Решение о признании необоснованным предъявление требований по оплате за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Советская Гавань 30 декабря 2011 года

Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Прозапас Н. И.,

при секретаре Сергушевой Ю. В.,

с участием помощника прокурора Советско – Гаванской городской прокуратуры Осиевского И. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Советско-Гаванского городского прокурора в интересах Лебедевой В. П. к открытому акционерному обществу …, …отделению Открытого акционерного общества … о признании необоснованным предъявление требований по оплате за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды за … года, возложении обязанности прекратить начислять плату за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды и предъявлять квитанции за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды

УСТАНОВИЛ:

Советско-Гаванский городской прокурор в интересах Лебедевой В. П. обратился в Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу …, …отделению Открытого акционерного общества …. о признании необоснованным предъявление ОАО … требований Лебедевой В. П. по оплате за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды за … года, понуждении к прекращению начисления платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды Лебедевой В. П. В обоснование заявленных требований указал, что Советско-Гаванской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Лебедевой В.П., которой установлено, что после установки общедомового прибора учета электрической энергии в жилом многоквартирном доме № … по улице … в г. …, с … по … Лебедевой В.П. ОАО … предъявлено к оплате за потребление электрической энергии в местах общего пользования многоквартирного жилого дома (ОДН) в размере … рублей. Начисление ОАО … Лебедевой В.П. счетов к оплате за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды, предъявление ей квитанций, а также выставление задолженности за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды является незаконным и нарушает ее права как потребителя электрической энергии. В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правила предоставления коммунальных услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Согласно пункту 4 Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 26.03.2003 № 35- ФЗ «Об электроэнергетике» Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает правила оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков. Пунктом 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом в соответствии с п. 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений может быть предусмотрено только договором энергоснабжения, заключенным с исполнителем коммунальных услуг. Как сторона договора (гарантирующий поставщик) энергосбытовая организация не вправе производить расчеты и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на обще домовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуг по надлежащему содержанию общего имущества дома, не осуществляют функции по управлению домом, следовательно не обязаны заключать договор на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды. Обязанность по управлению общим имуществом дома согласно ст.ст. 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании договора возлагается на управляющую компанию, которая в силу норм Постановления Правительства РФ № 530, независимо от наличия (отсутствия) договора несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами. Таким образом, ОАО … не вправе начислять и взимать плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды с граждан, если управление домом, где расположены их жилые помещение, осуществляет управляющая компания. Данная позиция изложена в Кассационном определении Судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 11.03.2011 по делу иску ОАО «ДЭК» к Ф. о взыскании задолженности по оплате электроэнергии и пени и по встречному иску Ф. к ОАО «ДЭК» о признании незаконными действий, возложении обязанности произвести перерасчет, признании незаконным начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды. Согласно подпункту «е» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, предоставить потребителю указанный журнал. Прокуратурой города установлено, что правоотношения в данной сфере регламентированы Соглашением о взаимодействии от … № …, а с … года Договором энергоснабжения № …, заключенными между ОАО … и ООО …. Согласно положениям, указанным в Соглашении о взаимодействии от … года и в Договоре энергоснабжения от … года ОАО «…» имеет право осуществлять расчет и получение платы за электроэнергию, а также осуществлять взыскания с потребителей коммунальных услуг задолженности за потребленную электроэнергию. В соответствии со ст. 382 Гражданского кодекса РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором. Частью 1 ст. 385 Гражданского кодекса РФ должник вправе не исполнять обязательство новому кредитору до представления ему доказательств перехода требования к этому лицу. Установлено, что ОАО «…» не представил Лебедевой В.П. доказательств наличия у него прав требования с заявительницы оплаты электроэнергии на общедомовые нужды. Кроме того, в нарушение подпункта «е» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, счета за потребление электроэнергии ОДН выставляются населению исходя из показаний общедомовых приборов учета, которые снимаются …отделением филиала … ОАО «…» самостоятельно. Управляющая компания - ООО «…» к решению вопроса о снятии показаний приборов учета, начислению платы и взиманию платежей за ОДН отношения не имеет, журналы учета показаний коллективных приборов учета ею не ведутся. Таким образом, поскольку снятие показаний общедомовых приборов учета ОДН и начисление Лебедевой В.П. платы за потребление электрической энергии в местах общего пользования производится ОАО «…» в нарушение требований действующего законодательства, выставление Лебедевой В.П. счетов на оплату ОДН является незаконным и нарушает ее права потребителя.

Советско – Гаванским городским судом к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены Общество с ограниченной ответственностью …и Товарищество собственников жилья « …».

До начала судебного заседания от ответчиков - Открытого акционерного общества «…», … отделения Открытого акционерного общества … и третьих лиц: Общества с ограниченной ответственностью …, Товарищества собственников жилья « … Общества с ограниченной ответственностью « ….» письменных мнений и возражений относительно заявленных требований не поступило.

