РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06 марта 2012 года г. Советская Гавань Судья Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края Киселева С.А., при секретаре Ахметовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации городского поселения «Город Советская Гавань» в интересах Анисимова Н Б к ОАО "……….." о признании необоснованным предъявление требований по оплате электроэнергии на общедомовые нужды, обязании произвести перерасчет, возложении обязанности прекратить начисление платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды и предъявление квитанций, установил: Администрация городского поселения «Город Советская Гавань» в соответствии со ст. 44 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" обратилась в суд с указанным иском. В обоснование требований указала на следующие обстоятельства. После установки общедомового прибора учета электрической энергии в жилом многоквартирном доме № … по ул….. в г…., с …..г. по …г. Анисимову Н.Б. ОАО «…» предъявлено к оплате за потребление электрической энергии в местах общего пользования многоквартирного жилого дома (ОДН) ….. руб. Выставление ОАО «….» счетов к оплате за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды, предъявление квитанций, является незаконным и нарушает права потребителя электрической энергии. В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правила предоставления коммунальных услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы, Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее Правила). Согласно пункту 4 Правил, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает правила оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков. Пунктом 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, установлено, что исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом в соответствии с пунктом 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений может быть предусмотрено только договором энергоснабжения, заключенным с исполнителем коммунальных услуг. Как сторона договора (гарантирующий поставщик) энергосбытовая организация не вправе производить расчеты и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющей организацией, ТСЖ плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуг по надлежащему содержанию общего имущества дома, не осуществляют функции по управлению домом, следовательно не обязаны заключать договор на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды. Обязанность по управлению общим имуществом дома согласно ст. 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании договора возлагается на управляющую компанию, ТСЖ которая в силу норм Постановления Правительства РФ № 530, независимо от наличия (отсутствия) договора несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами. Таким образом, ОАО …..» не вправе начислять и взимать плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды с граждан, если управление домом, где расположены их жилые помещение, осуществляет управляющая компания или ТСЖ. Данная позиция изложена в Кассационном определении Судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 11.03.2011г. Согласно подпункту «е» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, предоставить потребителю указанный журнал. В соответствии со статьёй 382 Гражданского кодекса РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором. Частью 1 статьи 385 Гражданского кодекса РФ установлено, что должник вправе не исполнять обязательство новому кредитору до представления ему доказательств перехода требования к этому лицу. ОАО «…» не представил Анисимову доказательств наличия у него прав требования оплаты электроэнергии на общедомовые нужды. Кроме того, в нарушение подпункта «е» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, счета за потребление электроэнергии ОДН выставляются населению исходя из показаний общедомовых приборов учета, которые снимаются …… отделением филиала «….» ОАО «…» самостоятельно. Управляющая компания к решению вопроса о снятии показаний приборов учета, начислению платы и взиманию платежей за ОДН отношения не имеет, журналы учета показаний коллективных приборов учета ею не ведутся. Таким образом, поскольку снятие показаний общедомовых приборов учета ОДН и начисление истцу платы за потребление электрической энергии в местах общего пользования производится ОАО «…» в нарушение требований действующего законодательства, выставление счетов на оплату ОДН является незаконным и нарушает права потребителя. На основании изложенного администрация просит признать необоснованным предъявление ОАО «….» требований по оплате за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды. Обязать ОАО «…» произвести перерасчет начисленных и оплаченных сумм за период с ….г. по …..г. и обязать ОАО «…..» прекратить начисление платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды и предъявление квитанций. В судебное заседание представитель администрации городского поселения «Город Советская Гавань», Анисимов Н.Б. не явились. Предоставили заявления в которых указывают, что дело просят рассмотреть в их отсутствие, требования поддерживают. Представитель ООО «….», ООО «….», ТСЖ «….» в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела были уведомлены, об уважительности причин неявки не сообщили. В судебном заседании было установлено, что начисление оплаты за электрическую энергию как на индивидуальное потребление, так и на общедомовое, в спорный период производилось ОАО "……". В спорный период управление многоквартирным домом осуществляло ТСЖ «…». Доказательств наличия договоров энергоснабжения между ТСЖ «…» и ООО «….» суду представлено не было. Согласно ст. 153 Жилищного кодекса РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Организация, в которую гражданин обязан вносить платежи за коммунальные услуги, определена в статье 155 Жилищного кодекса РФ в зависимости от вида права, на основании которого гражданин пользуется жилым помещением, расположенным в многоквартирном доме, от способа управления многоквартирным домом и от участия гражданина в таком управлении. Согласно части 4-7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, не допускается внесение платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме. Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Согласно ст.135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части2 статьи136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов. Предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя (абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307). Исполнителем согласно абз.2 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК). Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальной услугой является не сама электрическая энергия, а электроснабжение, круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. В то же время электроэнергия является коммунальным ресурсом (абз.7 указанного пункта), который продается ресурсоснабжающей организацией исполнителю для поставки потребителю. При этом индивидуальный прибор учета предназначен для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении (абз. 13 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), при оплате по такому прибору происходит возмещение стоимости коммунальных ресурсов. Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам). Возможность заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на приобретение электрической энергии предусмотрена только для собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или для собственников жилых домов при отсутствии заключенного с исполнителем договора (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам). В то же время исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация, ТСЖ) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530). Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Вместе с тем, такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, ТСЖ, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды. Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, ТСЖ которые в силу предписаний постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несут обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами. В свою очередь, указанные расходы управляющей организации, ТСЖ подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжения, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения. Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации, ТСЖ и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома. Таким образом, действия Открытого акционерного общества "….." по выставлению счетов за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды, суд признает незаконными. Учитывая изложенное, требования администрации произвести перерасчет начислений за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды в период с ….г. по …..г., обязании прекратить начисление, суд считает законным и обоснованным. Предоставленными суду квитанциями подтверждается, что в спорный период Анисимову Н.Б. было начислено в общей сложности на общедомовые нужды ….. руб. Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины в бюджет Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. С учетом того, что были заявлены как имущественные требования, так и требования не имущественного характера, государственная пошлина подлежит исчислению в сумме ….. руб. Штраф, предусмотренный п.6 ст.13 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей», суд считает не подлежащим взысканию с ответчика, поскольку, ответчик исполнителем (продавцом) коммунальных услуг не является, истец к ответчику с какими-либо требованиями не обращался. Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд, решил: Иск администрации городского поселения «…….» поданного в интересах Анисимова Н Б удовлетворить. Обязать ОАО «…» произвести перерасчет начислений за электрическую энергию на общедомовые нужды Анисимову Н Б, проживающему по адресу г….., ул……, за период с ….г. по ….г. включительно на сумму …. руб. …. коп. Обязать ОАО «….» прекратить начисление Анисимову Н Б, проживающему по адресу г…., ул….., платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды и предоставление квитанций за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды. Взыскать с Открытого акционерного общества "……." в бюджет Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в размере ….. рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Советско-Гаванский городской суд в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме. Полный текст решения изготовлен 15.03.2012г. Судья Киселев С.А.