащего из списков личного состава части без обеспечения его жилым помещением к истцу не относятся, так как фактически истец жильем был обеспечен. В настоящее время вопросами постановки на учет, снятия с учета и обеспечении жилыми помещениями военнослужащих занимается Департамент жилищного обеспечения МО РФ и ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ. Ранее закрепленное за военнослужащим жилье было передано в муниципальную собственность администрации п. №, с которой была договоренность об оставлении квартир, выделенных военнослужащим за этими военнослужащими. Предоставленная Алексееву квартира не являлась служебной и была предоставлена истцу для постоянного проживания, если истец желает, то может приватизировать квартиру. На основании изложенного просил суд отказать в удовлетворении иска.

Представитель ответчика Мишенина М.В. в судебном заседании с иском была не согласна и пояснила, что в настоящее время № ОМИС не занимается постановкой на учет нуждающихся в жилье военнослужащих и их снятием с учета, предоставлением им жилья. Истец в период прохождения с военной службы был обеспечен жилым помещением, до настоящего времени оплачивает жилищно-коммунальные услуги по квартире, что подтверждается представленной ею справкой, его бывшая жена в квартире не проживает. Истец был снят с учета на основании представленного протокола заседания жилищной комиссии войсковой части №. С ноября 2010 года вопросами постановки на учет и снятия с учета занимается Департамент жилищного обеспечения МО РФ.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Алексеев И.И. приказом Командующего ТОФ № 099 от 16.05.2007 года Алексеев И.И. был уволен с военной службы по подп. «в» п.2 ст.51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в запас, приказом командира войсковой части № от 27.07.2007 года Алексеев И.И. был исключен из списков части с 09.08.2007 года. На момент увольнения общая продолжительность военной службы Алексеева И.И. составила 20 лет 09 дней.

Как следует из приказа об увольнении Алексеева И.И., после увольнения с военной службы он планировал убыть для постоянного проживания в г. И.

По месту прохождения военной службы в войсковой части № Алексеев И.И. был поставлен на учет как нуждающийся в получении жилья с 10.05.1999 года.

Решением жилищной комиссии войсковой части № от 05.02.2004 года Алексееву И.И. была предоставлена квартира № в доме № по ул. № в п. №, которая согласно имеющимся в деле документам числилась как служебная. Договор служебного или социального найма квартиры с Алексеевым И.И. не заключался, ордер на право заселения в квартиру не выдавался. Как следует из решения Советско-Гаванского гарнизонного военного суда от 12.10.2007 года Алексеев И.И. пытался в свре время сдать выделенную ему квартиру, квартира после выезда из неё Алексеева И.И. распределялась другому военнослужащему. После распределения ему квартиры и после увольнения с военной службы Алексеев И.И. из очереди нуждающихся в получении жилья не исключался и только 02.03.2008 года на основании решения жилищной комиссии войсковой части № был исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, 02.06.2008 года Алексеев И.И. снят с компьютерного учета как нуждающийся в получении жилья.

В 2002 году Алексееву И.И. выдавался государственный жилищный сертификат на получение квартиры в г. С, который был возвращен Алексеевым И.И. в связи с изъявлением им желания получить жилье в г. М. В 2007 году Алексееву И.И. предлагалось подать все необходимые документы для получения ГЖС в 2007 году.

С 2007 года квартира находится в муниципальной собственности городского поселения «Рабочий поселок №», договор социального найма квартиры с Алексеевым И.И. также не заключен.

Алексеев И.И. в судебном заседании пояснил, что в квартире длительное время не проживает и в ней не нуждается, планировал после увольнения убыть на постоянное место жительства в западные регионы РФ, однако в связи с не предоставлением ему жилья и снятием с учета нуждающихся в жилье вынужден проживать в п. №.

Доказательств того, что квартира № в доме № по ул. № в п. № была предоставлена Алексееву И.И. в собственность бесплатно или по договору социального найма и являлась жилым помещением в избранном Алексеевым И.И. месте жительства после его увольнения с военной службы, ответчики суду не представили.

Напротив, из представленных истцом доказательств следует, что это жилое помещение было предоставлено Алексееву И.И. на время прохождения им военной службы.

Как следует из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № от 02.03.2008 года Алексеев И.И. был снят с учета в связи с его увольнением с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.

Между тем, таких оснований для снятия с учета действовавшая на тот момент «Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ», утвержденная приказом МО РФ от 15.02.2000 года № 80, не содержит (п.31 Инструкции).

В соответствии с п.п.1,2,4,5 и 13 Инструкции, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и совместно проживающим с ними членам их семей, предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь, за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации. До получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащим предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития. Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях. Военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации. Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации. Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из представленных суду доказательств следует, что при прохождении военной службы Алексееву И.И. было предоставлено жилое помещение на период прохождения им военной службы, в период прохождения военной службы он был признан нуждающимся в получении жилья, при увольнении с военной службы жильем обеспечен не был, ранее предоставленным ему жилым помещением не пользуется, это жилое помещение не передавалось ему в собственность либо по договору социального найма, после увольнения с военной службы Алексеев И.И. был снят с учета нуждающихся в получения жилья в избранном после увольнения месте жительства по основаниям, не предусмотренным законом.

С учетом этих обстоятельств суд считает, что Алексеев И.И. снят с учета незаконно и подлежит восстановлению в очереди на получение жилья.

Действующей в настоящее время «Инструкцией о предоставлении военнослужащим ВС РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», утвержденной приказом МО РФ от 03.11.2010 года № 1455 также не предусмотрено оснований для снятия Алексеева И.И. с учета.

Приказом Министра обороны РФ от 03.11.2010 года № 1455 установлено, что уполномоченным органом Министерства обороны РФ по вопросам реализации в Вооруженных Силах РФ требований «Инструкции о предоставлении военнослужащим ВС РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 года № 1280 является Департамент жилищного обеспечения МО РФ, который осуществляет свои функции через специализированные организации МО РФ, в том числе через ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, которое, в том числе, принимает решение о предоставлении военнослужащим распределенных жилых помещений в соответствии с п.16 Инструкции.

Таким образом, Алексеев И.И. подлежит восстановлению в реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в Федеральном государственном учреждении «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с 02.03.2008 года, то есть с даты его исключения из очереди.

Исковые требования Алексеева И.И. о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со ст.150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

Согласно ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина, но только в случах, предусмотренных законом.

Исковые требования Алексеева И.И. о компенсации морального вреда основываются на испытанных им нравственных страданиях, которые он перенес в результате снятия его с учета как нуждающегося в получении жилья, то есть в результате нарушения его имущественных права. Компенсация морального вреда в этом случае осуществляется только в случае, если это прямо предусмотрено законом, в данном случае законом компенсация морального вреда в таком случае не предусмотрена.

Требования Алексеева И.И. о возмещении понесенных им судебных расходов в сумме -- рублей удовлетворению не подлежат, поскольку в качестве доказательств понесенных расходов истцом приложена квитанция к приходному кассовому ордеру № 53 от 06.09.2011 года, оформленная ненадлежащим образом, что не позволяет суду признать этот документ доказательством понесенных истцом расходов.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.198, 199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Иск Алексеева И.И. удовлетворить частично. Восстановить Алексеева И.И. в реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в ФГУ «№» Министерства обороны Российской Федерации с 02.03.2008 года.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 19.12.2011 года.

Судья К.П. Бугаёв

Решение не вступило в законную силу.