В судебном заседании помощник прокурора Осиевский И.А. поддержал заявленные требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.

В судебное заседание истица Лебедева В.П., своевременно и надлежащим образом извещенная о дате и месте судебного разбирательства, не явилась, просит рассмотреть дело в её отсутствие.

В соответствии с частью пятой статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

В судебное заседание представители ответчиков - Открытого акционерного общества «…», … отделения Открытого акционерного общества «…» и третьих лиц - Общества с ограниченной ответственностью « …», Общества с ограниченной ответственностью « …», Товарищества собственников жилья « …», своевременно и надлежащим образом извещенные о дате и месте судебного разбирательства, не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли.

В соответствии с частью третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого – либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Учитывая вышеизложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы Лебедевой В.П., представителей ответчиков и третьих лиц.

Изучив представленные материалы, заслушав помощника прокурора Осиевского И.А., суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено:

Согласно ордера № … серии … от … года Лебедева В. П. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: …

Указанный дом является многоквартирным и в оспариваемый период управлялся Обществом с ограниченной ответственностью « » на основании договора № … управления многоквартирным домом от … года, заключенного с Товариществом собственников жилья « …».

В период с … по … года включительно ответчиками истице Лебедевой В.П. предъявлялись требования по оплате за электроэнергию на общедомовые нужды, что подтверждается представленными квитанциями.

Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.

Согласностатьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Организация, в которую гражданин обязан вносить платежи за коммунальные услуги, определена в статье 155 Жилищного кодекса РФ в зависимости от вида права, на основании которого гражданин пользуется жилым помещением, расположенном в многоквартирном доме, от способа управления многоквартирным домом и от участия гражданина в таком управлении.

Согласно части 4статьи 155 Жилищного кодекса РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно – правовой формы или индивидуальным предпринимателем вносят плату за коммунальные услуги управляющей компании.

Как следует из части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.

В данном случае ОАО « … является ресурсоснабжающей организацией по поставке в многоквартирный дом, в котором расположена квартира истца коммунального ресурса - электрической энергии, управляющая компания ООО « … является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению многоквартирного дома, истец Лебедева В.П. является потребителем этой услуги.

Исходя из вышеприведенных положений жилищного законодательства следует, что в плату за коммунальные услуги включается плата за электроснабжение (в том числе плата за ОДН), которую Лебедева В.П. обязана вносить управляющей организации в порядке, установленном Правительством РФ, а ООО « …», в свою очередь, обязана была рассчитываться с ОАО «…» за потребленную многоквартирным домом электроэнергию.

ОАО «…» не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению дома, где располагается принадлежащая истице квартира, не является управляющей организацией для этого дома, не является платежным агентом по взиманию платы за коммунальные услуги, предоставленные исполнителем коммунальных услуг, поэтому не вправе выставлять счета за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды многоквартирного дома непосредственно жильцам дома – потребителям этой коммунальной услуги.

Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей компании, а при непосредственном управлении многоквартирным домом соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 2 мая 2007 года № 8167-ЮТ/07).

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного КодексаРФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2статьи 162 ЖКРФ).

Предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя (абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307). Исполнителем согласно абзацу 2 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК).

Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальной услугой является не сама электрическая энергия, а электроснабжение, круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. В то же время электроэнергия является коммунальным ресурсом (абзаца 7 указанного пункта), который продается ресурсоснабжающей организацией исполнителю для поставки потребителю.

При этом индивидуальный прибор учета предназначен для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении (абзац 13 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), при оплате по такому прибору происходит возмещение стоимости коммунальных ресурсов.

Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

Возможность заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на приобретение электрической энергии предусмотрена только для собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или для собственников жилых домов при отсутствии заключенного с исполнителем договора (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

В то же время исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530).

Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений.

Решением Верховного Суда РФ от 6 октября 2008 года № ГКПИ08-1704 подтверждена законность положений пункта 90 названных Правил.

Вместе с тем, такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.

Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды.

Обязанности по управлению общим имуществом дома согласностатьям 161 и 162 Жилищного Кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу предписаний постановления Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами.

В свою очередь, указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжения, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения.

Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.

Учитывая изложенное, требования прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно части первойстатьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Так как прокурор на основании пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, а ответчик от уплаты государственной пошлины не освобожден, с Открытого акционерного общества "…" в бюджет … подлежит взысканию государственная пошлина в размере … рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Советско – Гаванского городского прокурора удовлетворить.

Признать необоснованным предъявление Открытым акционерным обществом « ….» Лебедевой В. П. требований по оплате за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды за … года.

Обязать Открытое акционерное общество «….» прекратить начислять Лебедевой В. П. плату за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды и предъявлять квитанции за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды.

Взыскать с Открытого акционерного общества "…" в бюджет … государственную пошлину в размере … рублей.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в течение 10 суток со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 27 января 2012 года.

Судья Н. И. Прозапас

Согласовано