Решение о признании выставленных счетов незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет



2-381/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Советская Гавань 29.03.2012г.

Судья Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края Киселев С.А.,

при секретаре Ахметовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лысенко Г А к ОАО «………» о признании выставленных счетов незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет,

установил:

В Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края с указанным иском обратилась Лысенко Г.А. в обоснование требований указав, что ответчиком ей незаконно в период с …..г. по …..г. предъявлено к оплате за потребление электрической энергии в местах общего пользования многоквартирного жилого дома (ОДН) …. руб. ….. коп. Начисление ОАО «…..» счетов к оплате за потреблённую электроэнергию на общедомовые нужды считает незаконным и нарушающим ее права как потребителя электрической энергии.

В связи с этим, просит признать необоснованным предъявление ОАО «….» требований по оплате за потреблённую электроэнергию на общедомовые нужды, обязать ОАО «….» произвести перерасчёт начисленных сумм за указанный период в сумме ….. руб…… коп.

Истица в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела была уведомлена, предоставила заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие, требования поддерживает.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела был уведомлен, об уважительности причин неявки не сообщил.

Представитель третьего лица – ООО «….» в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела были уведомлен, об уважительности причин неявки не сообщил.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Управление многоквартирным домом, в котором расположена квартира ответчицы в спорный период осуществляло ООО «……».

Начисление оплаты за электрическую энергию как на индивидуальное потребление, так и на общедомовое, производится ОАО "…..". Ответчиком, третьими лицами доказательств наличия заключенных договоров энергоснабжения представлено не было.

В судебном заседании установлено, что за спорный период ОАО «….» истице было начислено за ОДН в общей сложности ….руб. …. коп.

Согласно ст. 153 Жилищного кодекса РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Организация, в которую гражданин обязан вносить платежи за коммунальные услуги, определена в статье 155 Жилищного кодекса РФ в зависимости от вида права, на основании которого гражданин пользуется жилым помещением, расположенном в многоквартирном доме, от способа управления многоквартирным домом и от участия гражданина в таком управлении.

Согласно части 4-7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 4 июня 2011г. N123-ФЗ), во всех случаях, когда управление жилым домом осуществляется управляющей компанией, плату за коммунальные услуги жильцы такого дома вносят управляющей компании. При этом, только на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

Согласно ч.5 ст. 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно ч.6 ст.155 ЖК РФ не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

Согласно п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

Согласно п.3 исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ).

Предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя (абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307). Исполнителем согласно абз.2 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющие организации).

Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальной услугой является не сама электрическая энергия, а электроснабжение, круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. В то же время электроэнергия является коммунальным ресурсом (абз.7 указанного пункта), который продается ресурсоснабжающей организацией исполнителю для поставки потребителю. При этом индивидуальный прибор учета предназначен для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении (абз. 13 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), при оплате по такому прибору происходит возмещение стоимости коммунальных ресурсов.

Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

Возможность заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на приобретение электрической энергии предусмотрена только для собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или для собственников жилых домов при отсутствии заключенного с исполнителем договора (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

В то же время исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530).

Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений.

Вместе с тем, такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.

Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды. Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 138, 161, 162 Жилищного кодекса РФ возлагаются на управляющую компанию, которая в силу предписаний постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами.

В свою очередь, указанные расходы управляющей организации, подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжения, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения. Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации, и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.

Таким образом, действия Открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" по выставлению истице счетов за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды, суд признает незаконными.

Учитывая изложенное, требования истца суд считает законным и обоснованными. Правильность расчета приведенного истицей, подтверждается предоставленными ею квитанциями.

В соответствии с действующей редакцией статьи 155 Жилищного кодекса РФ, в настоящее время законом запрещено внесение платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, напрямую ресурсоснабжающим организациям.

Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика. Размер государственной пошлины должен быть определен исходя из того, что истицей были заявлены как требования неимущественного характера, таки и требования имущественного характера.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования Лысенко Г А к ОАО «…..» о признании выставленных счетов незаконными, об обязании произвести перерасчет - удовлетворить.

Признать необоснованным предъявление ОАО «….» требований по оплате счетов за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды Лысенко Г.А. за период с …..г. по …..г. в сумме ….. руб. ….. коп.

Обязать ОАО «….» произвести перерасчет начислений за электрическую энергию на общедомовые нужды Лысенко Г А, проживающей по адресу г….. за период с …г. по …….г. на сумму ….. руб. …. коп.

Взыскать с ОАО «…..» в доход бюджета Советско-Гаванского района Хабаровского края государственную пошлину в сумме …. руб. … коп.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в апелляционном порядке через Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 03.04.2012г.

Судья: подпись Киселев С.А.

Копия верна. Судья Киселев С.А.