РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 марта 2012 года г. Советская Гавань Судья Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края Киселева С.А., при секретаре Ахметовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Советско-Гаванского городского прокурора в интересах Григорьевой Н Н к ОАО "….." о признании необоснованным предъявление ОАО «….» требований по оплате электроэнергии на общедомовые нужды, возложении обязанности прекратить начисление и взимание платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды, установил: Советско-Гаванский городской прокурор в интересах Григорьевой Н.Н. обратился суд с указанным иском. В обоснование требований указал на следующие обстоятельства. Советско-Гаванской городской прокуратурой проведена проверка по заявлению Григорьевой Н.Н., которой установлено, что ей выставлен счет к оплате электроэнергии в местах общего пользования многоквартирного жилого дома (ОДН) за период с ….по …..г. в сумме …… руб. ……… коп., которые истцом оплачены в полном объеме. Указывает, что начисление ОАО «….» счетов к оплате за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды, предъявление квитанций, а также выставление задолженности за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды является незаконным и нарушает права Григорьевой Н.Н. как потребителя электрической энергии. В судебном заседании помощник Советско-Гаванского городского прокурора Осиевский И.А. требования поддержал, сослался на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Истица Григорьева Н.Н. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие требования поддерживает. Представитель ОАО «…» в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщил. Представители третьих лиц ООО «…..» и ООО «…..» в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела были уведомлены От представителя ООО «….» поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Об уважительности причин неявки представитель ООО «….» не сообщил. В судебном заседании было установлено, что начисление оплаты за электрическую энергию как на индивидуальное потребление, так и на общедомовое, в спорный период производилось ОАО "…….ООО «…..» и управляющей компанией ООО «……», суду представлено не было. Согласно ст. 153 Жилищного кодекса РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Организация, в которую гражданин обязан вносить платежи за коммунальные услуги, определена в статье 155 Жилищного кодекса РФ в зависимости от вида права, на основании которого гражданин пользуется жилым помещением, расположенным в многоквартирном доме, от способа управления многоквартирным домом и от участия гражданина в таком управлении. Согласно части 4-7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, во всех случаях, когда управление жилым домом осуществляется управляющей компанией, плату за коммунальные услуги жильцы такого дома вносят управляющей компании. При этом, только на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей компании, а при непосредственном управлении многоквартирным домом соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 2 мая 2007 года № 8167-ЮТ/07). Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ). Предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя (абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307). Исполнителем согласно абз.2 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК). Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальной услугой является не сама электрическая энергия, а электроснабжение, круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. В то же время электроэнергия является коммунальным ресурсом (абз.7 указанного пункта), который продается ресурсоснабжающей организацией исполнителю для поставки потребителю. При этом индивидуальный прибор учета предназначен для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении (абз. 13 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), при оплате по такому прибору происходит возмещение стоимости коммунальных ресурсов. Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам). Возможность заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на приобретение электрической энергии предусмотрена только для собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или для собственников жилых домов при отсутствии заключенного с исполнителем договора (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам). В то же время исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530). Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Вместе с тем, такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды. Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу предписаний постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами. В свою очередь, указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжения, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения. Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома. Таким образом, действия Открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" по выставлению счетов за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды, суд признает незаконными. Учитывая изложенное, требования прокурора о прекращении начисления и взимания с истицы платы за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, суд считает законным и обоснованным. Согласно ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом. Требований о возврате уплаченных денежных средств, производстве перерасчета, прокурором не заявлялось. Государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в сумме …… руб, поскольку прокурором были заявлены два самостоятельных требования неимущественного характера. Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд, решил: Иск Советско-Гаванского городского прокурора, поданного в интересах Григорьевой Н. Н. удовлетворить. Признать действия ОАО «….» по начислению и взиманию платы за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды с …..г. с Григорьевой Н.Н., проживающей г….., ул…. незаконными. Обязать ОАО «….» прекратить начислять и взимать плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды с Григорьевой Н.Н. проживающей по адресу г….., ул….. Взыскать с ОАО «…» в доход бюджета Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в сумме ….. руб. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Советско-Гаванский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Полный текст решения изготовлен 21.03.2012г. Судья подпись Киселев С.А. Копия верна. Судья Киселев С.А.