Решение по оплате за потребленную электроэнергию



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 января 2012 года г. Советская Гавань

Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края,

в составе председательствующего судьи Юманова Д.К.,

при секретаре Шороховой О.У., с участием

Минько М.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Найденова А.М. к ОАО «ДЭК» о признании необоснованными требований по оплате за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды, возложении обязанности произвести перерасчет начисленных сумм и прекратить начисление платы и предъявление квитанций за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды,

установил:

В Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края с иском к ОАО «ДЭК» обратился Найденов А.М., который в обоснование иска указал, что является собственником жилого помещения по адресу г. №, ул. №, квартира № на основании договора № -- от 08.11.1995 г. Начисление ОАО «ДЭК» ему счетов к оплате за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды является незаконным и нарушает права как потребителя электрической энергии. Как собственник квартиры, находящейся в многоквартирном доме, он должен возмещать часть расходов по содержанию общего имущества, но только той организации с которой у него заключен договор на обслужива­ние общего имущества. ОАО «ДЭК» для него такой организацией не является. Счета по показаниям квартирного прибора учета оплачивает ежемесячно и своевременно. Согласно п. 7 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 возможность заключения прямого договора на приобретение коммунального ресурса между ресурсоснабжающей организацией и потребителем предусмотрена исключительно в случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме непо­средственного способа управления. В его случае обеспечение жителей многоквартирного дома комму­нальными услугами (ресурсом) производится через исполнителя, к которому относится «ГУК-СЗ». Данное положение Правил является императивным и не может быть изменено по воле участников таких отношений. ОАО «ДЭК» не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению дома, где он проживает, не является управляющей организацией этого дома, не является платежным агентом по взиманию платы за коммунальные услуги, предоставленные исполнителем коммунальных услуг, поэтому не вправе выставлять счета за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды дома непосредственно ему, как потребителю этой коммунальной услуги. С октября месяца 2010 года ему доставляются счета на оплату электроэнергии от ОАО «ДЭК», в которых кроме расхода электроэнергии по квартире включена оплата расходов на общедомовые нужды. Просит признать необоснованными, не законными предъявление ОАО «ДЭК» требований по оплате за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды; обязать ОАО «ДЭК» произвести перерасчет начисленных сумм, подлежащих оплате им за потреблен­ную электроэнергию путем исключения из его лицевого счета № -- выставленных к оплате денежных средств за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды за период с 01 октября 2010 года по 01 ноября 2011 года в общей сумме -- рублей -- копеек; обязать ОАО «ДЭК» прекратить начисление ему платы за потребленную электроэнергию на общедомо­вые нужды и предъявление квитанций на оплату за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды.

До начала судебного заседания от представителя ответчика, а также третьего лица возражения на иск не поступили.

Представитель истца по доверенности Минько М.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились по неизвестной причине. О месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом. Суд признает причины неявки представителей неуважительными и считает возможным, в соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Судом установлено, что в указанный период управление многоквартирным домом № по ул. № в г.№, в котором проживает истец, осуществлялось ООО «ГУК-СЗ».

Найденов А.М. является собственником жилого помещения – кв.№ в д. № по ул. № в г.№ (л.д.4-5).

Как установлено из представленных в суд квитанций за спорный период, начисление платы за общедомовое потребление энергии (далее – ОДП) в квартире № д. № производится ОАО «ДЭК» (л.д.6-9).

Судом из квитанций и представленной представителем истца оборотно-сальдовой карточки также установлено, что за период с октября 2010 г. по октябрь 2011 г. включительно, ОАО «ДЭК» Найденову А.М. было начислено и выставлено к оплате за ОДП -- рублей.

Проанализировав доводы, изложенные в исковом заявлении, выслушав представителя истца, изучив представленные документы, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 153 Жилищного кодекса РФ, Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Организация, в которую гражданин обязан вносить платежи за коммунальные услуги, определена в статье 155 Жилищного кодекса РФ в зависимости от вида права, на основании которого гражданин пользуется жилым помещением, расположенном в многоквартирном доме, от способа управления многоквартирным домом и от участия гражданина в таком управлении.

В соответствии с ч.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ, По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью14 статьи161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя (абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307). Исполнителем согласно абз.2 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК).

Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальной услугой является не сама электрическая энергия, а электроснабжение, круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. В то же время электроэнергия является коммунальным ресурсом (абз.7 указанного пункта), который продается ресурсоснабжающей организацией исполнителю для поставки потребителю. При этом индивидуальный прибор учета предназначен для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении (абз. 13 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), при оплате по такому прибору происходит возмещение стоимости коммунальных ресурсов.

Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

Возможность заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на приобретение электрической энергии предусмотрена только для собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или для собственников жилых домов при отсутствии заключенного с исполнителем договора (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

В то же время исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530).

Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений.

Вместе с тем, такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.

Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды. Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом, согласно выбранного жильцами способа управления домом, которая в силу предписаний постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами.

В свою очередь, указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжения, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения. Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.

Согласно части 7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 4 июня 2011г. N123-ФЗ), Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью7.1 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 7.1. ст.155 Кодекса, На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Таким образом, в настоящее время законодательно определена невозможность внесения платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, напрямую ресурсоснабжающим организациям.

Следовательно, действия ОАО «ДЭК» по выставлению Найденову А.М. счетов за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды, суд признает не соответствующими требованиям закона.

Требование о перерасчете начисленных сумм подлежит удовлетворению путем исключения из начислений по лицевому счету истца суммы -- рублей за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за период с октября 2010 г. по октябрь 2011 г.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ определены способы защиты гражданских прав.

Одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, требование истца о понуждении ответчика прекратить выставление квитанций с требованием оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды направлено на пресечение действий, нарушающих право.

Учитывая изложенное, требования истца к ответчику - ОАО «ДЭК», суд считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины в бюджет Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

Иск Найденова А.М. удовлетворить.

Признать необоснованным предъявление ОАО"ДЭК" Найденову А.М. требований по оплате за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды.

Обязать ОАО «ДЭК» произвести перерасчет начисленных сумм, подлежащих оплате Найденовым А.М. за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за период с октября 2010 г. по октябрь 2011 г. в размере -- рублей, путем исключения данной суммы из начислений по лицевому счету истца.

Обязать ОАО «ДЭК» прекратить начисление платы и выставление квитанций Найденову А.М. с требованием оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды.

Взыскать в бюджет Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину с ОАО «ДЭК» в размере -- рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы (представления) через суд, принявший решение.

Судья Д.К.Юманов

Решение не вступило в законную силу.